Конспект открытого тематического музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы (с использованием современных образовательных технологий) Кубань – моя малая Родина
Конспект
открытого тематического музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы (с использованием современных образовательных технологий), проведенное Домолега Н.В., музыкальным руководителем МБДОУ детский сад №9 «Ивушка» поселка Мостовского
Тема занятия: «Кубань – моя малая Родина»
Цель: Через музыкальный материал, современные образовательные технологии, ЦОР прививать детям любовь к Родине, Кубанскому краю, родному поселку.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о нашем крае, о нашем поселке;
продолжить формировать представления, о том, что наш край богат традициями, природой;
систематизировать знания детей о символике Кубани;
побуждать детей отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
Развивающие:
развивать музыкальные способности дошкольников через различные виды музыкальной деятельности;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления;
развивать креативные, творческие способности, импровизационное творчество.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к произведениям кубанских поэтов, композиторов, кубанскому музыкальному фольклору;
воспитывать коммуникативно – личностные качества.
Использование современных образовательных технологий:
Использование релаксационной игры «Возле речки»
Ритмопластическая композиция
Технология музыкотерапии через восприятие кубанского фольклора
Игровые технологии
Творческая танцевальная импровизация
Личностно – ориентированная технология
Словарная работа: Родина, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, карта, географическое положение.
Предшествующая работа:
разучивание стихотворений о Кубани, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны, края, района, проведение беседы;
слушание кубанских народных песен, музыки, песен кубанских композиторов;
проведение экскурсии по нашему поселку, краю с помощью презентаций.
Ход занятия:
(звучит песня «Район Мостовский» автор неизвестен), в музыкальный зал входят дети.
Музыкальное приветствие
Музыкальный руководитель: Ребята, вы обратили внимание какая музыка звучала? Правильно, это песня. Кто скажет, о чём эта песня? Дети: О нашем родном поселке Мостовском. Вслушайтесь в слова песни «Район казачий, район Мостовский»
(Музыкальный руководитель проводит беседу о родном поселке, с показом презентации «Мой поселок»)
Музыкальный руководитель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, музыкальный руководитель продолжает разговор.
Ответов на этот вопрос может быть много: Родина - это страна, в которой мы родились и живем. Наша Родина - это русские леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили, трудились наши предки. Земля, которую наши предки защищали от врагов. Родина - это наш край, город, поселок. Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, наш дом. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Музыкальный руководитель: Наш поселок, наш край – это наша малая Родина. Ребята, а вы любите свой край, свой поселок? (ответы детей)
Показ презентации «Наш край»
Музыкальный руководитель: Богат и красив наш Кубанский край, богат щедрым урожаем, наш край называют «житница России», богат своими традициями, обрядами, своими казачьими кубанскими песнями.
Ребята, а какую кубанскую песню вы знаете? (ответы детей)
Дети исполняют песню «Поющая земля», кубанская народная песня
Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас послушайте внимательно это произведение (слушание Гимна Кубани, музыка народная, обр.В.Захарченко, сл. А.Образцова
А почему вы встали и слушали стоя? (ответы детей)
Правильно, звучал Гимн Кубани. Эта песня была написана более 100 лет назад Образцовым, позже она стала Гимном Кубани.
О чем говорится в Гимне нашего края? (ответы детей)
В Гимне Краснодарского края прославляется кубанская земля. Гимн - это музыкальное произведения, торжественная песня, в которой кого-нибудь, или что-нибудь прославляют.
Какая музыка по характеру, настроению? (ответы детей)
Вы верно услышали – торжественная, величавая, серьезная. Это важная и главная песня нашей малой Родины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту России, кто сможет показать, где находится наш Краснодарский край?
(дети рассматривают карту, находят Краснодарский край).
Наш Краснодарский край богат степями, реками, морями, а степь протягивается к красивым и высоким горам. А как называются горы?
(ответы детей)
Верно, это Кавказские горы, а как называется самая большая река Краснодарского края?
(ответы детей).
Какие вы молодцы. Река называется Кубань, вот поэтому наш край называется Кубанским.
А какие моря омывают наш край? (ответы детей). А в Мостовском районе какая самая большая река? (ответы детей)
А вы с родителя отдыхали у Лабы? (ответы детей)
Давайте вспомним, как летом вы отдыхали возле речки. Представьте себе, что мы с вами сейчас на берегу Лабы, закройте глаза
Релаксационная игра: «Возле речки»
(звуки природы: пение птиц и плеск воды на фоне музыки)
Музыкальный руководитель: Представьте себе лесную полянку у реки «Лаба», на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.
Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.
Подарите свои улыбки и хорошее настроение всем присутствующим!
Солнышко родное ярко светит нам и всем нашим друзьям.
Ритмопластическая композиция: «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (по кругу идут)
Побежал в лесу ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (поднимают руки вверх)
Посмотрите на экран, что вы видите? (ответы детей)
Это символика нашего края, поселка. Кто расскажет (дети рассказывают о гербе Кубани, Мостовского поселка, о флаге Кубани, Мостовского)
Звучит стихотворение В.Подкопаева «Кубань» на фоне песни: «Посадила я сады», кубанская народная песня, муз.Г.Пономаренко
Вся Кубань встает перед тобой!
Ты видишь, как пшеница колосится,
Ты слышишь, как о берег бьет прибой.
И если даже родом ты не здешний,
Однажды, побывав у нас поймешь,
Какой природой славен край наш вешний,
Какой красой особенно хорош:
Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает.
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик-народ.
А кто же населяет Кубань? (ответы детей)
Казаки жили на Кубани еще с давних времен, они очень любили свою землю, свою родину и свои семьи, чтили традиции своих дедов и прадедов. А семьи у кубанских казаков были большими и дружными. Взрослые казаки служили, защищали свою Родину, женщины занимались хозяйством, домом, а ребята очень любили играть в разные кубанские игры. А какие вы знаете кубанские игры? (ответы детей)
В какую бы игру вы хотели поиграть? (предложения детей)
Игра «Кривой петух», кубанская народная игра
Воспитатель: Ребята, а еще в нашем Краснодарском крае очень много поэтов, которые в своих стихотворениях рассказывают о Кубани, о ее природе, прославляют ее, и людей живущих на этой земле.
Дети читают стихотворения
-Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот,
У реки береза - скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной кубанский двор,
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна. З. Александрова.
Ты цвети, моя Кубань, становись все краше
Не уронит честь казачью поколенье наше.
Мы растем стране на славу под Кубанским небом
Будем славить край родной богатырским хлебом
Лучше нет станицы нашей, нет богаче края
Ты всегда любимой будешь, сторона родная.
Вот такой народ кубанский, много в нем душевной теплоты
Славься, край певучий и раздольный, красота родимой стороны!
Что такое Мостовской?
Это бурная Лаба, это лес и травы
Это воля, дух, борьба, доблесть, честь и слава.
Есть на свете места, где нам с детства знаком
Каждый дом и пригорок, и лес, и опушка
Здесь душа отдыхает, шепчась с вечерком
Мой район Мостовской, для меня ты на свете всех лучше!
Музыкальный руководитель: Наш кубанский народ прекрасен во всем, мы с вами о многом сегодня говорили, а вот о том, какие веселые и задорные пляски в нашем крае еще не показали.
Творческая танцевальная импровизация «Барыня», с использованием детских музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель: Вот и подходит к завершению наше занятие
Ребята, понравилось вам занятие? (ответы детей)
А что больше всего понравилось? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (индивидуальный опрос)
Были ли трудности, какие? (ответы детей)
Ребята, посмотрите, на столе находятся карточки с изображением (дети озвучивают)
Да верно. Это карточка с солнышком, которое обогревает наш край, а эта карточка с тучкой, которая приносит дождик.
Солнышко обозначает, что на занятии вы участвовали активно, не было трудностей, все задания вы смогли выполнить. А тучка обозначает, что у вас были затруднения, что не на все вопросы вы смогли ответить. Подумайте, и выберите соответствующую карточку.
Проводится рефлексия
Затем проводится беседа, о выбранных карточках, индивидуально задаются вопросы.
Спасибо большое за ваше активное участие. Вы много знаете о родном крае, поселке, на все вопросы отвечали правильно, с удовольствием. Пели, танцевали, играли выразительно и эмоционально (индивидуально отметить более активных детей).
Музыкальный руководитель: Богат и красив наш Кубанский край.
Красив своей природой, людьми,
Богат урожаем и традициями.
Так будем же любить и беречь его!
Пусть растет и процветает наш любимый Краснодарский край!
Ребята, старайтесь больше узнать о людях и истории своей родины и своей малой родины, берегите ее природу, сохраняйте ее обычаи и традиции.
Валеологическая песенка: «До свидания»
Под песню: «Ой, да Краснодарский край», слова народные,
муз.В.Захарченко, дети проходят в группу
ъђЗаголовок 1ъђЗаголовок 2ъђЗаголовок 3ъђЗаголовок 4ъђЗаголовок 5ъђЗаголовок 6ъђЗаголовок 7ъђЗаголовок 8ъђЗаголовок 915