Методика оценки развития способности анализировать в ДООП шахматная страна


Оценка способности анализировать:
Во время проведения тест-партий одновременной игры с преподавателем отслеживается становление способности к анализу, путем расчета предстоящих разменов фигур за время игры в шахматной партии. Первый этап «Нулевой». На этом этапе ребенок не осознает «материальную» ценность фигур, размены в партии происходят хаотично. Второй этап «Плачевный». На этом этапе ребенок пытается понять причины «исчезновения» своих фигур с шахматной доски, размены происходят целенаправленно, но без подготовительного анализа. Третий этап «Начало анализа». На этом этапе ребенок в течение шахматной игры начинает рассчитывать будущий размен только с «дорогими» фигурами (ферзя). Четвертый этап (итоговый результат развития умения ребенком делать анализ ситуации) «Анализ разменов». Ребенок перед разменом делает анализ о его «материальной» выгоде или о его ошибочности.
Оценка развития внимания:
Во время проведения тест-партий одновременной игры с преподавателем отслеживается состояние внимательности, путем подсчета просмотренных «битых» полей в шахматной партии. Первый этап «Нулевой». На этом этапе ребенок, не обращает внимания на «битые» поля, ходы в партии делает хаотично. Второй этап «Начальный». На этом этапе ребенок пытается понять причины «исчезновения» своих фигур с шахматной доски, число просмотров «битых» полей достаточно большое, более восьми раз. Третий этап «Осознанный». На этом этапе ребенок в течение шахматной игры начинает осознавать цену внимательности в шахматной партии, число просмотров «битых» полей не более шести раз. Четвертый этап (итоговый результат развития осознанной внимательности у ребенка) «Перспективный». Ребенок перед каждым ходом осматривает всю шахматную доску с целью выявления всех «битых» полей, число просмотров не более трех за партию.
Оценка формирования способности к самосознанию:
Во время проведения тест-партий одновременной игры с преподавателем, а так же игр между детьми отслеживается становление самосознания ребенка путем переживания за результат партии. Первый этап «Я специально проиграл». На этом этапе ребенок категорически не хочет признавать свою вину (свое неумение, свое незнание), и ему легче сказать окружающим, что он проиграл специально. Второй этап «Я болен». На этом этапе ребенок пытается оправдать свою вину (свое неумение, свое незнание) любой болезнью, якобы которой он болен (болит голова, болит живот и т.д.). Третий этап «Я устал». На этом этапе ребенок пытается оправдать свою вину (свое неумение, свое незнание) любой нагрузкой, которую ему дали взрослые (было много уроков и я устал, много помогал по уборке дома и т.д.). Четвертый этап (итоговый результат развития самокритичности) «Я просмотрел». Ребенок осознает свою вину в своем поражении за шахматной доской, обусловленной просмотром какого-то хода в партии.
Оценка формирования правил взаимоотношений:
Во время проведения игр отслеживается становление самостоятельного мышления, умение отстаивать свое мнение ребенком путем решения спорных моментов за время игры в шахматной партии. Первый этап «Я всегда прав». На этом этапе ребенок категорически не хочет признавать свою вину за созданную спорную ситуацию на шахматной доске (невозможное расположение фигур). Доказательство своей правоты - крик, слезы. Второй этап «Я прав, а Он нет». На этом этапе ребенок категорически не хочет признавать свою вину за созданную спорную ситуацию на шахматной доске (невозможное расположение фигур). Доказательство своей правоты – обвинение соперника. Третий этап «Я и Он». На этом этапе ребенок признает свою вину за созданную спорную ситуацию на шахматной доске, но совместно с виной соперника (невозможное расположение фигур). Доказательство своей правоты – взаимные обвинения. Четвертый этап (итоговый результат развития становление самостоятельного мышления, умения отстаивать свое мнение ребенком) «Я или Он». Ребенок пытается восстановить последовательность ходов за шахматной доской, для обнаружения ошибки приведшей к невозможной позиции, чтобы признать свою вину или доказать ошибку соперника. Бланки диагностических карт представлены в приложении.