А. Грин Алые паруса. Автор и его герои. Литература 6 класс.
Технологические карты уроков (3 урока) литературы
по образовательному модулю «Алый парус надежды». 6 класс
Тема урока. А. Грин. Алые паруса. Автор и его герои. Литература 6 класс. Урок 1.
Цель урока. Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса».
Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.
Беседа по содержанию повести «Алые паруса».
Планируемые результаты.
Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Компьютер, презентация, видеоролики из фильма.
Этап урока Формы работы Деятельность на уроке УУД
Мотивационный
Цель этапа. Постановка целей и задач урока.
Фронтальная беседа. Беседа о писателе и его книге «Алые паруса».
- Что мы уже знаем о писателе А. Грине?
2. Запись темы урока, устная формулировка цели урока «Формирование представления об А. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса. Развитие интереса к творчеству А. Грина.
Беседа по содержанию повести «Алые паруса». Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.
Ориентировочный
Цель этапа. Составление плана урока.
Беседа. Факты биографии, творческой деятельности автора.
Знакомство с жанром феерии.
Проверка домашнего задания.
Беседа по содержанию повести «Алые паруса».
Формирование домашнего задания. Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока.
Коммуникативные. Адекватное межличностное восприятие.
Исполнительный
Цель этапа.
Изучение нового материала.
Лекция учителя. Беседа. Записи в тетради.
Словарная работа. Работа с учебником. Знакомство с биографией и творчеством писателя (лекция учителя с презентацией). Краткая запись в тетради.
Проверка домашнего задания.
- Какое ваше первое впечатление от книги «Алые паруса»?
- Какие эпизоды запомнились больше всего? Почему?
- Каким вы увидели мир А. Грина?
3. Словарная работа. Знакомство с жанром ФЕЕРИЯ (работа с учебником, со справочным материалом в конце учебника).
- Почему А. Грин назвал свою повесть феерия? - (феерия – жанр драматического произведения, в котором борются волшебные силы. В повести повествуется о столкновении жестокой реальности и романтической мечты).4. История создания повести «Алые паруса». – (1923 год. Однажды в витрине игрушечного магазина А. Грин увидел маленький кораблик с правильным парусом. Писатель воспринял это как чудо, из которого и возник замысел «Алых парусов»).Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия», находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Практическая работа.
Цель этапа.
Анализ содержания повести «Алые паруса».
Выразительное чтение. Развитие речи.
Индивидуальные выступления. Мир реальности и фантастики в повести (рассказы учащихся):
- жизнь семьи Лонгрена (смерть жены, стал делать игрушки, чтобы зарабатывать и воспитывать Ассоль);
- жизнь деревни Каперны (однообразие, «надо уметь любить, а этого они не могут», «но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен»);
- отношение в деревне к Ассоль и Лонгрену .Душевная чистота главных героев.
Выразительное чтение по ролям фрагментов повести: «Разговор с волшебником» и «Разговор с угольщиком о мечте».
Работа по группам: «Реалисты» и «Мечтатели».
- Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует реальный мир?
- Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует романтический мир? Предметные. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста.
Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Работа в группах.
Рефлексивный
Цель этапа.
Подвести итоги урока, отследить душевное состояние.
Развитие речи.
Фронтальная беседа. Ответить на вопросы.
- Почему свое повествование А. Грин назвал феерией?
- Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном?
- Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует?
2. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
3. Какое содержание (смысл) вы бы вложили в словосочетание «МИР ГРИНА»?
Каково ваше состояние к концу урока (по пятибалльной шкале)? Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпи-мость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Домашнее задание. Составить сравнительную характеристику главных героев.
Подготовить устный пересказ и анализ понравившихся эпизодов.
Тема урока. А. Грин. Алые паруса. Душевная чистота героев. Литература 6 класс. Урок 2.
Цель урока. Показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним.
Показать победу романтической мечты над реальностью жизни.
Формирование навыков устной и письменной речи.
Планируемые результаты.
Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике.
Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Формы и методы обучения. Фронтальная беседа, индивидуальная (самостоятельная работа, сообщения, практическая работа), коллективная (составление сравнительной характеристики, составление ментальных карт), творческая (написание мини сочинений – отзыв о повести «Алые паруса»).Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Иллюстрации к феерии «Алые паруса» С. Бродского и других художников, иллюстрации учащихся. Компьютер, презентация, видеоролики из фильма. Эпиграф урока на доске: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками».
Основные понятия и термины. Сравнительная характеристика героев, феерия, эссе.
Этап урока Формы работы Деятельность на уроке УУД
Мотивационный
Цель этапа. Постановка целей и задач урока.
Вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя. (А. Грин создал силой своего воображения необыкновенный мир. Герои «Алых парусов»: юная Ассоль и способный на неординарный поступок Артур Грей – разными людьми воспринимаются по-разному. Но равнодушных нет. Мир Грина поглощает всех и каждого, зовет за собой. «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом», -
К. Паустовский).Сегодня на уроке мы уточним ваше восприятие героев, отношение к каждому из них. Выясним авторскую позицию и различные формы её выражения. Регулятивные. Организовывают свое рабочее место.
Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Ориентировочный
Цель этапа.
Составление плана урока.
Фронтальная беседа. Работа с иллюстрациями.
Составление сравнительной характеристики.
Устный анализ эпизодов.
Творческая работа – написание отзыва-эссе (мини сочинение).
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Регулятивные. Организо-вывают свое рабочее место.
Познавательные. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Исполнительный
Цель этапа.
Показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним.
Рассматриваем иллюстрации С. Бродского и других художников к творчеству А. Грина. Высказываем свое мнение. Рассматриваем иллюстрации и аппликации с урока математики (геометрия построения парусника) своих одноклассников (иллюстрации на доске).
Составление сравнительной характеристики Ассоль и Грея. План сравнительной характеристики.
- Кто воспитывал Ассоль и Грея, что было общего в воспитании героев?
- Почему у Ассоль и Грея не было друзей-сверстников?
- Какие впечатления детства наложили отпечаток на формирование характеров Ассоль и Грея?
- Какие фантастические миры были созданы воображением Ассоль и Грея и чем похожи эти миры?
- Какие черты характера можно назвать общими у того и другого?
- Почему характеры Ассоль и Грея мы называем романтическими? – (мечтательность, богатый внутренний мир, стремление выбраться из грубой дествительности, оторванность от реальности…). Предметные. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.
Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Практическая работа.
Цель этапа.
Показать победу романтической мечты над реальностью жизни.
Формирование навыков устной и письменной речи.
Фронтальная беседа. Развитие устной и письменной речи. Устный анализ эпизодов: «Встреча Ассоль и волшебника Эгля»; «Разговор Ассоль с угольщиком о мечте»; «Встреча Ассоль и Грея на борту корабля с алыми парусами». (- Проследим, как Грей готовился к этой встрече (душевное состояние, выбор шелка).- Какое впечатление производит сцена встречи героев?
- Как жители Каперны отреагиовали на происходящее?
- Найти в тексте средства выразительности, передающие состояние.
- В чем заключается смысл произведения? – (дать объяснение эпиграфу урока).
Творческая работа – написание отзыва-эссе (мини сочинение). Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста.
Регулятивные. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Рефлексивный
Цель этапа.
Подвести итоги урока, отследить душевное состояние.
Фронтальная беседа. Развитие устной речи. Зачитать отзывы о повести (по желанию учащихся).
Прочитать (или спеть) стихи на тему «Алых парусов».
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнуться паруса
И скрипка пропоет над океаном.
В чем привлекательность героев А. Грина? В чем сила книги «Алые паруса»?
Каково ваше состояние к концу урока (по 5-пятибалльной шкале)? Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Домашнее задание
Прочитать на выбор другое любое произведение А. Грина или просмотреть кинофильм .Подготовить (на выбор) презентацию, сочинение, инсценирование фрагмента из произведений А. Грина, стихотворение по теме, ментальную карту, иллюстрацию с комментарием и т. д.. Тема урока. А. Грин. Алые паруса. «Алые паруса» как символ воплощения мечты. Литература 6 класс. Урок 3.
Цель урока. Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, подарившем миру мечту. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.
Формирование навыков устной и письменной речи. Контроль и самоконтроль знаний.
Планируемые результаты.
Предметные. Владеть знаниями о биографии А. Грина, его творческом пути, об особенностях его творческого мастерства. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике, в интернете, в дополнительной литературе.
Регулятивные. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, уметь рисовать иллюстрацию, писать эссе, размышление на основе личных впечатлений и полученных знаний. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к творчеству А. Грина. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Формы и методы обучения. Фронтальная беседа, индивидуальная (самостоятельная работа, сообщения, практическая работа, рисование иллюстраций), коллективная (составление ментальных карт), творческая (написание мини сочинений – отзыв о повести «Алые паруса»).Оборудование. Портрет А. Грина. Выставка книг писателя. Иллюстрации к феерии «Алые паруса» и другим произведениям писателя, иллюстрации учащихся. Компьютер, презентация, видеоролики из фильма. Эпиграф урока на доске: «Потребность необычайного - может быть, самая сильная после сна, голода и любви».Этап урока Формы работы Деятельность на уроке УУД
Мотивационный
Цель этапа.
Постановка целей и задач урока.
Фронтальная работа. Записи в тетради. Формулирование темы и целей урока.
- «Алые паруса» как символ воплощения мечты.
- Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, подарившем миру мечту. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина. Регулятивные. Организовы-вают свое рабочее место.
Коммуникативные. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Ориентировочный
Цель этапа.
Составление плана урока.
Фронтальная работа. Записи в тетради. Вступительное слово учителя. Карта «Гринландии».
Выступления учащихся о жизни и творчестве писателя (наиболее значимые эпизоды).
Выступления учащихся по другим произведениям
А. Грина.
Работа с иллюстрациями.
Выразительное чтение стихов.
Творческая работа – размышление по крылатым фразам писателя.
Практическая работа над тестом «Наш Грин».
Итог урока. Рефлексия. Регулятивные. Организо-вывают свое рабочее место.
Познавательные. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Исполнительный
Цель этапа.
Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, подарившем миру мечту. Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.
Индивидуальные выступления.
Фронтальная беседа.
Развитие связной речи. Выразительное чтение. Вступительное слово учителя. (сегодня мы завершим наш разговор о, самом большом мечтателе, подарившем миру огромную страну под названием «Гринландия». Показать презентацию с картой Крыма и «Гринландии».
Выступления учащихся о жизни и творчестве писателя (наиболее значимые эпизоды или что больше запомнили). Как вы можете объяснить, почему при такой тяжелой жизни писателя он стал таким романтиком? –
(«Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами», - А. Грин. «До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения», - А. Грин)Какие другие произведения А. Грина вы еще знаете» - (рассказ «Корабли в Лиссе», романы «Бегущая по волнам», «Блистающий мир»).
Рассказать коротко, о чем эти произведения.
Работа с иллюстрациями по творчеству А. Грина.
Выразительное чтение стихов о писателе и по повести «Алые паруса».
Олеся Писаренко. АЛЫЕ ПАРУСА
За туманом утренним
Слышен моря плеск.
Росы изумрудные
Стряхивает лес.
В это утро сонное
Всюду чудеса -
Вновь у горизонта я
Вижу паруса.
Вот они пожарищем
В небо поднялись,
Мне б ещё увидеть вас,
Зурбаган и Лисс!
Города весенние
В голубой дали
Создал их волшебник
Александр Грин.
И опять, как прежде,
По морским волнам
Я иду навстречу
Алым парусам
На лицо попала
Мне морская соль.. . Это мой кораблик!
Это я - Ассоль!
Сказочная Ассоль. Александр Суворый За туманом утренним слышен моря плеск.
Росы перламутровые стряхивает лес.
За окошком маленьким в синей тишине
Шепчет голос внутренний эту сказку мне.
Шепчет он, что где-то там расцвели сады,
Там весна и лето растопили льды.
Там, где ветер и прибой терпкие, как соль,
Ждёт меня, ждёт давно милая Ассоль.
А туман клубится, словно дым костра.
Синий свет струится, сказка так быстра.
И шумят в тумане сосен яруса,
Словно ветры странствий в алых парусах.
Татьяна Рождественская. О Грине
Он лежал на узкой постели,
Повернувшись лицом к окну.
Золотые ласточки пели
Догорающую весну.
Где-то море ласкало берег,
Расстилалось пеной у ног.
Он лежал, не желая верить,
Что увидеть моря не мог.
Сонный ветер лег у порога,
Городок утонул в жаре,
И колючая «недотрога»
У скрипучих росла дверей.
Взгляд тяжел и уже неясен…
Он устал от жестоких мук.
Но вставал до боли прекрасен,
Мир, пригрезившийся ему.
Где морями шли капитаны,
Где от счастья пели глаза,
Где от Лисса до ЗурбаганаВетром полнились паруса.
Человек умирал, не зная,
Что ко всем берегам земли
Шли, как алая птичья стая,
Им придуманные корабли. Предметные. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста. Выражают структуру задачи разными средствами. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ориентируются в учебнике, отвечают на вопросы учителя, обобщают, делают выводы, находят нужную информацию в учебнике, в интернете, в дополнительной литературе.
Регулятивные. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.
Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные. Формирование собственного отношения к творчеству А. Грина. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Контрольный
Цель этапа.
Формирование навыков устной и письменной речи. Контроль и самоконтроль знаний.
Творческая работа – размышление по крылатым фразам писателя. Зачитать (по желанию).
Практическая работа над тестом «Наш Грин».
Контрольные вопросы по творчеству А. С. Грина
1.В каком городе учился и провел детство А. Грин?
2.Какая у него настоящая фамилия, почему?
3. О чем с детства мечтал А. Грин? Осуществилась ли его мечта?
4.Назвать профессии, по которым работал писатель.
5.За что был не раз арестован?
6.В каких черноморских портах жил и работал?
7.Был ли в заграничном плавании. Если да, то где?
8. Какое место на карте России больше всего любил А. Грин?
9.Где жил последние годы и умер?
10. Что оригинальное стоит вместо памятника на его могиле?
11. Вблизи какого города происходит действие феерии «Алые паруса»?
12. Какие названия городов Гринландии вы знаете?
13. Как название деревни, где жила Ассоль?
14. Как имя капитана Грея? Кто он по происхождению?
15. Как имя отца Ассоль?
16. Каково название корабля капитана Грея?
17. Как звучит главная фраза повести «Алые паруса»?
18. Как звали легендарную девушку в романе «Бегущая по волнам»?
19. Назовите как можно больше книг А. Грина.
20. О чем книга «Блистающий мир»?
21. Запомнится ли вам творчество А. Грина? Почему? Регулятивные. Умеют рисовать словесную иллюстрацию, писать эссе, размышление на основе личных впечатлений и полученных знаний. Организовывают свое рабочее место. Оценивают достигнутый результат.
Личностные. Осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Рефлексивный
Цель этапа.
Подвести итоги урока, отследить душевное состояние. Каково ваше состояние к концу урока (по пятибалльной шкале)?
Сделать самостоятельный выбор оценки своей работы по всему образовательному модулю «Алый парус надежды» .Личностные. Осознавать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Регулятивные. Оценивают достигнутый результат.
Домашнее задание
Подготовить индивидуальное, парное или групповое выступление для завершения образо-вательного модуля (презентацию, сочинение, инсценирование фрагмента из произведений А. Грина, стихотворение по теме, ментальную карту, иллюстрацию с комментарием и т. д.).
О произведении
Рассказ «Алые паруса» впервые опубликован в 1923 году. Автор стремился показать в своём произведении возможность победы мечты над будничностью. Повесть Александра Грина «Алые паруса» рассказывает о девочке Ассоль, о её верности мечте и стремлении к ней. Главный конфликт повести «Алые паруса» – это противостояние мечты и реальности.
Ассоль – бедная девушка, живущая с отцом. Однажды старый собиратель легенд Эгль сказал, что за ней приплывет принц под алыми парусами. Девушка всем сердцем поверила, и ждала своего принца.
Артур Грэй – единственный наследник знатного богатого рода, ищущий себя и свое место в мире. С пятнадцати лет он покидает родной дом и отправляется в плаванье.
Другие персонажи
Лонгрен – старый моряк, что живет со своей дочерью Ассоль. Его жена умерла, он сам растит дочь и зарабатывает на жизнь, создавая из дерева модели кораблей.
Эгль – собиратель сказок и легенд. Однажды в лесу он видит Ассоль с игрушечной яхтой на алых парусах, и говорит девочке, что такой же кораблю приплывет когда-то за ней.
Хин Меннерс – сын погибшего хозяина трактира Меннерса. Ненавидит отца Ассоль и саму девушку, потому что Лонгрен не помог его отцу, когда его лодку относило в открытое море.
Жители Каперны – приземленные, циничные люди. Они не любят Лонгрена, а Ассоль считают безумной. Рассказ об алых парусах для них стает еще одним поводом для насмешек над девочкой.
Заключение
Повесть многогранна и раскрывает много важных проблем.
На первом плане – проблема противостояния мечты будничности. Каперна и ее жители выступают антиподами Ассоль и Грэя. Ассоль ждет исполнения сказочной мечты, а Грэй воплощает мечту в жизнь, украсив свой корабль парусами с алого шелка.
Символичным является цвет паруса. Алый – символ победы, ликования. Деревня Каперна изображается в серых тонах, на фоне ее грязных крыш «Секрет» под алыми парусами кажется чудом. Этот цвет совершенно чужой здесь, как и Ассоль с Грэем, поэтому они уплывают отсюда в конце повести.