Программа кружка Волшебный квиллинг 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карпунихинская средняя общеобразовательная школа»
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Принята Утверждена
решением педсовета приказом директора
протокол №1 от09.09.№56
От29.08.2015 ________Н.И.ПехотинДополнительная
образовательная (общеразвивающая) программа
«Волшебный квиллинг»
Возраст 7-10 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования,
учитель начальных классов
МБОУ «Карпунихинская СОШ»
Шабарова Мария Фёдоровна
с. Карпуниха2015 год
Содержание страницы
1.Пояснительная записка. 3
1.1.Цель и задачи программы 3
1.2.Формы подведения итогов реализации программы
1.3. Принципы, приемы и формы обучения 4
1.4.Ожидаемые результаты. 7
2.Учебный план. 9
3. Календарный учебный график. 10
4.Рабочая программа. 11
4.1Учебно-тематический план . 11
4.2.Содержание программы. 11
5.Оценочные материалы. 19
6.Методические материалы. 19
7.Список литературы. 20
7.1.Нормативно- правовые документы 20 7.2.Учебно-методическая литература 21
7.3.Литература для учащихся 22
8.Приложения. 23
1.Пояснительная записка
В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле.
Актуальность программы. Обучение квиллингу детей является актуальным в современных условиях, так как способствует развитию конструкторских навыков, творческого мышления, художественного воображения, аккуратности, точности, усидчивости. Бумагокручение (Квиллинг)- как вид декоративно-прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения учащихся к культурным нравственным и духовным ценностям народа.
Педагогическое обоснование. Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приёмами работы с бумагой. А самое главное они изучают источники идей взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем творить. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда.
Направление образовательной программы - художественная.
Классификация программы: комплексная, сквозная.
Отличительные особенности. Программа включает в себя несколько видов рукоделия по разделам: конструирование, изготовление цветов в технике квиллинга, изготовление животных, цикл творческих работ, праздники.
1.1 Цель: Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
1.2 Задачи программы:
Обучающие:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обращение с простейшими орудиями труда;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Реализуется в течение 1 года два часа в неделю.
1.3 Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
-участие в районных конкурсах;
- дни презентаций работ родителям ( выставки на родительском собрании), учащимся школы (на ШНОУ - проект лучшей работы);
- отбор лучших работ для портфолио;
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Принципы обучения
Ненасильственное привлечение к процессу
деятельности Отказ от авторитарного давления со стороны педагога
Личностный подход Максимальное развитие творческих способностей каждого ребёнка.
Сознательность и активность Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Научность Употребление в процессе обучения терминологии, принятых в науке символических обозначений.
Систематичность, последовательность,
непрерывность Закрепление ранее полученных знаний и приобретение элементов новых на каждом уроке, обучение от простого к сложному, от трудового действия- к приёму, от приёмов – к комплексу приёмов. Обучение не имеет фиксированных сроков завершения, переходит из одной стадии в другую.
Связь теории с практикой Отведение на практические работы не менее 80%
учебного времени.
Наглядность Демонстрация на уроках реальных предметов,
моделей. Виды наглядности включает демонстрацию трудовых операций, различных приёмов работы, образцовых по исполнению изделий, опытов, показ моделей, рисунков, эскизов, схем, технологических карт.
Доступность Соответствие содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся, уровню их развития, познавательным возможностям.
Открытость Участие в образовательном процессе родителей учащихся, администрации образовательного учреждения.
Приёмы обучения
Название Содержание Педагогическая задача
Мотивационный Постановка конкретных целей работы, показ результатов Развить интерес: к заинтересовавшей деятельности; к самосовершенствованию.
Оказание помощи Напоминание, концентрация внимания на проблеме, постановка наводящих вопросов, консультации со стороны Развить способность: правильно выражать свои мысли; чувствовать на себе реальную ответственность за подопечного; доброжелательного отношения к окружающим; взаимовыручки, товарищества
Стимулирующий Одобрение, поощрение, награждение. Создать: благоприятную эмоциональную атмосферу; заинтересованность в дальнейшей работе; ситуацию «успеха» каждого
Формы обучения
Название Содержание Педагогическая задача
Догматическая Приобретение знаний в готовом виде. Развитие общей культуры учащихся.
Эвристическая Обучение методом «вопрос- ответ»:учащимся не даётся окончательное решение задачи, часть задачи им предлагается решить самостоятельно с помощью наводящих вопросов. Усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе.
Исследовательская Добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы Развитие творческой самостоятельности и инициативы.
Диспут и дискуссия Устный обмен мнениями между педагогом и учащимися, учащимися между собой. Максимально активизировать мысленную деятельность учащихся, сформировать навыки самостоятельного нахождения решения посильных учебных задач и доказательства приоритетности этого решения.
Коллективное творчество Коллективное выполнение решения одной задачи. Привить элементарные коммуникативные навыки, развить в ребёнке самооценку самокоррекцию, самовоспитание, ответственность за результат работы.
Контроль усвоения материала Проведение выставок, конкурсов. Вовремя выявить и устранить пробелы в усвоении материала, создать «атмосферу успеха» в работе каждого ученика
Дети разных возрастов выполняют работы по уровням сложности соответственно возрасту и способностям.
1.4. Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и колющими инструментами, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал, поддержать порядок на рабочем месте;
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
- научатся создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, ситуация выбора.
Программа предполагает развитие личностных качеств каждого обучающегося:
Нравственный потенциал Ответственность; способность к свободному выбору; уважение и понимание других людей независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедании; восприятие и понимание таких ценностей как «семья», «Родина», «природа», «дружба», «уважение к старшим»; правильная оценка своих действий и поведения окружающих; соблюдение порядка и дисциплины.
Коммуникативный потенциал Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать; способность сопереживать, сочувствовать; проявление внимания к людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции.
Познавательный потенциал Наблюдательность,активность,прилежание;любознательность,активный интерес к познанию; целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; стремление к постоянному самосовершенствованию.
Творческий потенциал Овладение определённой суммой знаний и умений, необходимой для достаточно самостоятельного решения простейших задач; способность искать, изобретать, создавать нечто новое, такое, что не встречалось у ребёнка в его прошлом опыте; самостоятельный поиск возможных вариантов достижения цели; попытка нахождения новых путей решения возникающих перед человеком задач; догадка, интуиция, ведущие к открытию, к созданию нечто нового.Эстетический потенциал Восприимчевость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде.
Физический потенциал Ведение здорового образа жизни; стремление быть сильным, ловким, здоровым
2.Учебный план
№ Разделы программы Общее количество часов
1 Вводное занятие 1
2 История квиллинга 1
3 Материаловедение 2
4 Основы композиции и цветоведения4
5 Техника выполнения квиллинга 7
6 Цветочные композиции 51
7 Итоговое занятие 2
Итого 68
3.Календарный учебный график
месяц недели 1год обучения
сентябрь 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
октябрь 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
ноябрь 1 неделя к
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
декабрь 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
январь 1 неделя к
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
февраль 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
март 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя к
апрель 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
май 1 неделя 2
2 неделя 2
3 неделя 2
4 неделя 2
Всего учебных недель 34 68
4. Рабочая программа
4.1Учебно-тематический план
№
п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего теория практВводное занятие 1 0,5 0,5
1 История квиллинга 1 0,5 0,5
1.1 История возникновения квиллинга. 1 0,5 0,5
2 Материаловедение 2 1 1
2.1 Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. 1 0,5 0,5
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:. зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. 1 0,5 0,5
3 Основы композиции и цветоведения 4 2 2
3.1 Основные законы композиции. 1 0,5 0,5
3.2 Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. 1 0,5 0,5
3.3 Цветовой круг. 1 0,5 0,5
3.4 Теплые и холодные цвета. 1 0,5 0,5
4. Техника выполнения квиллинга 7 3,5 3,5
4.1 Основные элементы квиллинга: плотная катушка 1 0,5 0,5
4.2 Основные элементы квиллинга: плотная катушка 2 1 1
4.3 Листья 2 1 1
4.4 Эскиз 2 1 1
5 Цветочные композиции 51 12 39
5.1 Композиция «Розовый букет» 6 2 4
5.4 Композиция «Виноград» 6 2 4
5.7 Композиция «Тюльпаны» 6 1 5
5.10 Композиция «Одуванчики» 6 1 5
5.13 Композиция «Дерево счастья» 8 2 6
5.17 Композиция «Подсолнухи» 8 2 6
5.18 Композиция «Композиция «Ромашки с бабочкой» 6 1 5
5.19 Композиция «Хризантемы» 5 1 4
6. Итоговое занятие 2 1 1
Итого: 68 20.5 35
Календарно-тематический план
Тема Кол-во часов Дата
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. 1 2. История возникновения квиллинга. 1 3. Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества. 1 4. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой. Основные их свойства и качества. 1 5. Основные законы композиции. 1 6. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. 1 7. Цветовой круг. 1 8. Теплые и холодные цвета. 1 9. Основные элементы квиллинга: плотная катушка. 1 10. Основные элементы квиллинга: плотная катушка. 2 11. Листья. 2 12. Эскиз. 2 13. Композиция «Розовый букет». 6 14. Композиция «Виноград». 6 15.Композиция «Тюльпаны». 6 16. Композиция «Одуванчики». 6 17. Композиция «Дерево счастья». 8 18. Композиция «Подсолнухи». 8 19. Композиция «Композиция «Ромашки с бабочкой». 6 20. Композиция «Хризантемы». 5 21. Итоговое занятие. 2 Всего 68 4.2.Содержание программы
1.Вводное занятие.( 1 час)
Тема 1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Теоретическая часть. Знакомство с работой кружка. Анкета (опрос). Знакомство с правилами поведения. Обучение правилам безопасности работы с материалами и инструментами.
2. История квиллинга (1 час)
Тема1. История возникновения квиллинга.
Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
3. Материаловедение (2 часа)
Тема 1. Знакомство с материалами. (1ч)
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
Тема 2. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.(1ч)
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:. зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
4. Основы композиции и цветоведения (4 часа)
Тема 1. Основные законы композиции.(1ч)
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
Тема 2. Основные и составные цвета. (1ч)
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
Тема 3. Цветовой круг. (1ч)
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
Тема 4. Теплые и холодные цвета.
Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения квиллинга(7 часов)
Тема1. Основные элементы квиллинга – плотная катушка.(1ч)
Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
Тема2. Основные элементы квиллинга – ажурные элементы (1ч)
Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.
Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов
Тема3 Изготовление листьев (2ч)
Познакомить с техникой выполнения листьев.
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги
Тема 4. Выполнение эскиза(2ч)
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции (51 час)
Тема1 Композиция «Розовый букет»(2ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет»
Тема2 Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев(3ч)
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
Тема3 Составление композиции (1ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Тема4.Композиция «Виноград»(2ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу.
Тема5 Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»(2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.
Тема 6. Составление композиции(2ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.
Тема7 Композиция «Тюльпаны» (2ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
Тема 8 Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» (2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
Тема 9 Составление композиции (2ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Тема 10 Композиция «Одуванчики» (2ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Тема11 Изготовление необходимых элементов для композиции (2ч)
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги
Тема 12 Составление композиции (2ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Тема 13 Композиция «Дерево счастья» (2ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
Тема 14 Изготовление необходимых элементов для композиции(2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
Тема15 Изготовление необходимых элементов для композиции (2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
Тема 16 Составление композиции (2ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Тема 17Композиция «Подсолнухи» (2ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи»
Тема18 Изготовление необходимых элементов для композиции (4ч)
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев
Тема19 Сборка цветов (2ч)
Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков
Тема20 Составление композиции по эскизу (2ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок
Тема 21.Композиция «Ромашки с бабочкой» (1ч)
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза «Ромашка с бабочкой» по предложенному образцу.
Тема 22 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашка с бабочкой»(2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок катушек, сборка из них цветка ромашки. Изготовление листьев из бумаги.
Тема 23 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашка с бабочкой»(2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок катушек, сборка из них цветка ромашки. Изготовление листьев из бумаги.
Тема24 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашка с бабочкой»(2ч)
Практическая работа: изготовление заготовок бабочки. Сборка бабочки по эскизу.
Тема25 Составление композиции (2ч)
Практическая работа: составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.
Тема 26. Итоговое занятие.(2ч)
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
5.Оценочные материалы
Высокий уровень обучения:
-уметь самостоятельно подбирать литературу, работать с подобранной схемой или самостоятельно разработать схему или рисунок;
- подбирать материал в соответствии с заданной тематикой;
-быть организатором и взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
-знать историю возникновения квиллинга;
-знать основные формы квиллинга и разные виды простых, несложных цветов;
- комбинировать их в работах;
-уметь применять на практике полученные знания и навыки.
Средний уровень обучения:
-уметь читать схемы без помощи учителя;
-уметь работать с подобранной учителем литературой;
-взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;
-самостоятельно создавать роллы разных форм ;-знать основные способы скручивания;
- составлять детали несложных форм из завитков;
-уметь применять на практике полученные знания и навыки.
Низкий уровень обучения:
-уметь работать с подобранной учителем литературой ;- читать схемы с помощью учителя;
- крутить роллы с помощью учителя;
- копировать образцы;
-знать основные способы скручивания роллов.
6.Методические материалы
Кабинет: кабинет домоводства отсутствует, занятия проводятся в кабинете начальных классов;
Технические средства обучения: компьютер, проектор, фотоаппарат;
Учебно-методические: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса и проведения занятий (учебно –тематический план, технологические карты, рисунки, иллюстрации, наглядные пособия, схемы, грамоты;)
Материалы: бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм, цветная бумага, гофрированный картон, цветной картон, клей, рамки для оформления работ, ластик.
Инструменты: ножницы, зубочистки, пинцеты, нож для бумаги, линейка с кругами разного размера.
Оборудование для занятий в кабинете: стол учительский - 1шт., столы ученические;
Источники финансирования: основная часть - самофинансирование учащихся.
7. Список литературы:
7.1.Нормативно-правовые документы
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.)
2. Конституция Российской Федерациипринята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)
3.Федеральный закон №273 «Об образовании вРоссийской Федерации»
4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
6.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Утверждена приказом Президента РФ от 04.02.2010 г. № 271
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р
9. САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от.04.07.2014 № 41
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10. Государственная программа « Развития образования Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года»;
11. Муниципальная программа «Развития образования Уренского района на 2014-2016 годы»;
12. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
7.2.Учебно-методическая литература:
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3.Журнал «Радость творчества» приложение к журналу «Девчонки- мальчишки. Школа ремёсел» №1 2011
7.3. Интернет- ресурсы:
quillingplanet.com›2011/01/interesnye-resursy-po…900igr.net›…po-kvillingu/043-Internet-resursy.htmlhttp://luntiki.ru;http://marinaozerova.ru;http://www.jeunefille.runashimalyshki.com…to-fthe…podelki…dlya-detej.html
o-detstve.ruforteachers/educstudio/hand-maid/
Инструкции по технике безопасности.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Тестовые материалы для итогового контроля по теме: «Квиллинг».
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приемами работы, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 3-балльной системе педагогом:
0 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 1 до 2 баллов – за «не во всём верный ответ»;
3 балла – за «правильный ответ».
0-12 балла - низкий уровень
13-24 балл – средний уровень
25-36 балла – высокий уровень
Вопросы теста
1. Квиллинг это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
b) зубочистка, ножницы, бумага;
c) ножницы, проволока, бисер.
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
b) картон;
c) зубочистка.
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
b) 30;
c) 20.
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
b) приготовление полосок;
c) скручивание спирали.
9. Квиллинг это...
a) искусство;
b) развлечение;
c) работа.
10. Нарисуйте элементы:
«Свободная спираль» «лепесток» «полумесяц»
«глаз» «капля» «ромб»
11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)
12. Как вы относитесь к технике «Квиллинг»
a) нравится;
b) без разницы;
c) очень нравится.
Ответы
1. b
2. c
3. a4. c5. b6. a7. c8. b, c, a
9. a10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
5. крючок для вязания
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. 4 8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. 6 9. Изготовление простых, несложных цветов. 4 10. Изготовление бахромчатых цветов. 4 11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”. 6 12. Базовые формы. 6 13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 6 14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. 6 15. Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с выполнением работы. 6 16. Изготовление сувениров к празднику. 6 17. Оформление итоговой выставки. 2 Всего 68 Основное содержание программы
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
4. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
10. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
12. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
15. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы“Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.
Праздники и подготовка к ним.
16. Изготовление сувениров к праздникам.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
17. Оформление итоговой выставки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
Полоски гофрированного картона
Зубочистки.
Пинцеты.
Цветной картон
Ножницы.
Клей
Рамки для оформления работ.
Карандаш,
Ластик.
Бумага для эскизов, калька.
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:
«Цветовой круг. Смешивание цветов»;
«Основные элементы квиллинга»;
«Розовый букет»;
«Виноград»
«Тюльпаны»
«Одуванчики»
«Дерево счастья»
«Подсолнухи»
«Сиреневые цветы»
«Ромашка с бабочкой»
«Пасхальное яйцо»
«Хризантемы»
- Работы преподавателя
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Презентации :История появления бумаги и картона,
История возникновения квиллинга,
Основные законы композиции.,Цветовой круг,
Теплые и холодные цвета,
Основные элементы квиллинга: плотная катушка,
Основные элементы квиллинга: капля.
Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
Литература.
1.Нормативно-правовые документы
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.)
2. Конституция Российской Федерациипринята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)
3.Федеральный закон №273 «Об образовании вРоссийской Федерации»
4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
6.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Утверждена приказом Президента РФ от 04.02.2010 г. № 271
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р
9. САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от.04.07.2014 № 41
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
10. Государственная программа « Развития образования Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года»;
11. Муниципальная программа «Развития образования вУренского района на 2014-2016 годы»;
12. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
2. Учебно-методическая литература
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.
8. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
9. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.
10. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.
3. Литература для учащихся
Интернет ресурсы:
Страна мастеров — уроки по квиллингу.
Поделки с Инной — фотоуроки по квиллингу.
Мой компас — мастер-классы по квиллингу.
Магазин квиллинга — мастер-классы, полезные советы и уроки по квиллингу.
Скрапбукинг — уроки по квиллингу.
Волшебная бумага — фотоуроки по кручению бумаги
Содержание страницы
1.Пояснительная записка. 3-4
2.Цель. 4
3.Задачи. 4-5
4.Отличительные особенности программы. 5-6
5.Форма и режим проведения занятий. 6-7
6.Ожидаемые результаты. 7
7.Формы подведения итогов реализации программы. 8
8. Учебно-тематический план. 8-9
9.календарно- тематический план. 10
10. Основное содержание программа. 11-12
11.Методическое обеспечение программы. 13-14
12. Литература. 15-16
13.Инструкции по технике безопасности. 17
14. Приложение. 18-21
15.Диагностика. 22-28