Урок литературы в 8 классе на тему: «Прекрасны вы, брега Тавриды…»


Урок литературы в 8 классе Тема: «Прекрасны вы, брега Тавриды…» Выполнила : учитель русского языка и литературы МКОУ «Цветочненская СШ» Кайбуллаева Л.Р.Тема: «Прекрасны, брега Тавриды…»Цель: знакомство с литературными местами Крыма, с музыкантами и композиторами. чьё творчество связано с Крымом, воспитывать любовь к Родине.Оборудование: маршрутные листы, видеодиктант ,С. В. Рахманинов этюд «Море»,Ф. И. Шаляпин «У Чёрного моря» ,А. С. Караманов «Симфония №7»,А. С. Пушкин стихотворение «К морю», презентация «Юлия Друнина и Крым», стихотворение Ю. Друниной «В старом Крыму »,Л. А. Афанасьева «Восточный Крым »,картина Айвазовского «Прощание Пушкина с Чёрным морем», фильм М. Казинника«Скала и шторм».Ход урока:I.Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний. Слово учителя: Дорогие ребята! Я хочу начать нашу встречу словами К. Паустовского «Есть уголки нашей Земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья. Прелесть крымской земли раскрывается для иных медленно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль, вызывающую надежду ещё раз увидеть эту полуденную землю…Таков Крым. Поэтому он и стал «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов»Вопрос: Вы, наверное, догадались о чём мы сегодня будем говорить?Мы сегодня будем говорить о Крыме, об искусстве, о музыкантах и поэтах, чьи судьбы, так или иначе связаны с Крымом. Итак наша тема (открывается тема на доске) «Прекрасны вы, брега Тавриды».У на сегодня необычный урок ,урок-экскурсия по Крыму, литературному и музыкальному. На столах маршрутные листы, которые нужно сдать в конце урока.Видеодиктант (см. слайды):Белая скала, Неаполь Скифский, Ласточкино гнездо, Воронцовский дворец, Херсонес, Бахчисарайский дворец, Пантикапей, Ливадийский дворец.III.Работа по теме.1.Проблемная ситуацияЧтобы наше путешествие было удачным, мы должны разгадать загадку Сфинкса(на слайде)«Кто утром на четырёх, днём на двух. вечером на трёх?»Предлагаю посмотреть отрывок из фильма М. Казинника – искусствоведа, музыканта, профессора-для того чтобы понять зачем мы сегодня обратились к загадке Сфинкса.Вопрос: Согласны ли вы с автором фильма, что Крым, действительно , «центр цивилизаций»? 2.Работа в группах: литературоведы и музыковеды.Краткая экскурсия по литературным и музыкальным местам Крыма.А)Презентация «Пушкин и Крым»Б)Чтение стихотворения «Прекрасны вы, брега Тавриды».В)Анализ-интерпретация по картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем».Г)Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «К морю».Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой…Прощай же, море! Не забудуТвоей торжественной красыИ долго, долго слышать будуТвой гул в вечерние часы.Слово учителя: у Пастернака есть такие строки: «Скала и шторм;Скала и плащ, и шляпа;Скала и Пушкин…»Вопрос: Какие музыкальные мотивы навивает нам эта картина?(Звучит этюд Рахманинова «Море».)Вопрос: Что объединяет эти три произведения искусства: стихотворение «К морю», картина Айвазовского, этюд Рахманинова?Ответ: Объединяет тема, настроение, вдохновение.
3.ЛитературоведыСообщение «Ю. Друнина и Крым».Чтение стихотворения «В старом Крыму»Чтение стихотворения Л. А. Афанасьевой «Восточный Крым»4.МузыковедыСообщение о Ф. И. Шаляпине, А. С. Караманове.Слово учителя: Мы сегодня говорим о талантливых людях :музыкантах, поэтах, которые находят вдохновение в каждом уголке крымской земли, в пейзажах, в безкрайнем море,и конечно же в общении с людьми, живущими на нашем полуострове, с крымчанами.5.Звучит стихотворение современной поэтессы Л. Огурцовой «Я-крымчанин»Я – КрымчанинНочь наступила, и в тёплых постелях      Три малыша спят в своих колыбелях. Трём малышам мамы песенку пели,Три милых носика дружно сопели.«Спи, моя зіронько, в лагіднім сні,   Море співає для тебе пісні».«Баюшки-бай, баюшки-бай, Спи, мой хороший, скорей засыпай».«Къырлар  ятты, байырлар  юкълады Ёрулгъан  сабийлер  юкъугъа  далды».*Баюшки-баю, баюшки-бай, Спи, мой хороший, скорей засыпай. Кто же те дети? Они англичане? Или в кроватках уснули датчане?Шведов, французов ли мамы качали?Нет, малыши эти наши — крымчане! Крымом родная земля их зовётся, И в колыбельной о Крыме поётся. Крым, как и Солнце, один в этом мире:Крым —  это степь и курганы седые, Крым — это пики вершин в поднебесье,Крым — это море, поющее песни. Родина нам дана только одна,Пусть будет счастлив здесь каждый сполна! Разные мамы у детских постелей            Песни о Родине ласково пели. Под мирным небом, в своих колыбелях Три милых носика дружно сопели. IV. Подведение итогов.Вопрос: Согласны ли вы с высказыванием Паустовского, что Крым является «источником вдохновения»?V. Домашнее задание1.Наизусть стихотворение о Крыме.2.Нарисовать крымский пейзаж.3.Презентация о крымских художниках.