Конспект урока развития речи Сочинение-рассказ на тему Как я однажды… 5 класс

Урок 30. РАССКАЗ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ “КАК Я ОДНАЖДЫ”

Д/з и его проверка
Текст какого типа вы будете создавать, готовя сочинение на такие темы: “Как мы ездили в ”, “Как я помог”, “Как я однажды”, “Как я научился”?
Уточните предложенную или придумайте для себя сами тему, требующую формы повествования. Сформулируйте основную мысль сочинения. Составьте план её раскрытия.
Знакомство с темой урока. Рассказ. Целеполагание. Работа с конспектом.
Наблюдения и беседа.
Прочитайте рассказ. Какова его тема, проблема, идея? Какую роль играет в тексте заглавие?
“Путешественники вышли из города”
Как-то писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман собирались на рыбную ловлю. С ними хотел пойти соседский мальчик. Мальчик этот писал стихи, намеревался стать писателем и вёл себя весьма самоуверенно.
Скажи мне, друг мой, – обратился к нему Гайдар, – а почему ты решил стать писателем? Любишь литературу, что ли?
Да! – ответил мальчик. – А потом, я думаю, что в жизни легче всего быть писателем.
Выслушав это, Гайдар предложил ему написать вместе с ним рассказ.
– Только, чур, уговор: ты начнёшь, а я закончу. Ты напиши только первую фразу, а я напишу вторую.
Мальчик, не очень долго раздумывая, написал в тетрадке “Путешественники вышли из города”.
– Вот и отлично! – обрадовался Гайдар. – Первая фраза у нас уже есть, а вторую вторую я напишу завтра. Когда выйдем из города, я и напишу. Мы с тобой пойдём обратным ходом: что напишем, то и сделаем.
Утром, закинув на плечи рюкзаки и взяв удочки, они пошли пешком через весь город. Было очень жарко, мальчик быстро устал и предложил поехать на автобусе. Гайдар отказался.
– Вот когда мы выйдем из города и в самом деле сможем сказать, что путешественники вышли из города, тогда поедем.
Но мальчик испугался, что он ещё сильнее устанет. Ему уже не хотелось писать рассказ вместе с Гайдаром, он сел в автобус и уехал домой.
Зачем ты это сделал, Аркадий? – спросил его Фраерман.
Зачем, ты спрашиваешь? Он виноват вдвойне: он не знал того, о чём пишет, и не захотел узнать, что будет дальше. Что если он в самом деле станет писателем? – ответил Гайдар.
“Там, где касалось правды в искусстве, – вспоминал Фраерман, – Гайдар ничего и никому не прощал, даже такому мальчику”.
Что обеспечило повествованию развитие? Кто участники конфликта?
Выделите в тексте элементы развития конфликта.
Какой философский урок можно извлечь из этого конкретного жизненного случая?
Практическая работа
Задание 1. Прочитайте текст сочинения ученика 5-го класса.
Летом я жил в деревне. Каждый день мы играли в футбол и ходили на речку купаться.
В лесу у нас было много грибов. Однажды, встав пораньше, я пошёл за грибами. Едва я вошёл в лес, как нашёл три белых гриба. Я ходил по лесу и собирал грибы. На одной поляне я нашёл сразу десять белых. Моё ведёрко было уже полным, когда я заметил лося. Это был большой чёрный лось с массивными рогами. Лениво повернувшись, лось побрёл в чащу и скоро скрылся из виду.
Роса уже сошла, когда я вышел из леса.
? На какую тему написано сочинение? Оцените его с точки зрения художественной выразительности. Что бы сказал об этой работе А. Гайдар?
? Что бы вы посоветовали автору сочинения по поводу содержания и композиции его работы?
Задание 2. Прочитайте сочинение ученика 5-го класса. Дайте на него устный отзыв по образцу задания 1.
Загадочный похититель
Однажды летом бабушке привезли цыплят редкой английской породы для разведения, а поселить-то их было негде. Если бы она поместила цыплят к взрослым курам, то те бы их заклевали. Тогда бабушка временно поместила их в загон к поросёнку.
На следующее утро дедушка пошел задавать еду всей нашей живности: козам, овцам, гусям, курам и, конечно, поросёнку. Открыл загон, вылил еду в кормушку и стал цыплят подзывать: ”Цыпа-цыпа-цыпа”. Вот один, второй, третий. Считает, считает, а одного петушка нет Ведёрко бросил, побежал за досками, инструментом, заколотил все дыры – чтобы дикая соседская кошка больше не смогла поохотиться. Но на следующее утро история повторилась: ещё один цыплёнок исчез. На этот раз мы подумали, что это крысы полакомились. А дедушка весь день мастерил из досок специальную клетку для цыплят, обтягивал её проволокой, прилаживал прочную дверцу. На третье утро дедушка встал пораньше и первым делом пошёл к поросёнку, чтобы цыплят переселить в новую клетку, и застал похитителя на месте преступления. Им оказался бабушкин любимец – поросёнок Борька, который смотрел на дедушку кругленькими маленькими глазками, а изо рта у него торчала куриная лапка.
Подведение итогов
Д/з
Написать сочинение-рассказ на выбранную тему “Как я однажды”.
Повторить теоретический материал о рассуждении.
Учебник на урок не нужен.