Доклад на тему:«Формирование правильной осанки у детей школьного возраста»
«Формирование правильной осанки у детей школьного возраста»
Алимирзоева Виктория Алимирзоевна 141гр фельдшерского отделения. Руководитель: Яшкина А.С., преподаватель ПМ 05 «Медико-социальная реабилитация» первой квалификационной категории.
ГАПОУ СО «Балаковский медицинский колледж»
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. С учетом социальной сущности человека здоровье определяется и как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды». Максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям.
Совершенствование физического образования в школе нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.
Воспитание правильной осанки у детей в основном проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков.
Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений осанки среди школьников. По различным данным они составляют от 40 до 60%. В процессе проведения уроков физической культуры отсутствуют программы профилактики нарушений осанки, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей.
Поддержание правильной позы требует систематичности и повторяемости. В то же время в рамках урока и многообразия стоящих задач по прохождению программного материала на развитие основных физических качеств существует постоянная реальность «упустить» из-под внимания моменты формирования осанки школьника. Следует отметить, что уроки физической культуры не решают проблему формирования осанки, что подтверждает актуальность данной работы.
Цель исследования: изучение особенностей профилактики нарушений осанки у школьников.
Объектом исследования являются школьники.
Предмет исследования – учащиеся младшего школьного возраста «СОШ №18» г. Балаково.
Задачи исследования:
Изучение литературы, посвященной изучению данной проблемы.
Провести экспериментальное исследование.
Провести анализ полученных данных.
Представить основные выводы и рекомендации.
Методы исследования: анкетирование родителей; антропометрические исследования; исследования состояния осанки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста, основанная на полученных результатах исследования динамики и характера данных нарушений, дает возможность адекватно воздействовать на опорно-двигательный аппарат детей и приводит к улучшению в состоянии осанки.
Теоретические аспекты изучения проблемы формирования правильной осанки
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением. Известны классическое схемы Штаффеля, иллюстрирующие различные типы осанки.
Первый, основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от средины черепа, проходит тотчас у заднего края нижней челюсти, идет по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бедер, проходит кпереди от коленных суставов заканчивается немного кпереди от линии, соединяющей шопаровы суставы.
Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены. Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.
Третий тип осанки - круглая спина. Ее основная характеристика - увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и «исчезание» поясничного лордоза.
Четвертый тип осанки по Штаффелю - сутулая спина. Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии, соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.
Факторы влияющие на формирование осанки.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.
В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободной опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков во фронтальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника. Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
Все эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о наличии нарушений осанки или сколиотической болезни.
Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Различают следующие варианты осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
- «сутуловатость» - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
- «круглая спина» –увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
- «вогнутая спина» - усиление лордоза в поясничной области;
- «кругло-вогнутая спина» - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза;
- «плоско-вогнутая спина» - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.
Для определения степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости производят следующие измерения глубины изгибов позвоночника (в сантиметрах от отвеса, который прикреплен на затылке):
- шейный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки шейного отдела позвоночника);
- поясничный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки поясничного отдела позвоночника);
- крестцовую часть (от шнура до крестцовой части позвоночника);
- если шнур не касается грудного кифоза, то измеряется расстояние до спины.
Обычно различают три степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, являются ли искривления уже установившимися, стойкими, ребенка просят выпрямиться.
Деформация 1 ст. - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении.
Деформация 2 ст. - искривление отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.
Деформация 3 ст. - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от чуть заметных до резко выраженных. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа; отсутствуют признаки торсии позвонков.
Программа физической культуры по формированию правильной осанки.
Нами разработана комплексная методика адаптивной физической культуры, включающая как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста. Индивидуализация лечебного воздействия при групповом методе достигается комплектованием небольших групп по 15-20 детей, однородных по возрасту и полу, и назначением индивидуальных упражнений и их дозировки в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся. Форма занятия - урок длительностью 45 минут.
В программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку:
Упражнения на ощущение правильной осанки
- Стать к стене в основной стойке так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
- Стать к стене (и.п. то же), присесть и встать или поднимать и сгибать поочередно ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
- Стать к стене (и.п. то же), сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стене.
Упражнения из исходного положения стоя
- И.п. - о. с., руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения рук вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
- И.п. - о. с., руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны (вправо, влево) - вверх-вниз (по 3 раза в каждом направлении).
- И.п. - о. с., руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперед и вверх; сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину; возвращаемся в и.п. (повторить 3-5 раз).
- И.п. - о. с., руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носок тянем, спина прямая, 5-6 раз каждой ногой).
- И.п. - о. с. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной (1-2 мин).
Упражнения лежа на спине
- И.п. - лежа на полу, руки вдоль тела; спина, затылок плотно прижаты к полу. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) вверх. На выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз)
- И.п. - лежа на спине. С напряжением поднимаем руки вперед-вверх, возвращаемся в и.п. (5-6 раз).
- И.п. - лежа на спине, руки в стороны, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку кладем на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в и.п. (5-6 раз). Положения рук чередовать.
- И.п. - лежа на спине; голова, туловище, ноги представляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову, плечи, посмотреть на ноги, вернуться в и.п. (2-3 раза).
- И.п. - лежа на спине. Подтянуть к себе согнутые ноги, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
Упражнения из исходного положения лежа на животе
- И.п. - лежа на животе, руки вверху. Поднять вверх правую руку и левую ногу, задержать. Повторить с другой руки и ноги (6-8 раз).
- И.п. - лежа на животе, руки на спине сцепить в замок. Поднимать верхнюю часть туловища, руками тянуть себя назад (5-7 раз).
- И.п. - лежа на животе, руки сложены перед собой, голова на руках. Поочередно поднимать прямые ноги (6-8 раз).
- И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять одновременно обе руки и ноги, прогнуться, задержаться. Взгляд - прямо (4-6 раз).
- И.п. - лежа на животе, руками взяться за голеностопы ног. Прогнуться - “корзиночка”, покачаться (1-2 раза).
Исследовательская работа
Исследование проводилось на базе «СОШ №18» г. Балаково. В исследовании приняли участие 23 учащихся.
Анализ полученных данных позволил отметить, что 47,7% учащихся имеют нормальную осанку, а 52,3% имели нарушения различной степени.
11944357874000
Для выявления факторов, негативно влияющих на формирование правильной осанки у детей, было проведено анкетирование родителей.
В результате исследования было выявлено: 74,2% детей не выполняют утреннюю гимнастику и только 25,8% детей занимаются под руководством родителей.
Установлено, что 67,3% детей затрачивают на приготовление домашнего задания более трех часов, находясь в неудобном положении.
Выявлено, что 58,7% детей спят на мягкой кровати с большой подушкой. На жёсткой кровати спят 41,3% детей.
51,2% опрошенных родителей ответили отрицательно и 48,8% положительно на вопрос, носят ли дети ранцы на плечах.
2832103609975
Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки
Профилактика нарушений осанки должны быть комплексными и включать:
1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
2. Правильная и точная коррекция обуви:
- устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей;
- компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость);
3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.):
4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;
5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
7. Применение, если это необходимо, различных ортопедических изделий: корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет.
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее трех раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз.
Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. На одном занятии целесообразно делать 3-4 упражнения. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, но по мере их освоения упражнения необходимо усложнять за счет усложнения исходного положения, за счет изменения положения рук, ног, применения отягощений (палки, гантели, мячи, увеличения числа повторений до 10-12.
Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими, дыхательными, упражнениями на расслабление, на координацию и др.
Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.
Результаты проведенного исследования позволяют нам сформулировать основные выводы. Выявлено, что большинство учащихся не выполняют утреннюю гимнастику и только 25,8% детей занимаются под руководством родителей. Двигательная активность детей с возрастом уменьшается. Большинство школьников мало времени проводят на свежем воздухе, выполняют домашнее задание, сидя за не соответствующей ростовым параметрам мебелью, спит на слишком мягких кроватях с высокими подушками. Все эти факторы способствуют увеличению числа детей с нарушенной осанкой.
Очевидно, осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется взаимодействием следующих факторов: морфологического развития опорно-двигательного аппарата, эффективного функционирования систем жизнеобеспечения, системы педагогического воздействия на физическое развитие в процессе физического воспитания.
Следовательно, в сознании специалиста по физической культуре, занимающегося с определенным уровнем физкультурного образования должна быть сформирована мотивация деятельности не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «сделать то и только то, что необходимо и достаточно» для формирования или профилактики или коррекции правильной осанки и походки у конкретного человека. В этом проявляется и гуманистический подход в педагогическом процессе физического воспитания.
Список использованной литературы
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 210 с.
Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.
Дехтяр С.К., Смирнова Т.Н., Поляков В.Е. Деформации позвоночника у детей. // Детская хирургия, 2001, №2. -С.12-21.
Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.
Мельничук Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. -№2. -C.47.
Попов С.Н., Валеев Н.М., Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.