Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 1-4 год обучения
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС начального общего образования,
СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных организациях» (изменение №3 от 2015г),
Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного полного образования,
Учебный план МОБУ СОШ №17 ,
Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". Автор И.Г. Сухин. Духовное возрождение (Обнинск). 2011,
Приказ Минобрнауки России 2015 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год»,
Устав школы,
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование),
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования),
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Общая характеристика курса
Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Место курса «Шахматы» в учебном плане
Программой предусматривается 33 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Ценностные ориентиры содержания курса «Шахматы»
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Содержание образовательной программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.
“Шахматы, первый год”.
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
К концу первого года обучения дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
“Шахматы, второй год”.
“Шахматы, второй год” – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы “Шахматы, второй год”, учебника для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”, пособия для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”, книга “Шахматный задачник, второй год обучения”.Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа “Шахматы, второй год” предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение изащита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
“Шахматы, третий год”.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.Классификация дебютов.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
“Шахматы, четвертый год”.
“Шахматы, четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.
Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Виды контроля:
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
Оценивание результатов:
По итогам тестирования каждому учащемуся выставляется отметка (в форме значка):
треугольник– удовлетворительно, цветочек– хорошо,звездочка – отлично.
Итоговая оценка выводится как средний балл из суммы оценок.
Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
компьтер;
шахматные часы – 12 штук;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Список литературы
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
Тематическое планирование.
Тематическое планирование. Первый год обучения
№ тема Кол-во часов
1 Шахматная доска. 4
2 Шахматные фигуры. 9
3 Начальная расстановка фигур. 4
4 Ходы и взятие фигур. 8
5 Цель шахматной партии. 5
6 Игра всеми фигурами из начального положения. 3
всего 33
Тематическое планирование. Второй год обучения
№ тема Кол-во часов
1 Краткая история шахмат. 6
2 Шахматная нотация. 8
3 Ценность шахматных фигур 10
4 Техника матования одинокого короля. 6
5 Достижение мата без жертвы материала. 4
всего 34
Тематическое планирование. Третий год обучения
№ тема Кол-во часов
1 Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 3
2 Основы дебюта. 9
3 Основы миттельшпиля. 10
4 Основы эндшпиля. 12
всего 34
Тематическое планирование. Четвертый год обучения
№ тема Кол-во часов
1 Шахматная партия. 8
2 Анализ и оценка позиции. 8
3 Шахматная комбинация. 18
всего 34
Календарно-тематическое планирование
«Шахматы»
1-й год обучения
№
п/п Тема
Характеристика деятельности учащихся Виды контроля УУД Дата
план Дата факт Примечание
I. Шахматная доска. 4 ч.
1. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Познакомиться с шахматной доской.
Познакомиться с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматной доски. Соблюдать основные правила личной гигиены. Делать выводы, выяснять закономерности
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске.
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Решать дидактические задания.
Текущий Личностные
Самооценка наоснове критериев успешной учебной деятельности.
Формирование учебных мотивов
Коммуникативные Умение слушать собеседника.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Познавательные Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные
Планирование— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 03.09
08.09 2. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Текущий 10.09
15.09 3. Линии на шахматной доске. Диагонали. Текущий 17.09
22.09 4. Центр шахматной доски. Текущий 24.09
29.09 II. Шахматные фигуры. 2 ч.
1. (5.) Шахматные фигуры. Анализировать сравнительную силу шахматных фигур и их позицию.
Научиться играть фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.
Соблюдать основные правила личной гигиены.
Уважать мнение и решение других
Делать выводы, выяснять закономерности
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске.
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Текущий Личностные
Интерес к способу решенияи общему способу действия.
Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Познавательные
Подведениепод понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
Контроль в форме сличенияспособа действия и его результата с заданным эталоном. 01.10
06.10 2.(6.) Сравнительная сила фигур. Текущий 08.10
13.10 III. Начальная расстановка фигур. 1 ч.
1.(7.) Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.
Знать правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Устанавливать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Решать дидактические задания.
Текущий Личностные
Формирование учебных мотивов.
Коммуникативные
Эмоционально позитивное отношение процессу сотрудничества.
Познавательные
Использование общих приёмов решения задач: анализ и разрешение житейских ситуаций.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные
Целеполагание как постановка учебной задачи. Предвосхищение результата. 15.10
20.10 IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч.
2.(8.) Ладья. Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.
Научиться играть фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.
Соблюдать основные правила личной гигиены.
Уважать мнение и решение других
Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивать силу фигур и их позицию. Текущий Личностные
Осознание необходимости учения.
Рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Осознание своих возможностей в
Предпочтение уроков
«школьного» типаурокам
«дошкольного» типа.
Формирование познавательных мотивов – интереск новому. учениина основе сравнения «Я»и «хороший ученик».Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение аргументировать свое предложение, убеждатьи уступать.
Познавательные
Использование общих приёмов решения задач: анализ и разрешение житейских ситуаций, Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельностипри решениипроблем поискового характера.
Регулятивные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Применение установленных правил в
планировании способа решения.
Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. 22.10
03.11 3.(9.) Ладья. Текущий 12.11
10.11 4.(10.) Слон. Текущий 19.11
17.11 5.(11.) Слон. Текущий 24.11
26.11
6.(12.) Ладья против слона. Текущий 01.12
03.12 7.(13.) Ферзь. Текущий 08.12
10.12 8.(14.) Ферзь. Текущий 22.12
17.12 9.(15.) Ферзь против ладьи и слона. Текущий 24.12
29.12 10.(16.) Конь. Текущий 11.(17.) Конь Текущий 12.(18.) Конь против ферзя, ладьи, слона. Текущий 13.(19.) Пешка. Текущий 14.(20.) Пешка. Текущий 15.(21.) Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона Текущий 16.(22.) Король. Текущий 17.(23.) Король против других фигур. Текущий V. Цель шахматной партии. 6 ч.
1.(24.) Шах. Познакомиться с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
Научиться рокировать.
Научиться объявлять шах.
Научиться ставить мат.
Уметь организовать комфортные отношения с
партнерами по игре.
Анализировать положение фигур на шахматной Оценивать правильность ходов. Текущий Личностные
Рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Интерес к способу решенияи общему способу действия.
Широта диапазона оценок.
Интерес к способу решенияи общему способу действия. Коммуникативные
Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.
Потребностьв общении со взрослымии сверстниками. Умение аргументировать свое предложение, убеждатьи уступать.
Познавательные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные
Волевая саморегуляция как способностьк волевому усилию.
Оценка - осознание качества и уровня усвоения.
Оценка - выделение иосознание учащимся того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению. 2.(25.) Шах. Текущий 3.(26.) Мат. Текущий 4.(27.) Мат. Текущий 5.(28.) Ничья. Пат. Текущий 6.(29.) Рокировка. Текущий VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч. доске. Текущий
1.(30.) Шахматная партия. Познакомиться с элементарными шахматными
задачами. Текущий Личностные
Рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Положительое отношение к школе.
Коммуникативные
Ориентация на партнера по общению.
Умение договариваться, находить общее решение.
Познавательные
Использование общих приёмов решения задач.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий.
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков каждого компонента задачи.
Регулятивные
Планирование– составление плана и последовательности действий.
Контроль в форме сличения способа действияи его результата с заданным эталоном. 2.(31.) Шахматная партия. Текущий 3.(32.) Шахматная партия. Текущий VII. Обобщение. 1 ч. Текущий
1.(33.) Повторение материала. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Играть всеми фигурами из начального положения.
Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Итоговый Личностные
Способность адекватно судить о причинах своего успеха.
Коммуникативные
Умение договариваться, находить общее решение
Познавательные
.-Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости о конкретных условий.
Регулятивные
Планирование– составление плана и последовательности действий.
Календарно-тематическое планирование
«Шахматы»
2-й год обучения
№
п/п Тема
Характеристика деятельности учащихся Виды контроля УУД Дата
план Дата факт Примечание
I. Кракая история шахмат. 5 ч.
1. Повторение пройденного материала. Повторять пройденные термины и приёмы.
Использовать различные способы поиска информации на заданную на тему.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Познакомиться с шахматными правилами FIDE.
Соблюдать основные правила. Делать выводы, выяснять закономерности . Понимать
этику шахматной борьбы.
Применятьправила поведения за шахматной доской.
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске.
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Решать дидактические задания.
Текущий Личностные
Самооценка наоснове критериев успешной учебной деятельности. Умение аргументировать свое
предложение, убеждать и уступать. Формирование учебных мотивов
Коммуникативные Умение слушать собеседника. Умение задавать вопросыпо картинке.
Познавательные Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные
Планирование— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с требованием конкретной задачи.
Сличение способа действия: накопление опыта.Реальные действия и его продукт. 02.09
04.09
07.09 2. Повторение пройденного материала. Текущий 09.09
11.09
14.09 3. Краткая история шахмат. Текущий 16.09
18.09
21.09 4. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Текущий 23.09
25.09
29.09
5. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Текущий 30.09
02.10
05.10 II. Шахматная нотация. 7 ч.
6. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Соблюдать основные правила личной гигиены.
Уважать мнение и решение других.
Уметь записывать шахматные партии или фрагмента шахматной партии.
Делать выводы, выяснять закономерности
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске.
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Текущий Личностные
Интерес к способу решения и общему способу действия.
Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Познавательные
Подведениепод понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 07.10
09.10
12.10 7. Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. 14.10
16.10
19.10 8. Шахматная нотация. 21.10
23.10
02.11 9. Шахматная нотация. 11.11
06.11
09.11 10. Шахматная нотация. 18.11
13.11
16.11 11. Шахматная нотация. 25.11
20.11
23.11 12. Шахматная нотация. Текущий 02.12
27.12
30.11 III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.
Научиться играть фигурой в отдельности и всовокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.
Соблюдать основные правила личной гигиены.
Уважать мнение и решение других
Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивать силу фигур и их позицию. Текущий Личностные
Формирование учебных мотивов.
Рефлексивностькак
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспехов
Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнерапо деятельности.
Познавательные
Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор оснований для сравнения объектов.
Регулятивные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Применение установленных правил впланировании способа решения.
Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка - осознание качества и уровня усвоения. 09.12
04.12
07.12 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Текущий 16.12
11.12
14.12 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Текущий 23.12
18.12
21.12 Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Текущий 25.12
28.12 Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Текущий Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Текущий Способы защиты. Игровая практика. Текущий IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч.
Техника матования одинокого короля. Повторить понятиям: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
Научиться ставить мат.
Уважать мнение и решение других
Анализировать положение фигур на шахматной Оценивать правильность ходов.
Решать дидактические задания. Текущий Личностные
Формирование учебных мотивов.
Осознание необходимости учения.
Интерес к способу решенияи общему способу действия. Коммуникативные
Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.
Потребностьв общении со взрослымии сверстниками. Умение аргументировать свое предложение, убеждатьи уступать.
Познавательные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные
Волевая саморегуляция как способностьк волевому усилию.
Оценка - осознание качества и уровня усвоения.
Оценка - выделение иосознание учащимся того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению. Техника матования одинокого короля. Текущий Техника матования одинокого короля. Текущий Техника матования одинокого короля. Текущий Техника матования одинокого короля. Текущий V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Познакомиться с понятием «Цугцванг».
Знать учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Применятьправила поведения за шахматной доской.
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске. Текущий Личностные
Рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Положительое отношение к школе.
Коммуникативные
Ориентация на партнера по общению.
Умение договариваться, находить общее решение.
Познавательные
Использование общих приёмов решения задач.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий.
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков каждого компонента задачи.
Регулятивные
Планирование– составление плана и последовательности действий.
Контроль в форме сличения способа действияи его результата с заданным эталоном. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле Текущий Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле Текущий Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Текущий Достижение мата без жертвы материала. Текущий VI. Обобщение. 5 ч.
Повторение материала. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Играть всеми фигурами из начального положения. Повторение основных вопросов курса.
Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. Текущий Личностные
Способность адекватно судить о причинах своего успеха.
Коммуникативные
Умение договариваться, находить общее решение
Познавательные
-Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости о конкретных условий.
Регулятивные
Планирование– составление плана и последовательности действий. Повторение материала. Текущий Повторение материала. Текущий Повторение материала. Текущий Повторение материала. Итоговый Календарно-тематическое планирование
«Шахматы»
3-й год обучения
№
п/п Тема
Характеристика деятельности учащихся Виды контроля УУД Дата
план Дата факт Примечание
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.
1. Повторение пройденного материала. Повторять пройденные термины и приёмы.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Использовать различные способы поиска информации на заданную на тему. Познакомиться с тремя стадиями шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, с двух– и трехходовыми партиями.
Соблюдать основные правила. Делать выводы, выяснять закономерности . Понимать
этику шахматной борьбы.
Применятьправила поведения за шахматной доской.
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Наблюдать за передвижением фигур на доске.
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Решать дидактические задания.
Текущий Личностные
Самооценка наоснове критериев успешной учебной деятельности. Умение аргументировать свое
предложение, убеждать и уступать. Формирование учебных мотивов
Коммуникативные Умение слушать собеседника. Умение задавать вопросыпо картинке.
Познавательные Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные
Планирование— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с требованием конкретной задачи.
Сличение способа действия: накопление опыта.Реальные действия и его продукт. 2. Повторение пройденного материала. Текущий 3. Повторение пройденного материала. Текущий 4. Повторение пройденного материала. Текущий 5. Три стадии шахматной партии. Текущий II. Основы дебюта. 13 ч.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Уважать мнение и решение других.
Наблюдать за передвижением фигур на доске.
Уметь записывать шахматные партии или фрагмента шахматной партии.
Делать выводы, выяснять закономерности
Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение. Определять, какую фигуру развивать лучше
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте.
Знать принципы игры в дебюте.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Текущий Личностные
Формирование учебных мотивов.
Рефлексивностькак
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспехов
Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнерапо деятельности.
Познавательные
Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор оснований для сравнения объектов.
Регулятивные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Применение установленных правил впланировании способа решения.
Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка - осознание качества и уровня усвоения.
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Текущий Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Текущий Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Текущий Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» Текущий Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Текущий Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Текущий Основы дебюта. Борьба за центр. Текущий Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки. Текущий Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Текущий Основы дебюта. Связка в дебюте. Текущий Основы дебюта. Классификация дебютов. Текущий
Как изучать дебюты. Текущий III. Основы миттельшпиля. 5 ч.
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Знать принципы игры в миттельшпиле.
Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивать силу фигур и их позицию.
Находить несложные тактические приемы.
Использовать матовые комбинации и комбинации, ведущие к материальному перевесу.
Моделировать различные связки, нападения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Текущий Личностные
Интерес к способу решения и общему способу действия.
Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.Познавательные
Подведениепод понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. Текущий Основы миттельшпиля. Двойной удар. Текущий Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Текущий Основы миттельшпиля. Текущий
IV. Основы эндшпиля. 9 ч.
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Уважать мнение и решение других
Анализировать положение фигур на шахматной
Оценивать правильность ходов.
Решать дидактические задания. Точно разыгрывать простейшие окончания.
Находить несложные тактические приемы.
Анализировать позиции и искать слабые места противника.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Формировать уважительное отношение к иному мнению. Текущий Личностные
Формирование учебных мотивов.
Осознание необходимости учения.
Интерес к способу решенияи общему способу действия. Коммуникативные
Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.
Потребностьв общении со взрослымии сверстниками. Умение аргументировать свое предложение, убеждатьи уступать.
Познавательные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные
Волевая саморегуляция как способностьк волевому усилию.
Оценка - осознание качества и уровня усвоения.
Оценка - выделение иосознание учащимся того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению. Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Текущий Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Текущий Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Текущий Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Текущий Основы эндшпиля. Текущий Основы эндшпиля. Текущий Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. Текущий Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Текущий V. Обобщение. 2 ч.
Повторение материала. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Играть всеми фигурами.
Повторение основных вопросов курса.
Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.
Объяснять термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Знать учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах.
Текущий Личностные
Рефлексивность как
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Коммуникативные
Ориентация на партнера по общению.
Умение договариваться, находить общее решение.
Познавательные
Использование общих приёмов решения задач.
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков каждого компонента задачи.
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действияи его результата с заданным эталоном. Повторение материала. Итоговый Календарно-тематическое планирование
«Шахматы»
4-й год обучения
№
п/п Тема
Характеристика деятельности учащихся Виды контроля УУД Дата
план Дата факт Примечание
I. Шахматная партия. 3 ч.
1. Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. Повторять понятия: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, двух– и трехходовые партии.
Использовать различные способы поиска информации на заданную на тему. Соблюдать основные правила. Уметь пользоваться шахматными часами.
Грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие.
Правильно разыгрывать дебют.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Решать дидактические задания.
Текущий Личностные
Широта диапазона оценок. Стремление к самоизменениюприобретению новых знаний и умений.
Коммуникативные Умение слушать собеседника. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
Познавательные Постановкаи формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решениипроблем творческого и поискового характера.
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с требованием конкретной задачи.Реальные действия и его продукт. 03.09
08.09 2. Виды преимущества в шахматах. Текущий 10.09
15.09 3. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени. Текущий 17.09
22.09 II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
Правила игры в миттельшпиле Анализировать ситуацию и принимать правильное
решение.
Грамотно располагать шахматные фигуры в трёх стадиях игры.
Знать принципы игры во всех стадиях.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Проводить элементарно анализ позиции.
Составлять простейший план игры.
Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Делать выводы, выяснять закономерности
Текущий Личностные
Формирование учебных мотивов.
Рефлексивностькак
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспехов
Коммуникативные
Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные
Выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Применение установленных правил впланировании способа решения.
24.09
29.09 Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции. Текущий 01.10
06.10 Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач Текущий 08.10
13.10 Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Текущий
15.10
20.10 III. Шахматная комбинация. 24 ч.
Понятие о шахматной комбинации. Точно разыгрывать простейшие окончания.
Находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации.
Использовать матовые комбинации в два хода, в три хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Развивать самостоятельность и ответственность.
Выстраивать шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др.Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
Моделировать различные связки, нападения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Анализировать позиции и искать слабые места противника.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Формировать уважительное отношение к иному мнению. Текущий Личностные
Осознание необходимости учения.
Рефлексивностькак
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Осознание своих возможностей вучениина основе сравнения «Я»и «хороший ученик».
Предпочтение уроков
«школьного» типаурокам
«дошкольного» типа.
Формирование познавательных мотивов – интереск новому. Коммуникативные
Эмоционально позитивное отношениек процессу сотрудничества.Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умение аргументировать свое предложение, убеждатьи уступать.
Познавательные
Использование общих приёмов решения задач: анализ и разрешение житейских ситуаций, Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельностипри решениипроблем поискового характера.
Регулятивные
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Применение установленных правил впланировании способа решения.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Целеполагание как постановка учебной задачи. Применение установленных правил впланировании способа решения.
Прогнозирование – предвосхищение результата. Оценка - осознание качества и уровня усвоения 22.10
03.11 Пути поиска комбинации. Текущий 10.11
12.11 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Текущий 17.11
19.11 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. Текущий
24.11
26.11 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.
Текущий 01.12
03.12 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки. Текущий 08.12
10.12 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Текущий 15.12
17.12 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Текущий
22.12
24.12 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия. Текущий 29.12 Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. Текущий Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи». Текущий Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Текущий
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Текущий Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения. Текущий Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Текущий Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки. Текущий
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия. Текущий Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Текущий Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Текущий Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Текущий
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. Текущий Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах. Текущий Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. Текущий Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры). Текущий
IV. Обобщение. 3 ч.
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Знать принципы игры в миттельшпиле.
Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивать силу фигур и их позицию.
Находить несложные тактические приемы.
Использовать матовые комбинации и комбинации, ведущие к материальному перевесу.
Моделировать различные связки, нападения.
Распределять функции и роли в совместной деятельности.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Играть всеми фигурами.
Повторение основных вопросов курса.
Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.
Объяснять термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.
Работать в парах. Текущий Личностные
Интерес к способу решения и общему способу действия. Стремление к самоизменениюприобретению новых знаний и умений. Способность адекватно судить о причинах своего успеха. Рефлексивностькак
адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Коммуникативные
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Ориентация на партнера по общению.Умение аргументироватьсвое
предложение, убеждатьи уступать.
Познавательные
Подведениепод понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.
Установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Повторение материала. Текущий Повторение материала. Итоговый