Исследовательская работа Двигательная активность и здоровье школьника
ИВАНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СРЕДНЕБЕЛОЕ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ».
Подготовили:
1. Грищенко Софья, 7 класс
Руководитель:
Каплунова Светлана Николаевна, учитель ФК, высшая категория
25 февраля 2015 года
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава I. Теоретическая.
1. Введение_________________________________________1-3 стр.
Глава II. Основная часть.
1. Эксперементально-опытническая_____________________3-4 стр.
2. Ход работы________________________________________4-8 стр.
Глава III. Заключительная часть.
1. Выводы___________________________________________8-9 стр.
2. Рекомендации______________________________________9 стр.
3. Литература________________________________________10 стр.
Глава I. Теоретическая.
1.Введение
Мир живёт в 21 веке, человечество имеет огромные достижения в науке и технике, но при этом есть и трагические неудачи.
Многие убеждены в том, что забота о здоровье входит только в обязанности врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10% зависит от здравоохранения, на 20 % от экологических факторов, на 20 % от биологических (наследственных) факторов и более чем на 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком.
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Актуальность выбранной нами темы также заключается и в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижного образа жизни (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Мы решили провести исследование среди учеников 5 – 11 классов нашей школы изучив двигательную активность наших школьников.
Тема: «Двигательная активность и здоровье школьника».
Цель работы: Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый образ жизни.
Задачи:
Изучить на сколько в учебно-воспитательном процессе двигательная активность школьников покрывает суточную норму.
Дать сравнительную характеристику детям с разной двигательной активностью.
Разработать рекомендации для повышения двигательной активности школьников.
Глава II. Основная часть.
1. Эксперементально-опытническая: Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.
Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.
Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:
в процессе физического воспитания и во время обучения;
в процессе общественно полезной трудовой деятельности;
в свободное время.
Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.
Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения вызывает изменения в работе органов и систем организма.
Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т. е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени школьником.
Одно из условий формирования здоровья конкретного школьника привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определённых гигиенических рациональных соотношениях. Привычной считается такая двигательная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11 – 15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4 – 5 уроков физкультуры в неделю, но в школах проводится только три урока физической культуры.
Ход работы:
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Для нормального развития девочек необходимо от 5 часов в неделю, а мальчиков от 7 часов занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.).
Мы решили начать свою работу с проведения исследования среди учеников 5 11 классов , чтобы узнать сколько обучающихся нашей школы занимаются на уроках физической культуры.
В школе обучается всего - 134 ученика, из них 74 учащихся в 5 11 классах, из учеников 5 11 классов: в основной медицинской группе занимается 64 ученика, к специальной медицинской группе отнесены 5 учеников, к подготовительной медицинской группе отнесены 4 ученика, освобождены от занятий физической культурой по состоянию здоровья 1 ученик, что в процентном соотношении можно видеть на диаграмме.
Занимаются физической культурой 99% учеников из числа из общего числа учеников 5 11 классов. Ученики специальной и подготовительной медицинских групп систематически занимаются на уроках физической культуры с учётом противопоказаний по индивидуальным программам.
Изучая эти данные, мы можем сказать, что три урока физической культуры в неделю покрывают двигательную активность наших школьников только на 15% от необходимой.
В дневное время ученики долгое время находятся в статистическом положении (сидя), поэтому для снижения статистического напряжения на уроках педагоги должны использовать физкультпаузы, физкультминутки. Это очень важно для смены деятельности, снятия напряжения, профилактики различных заболеваний, а также являются одним из видов повышения двигательной активности в процессе учебного дня. Для опроса участвовали дети 1 11 классов. В процессе опроса с учениками школы было выяснено, что физкульминутки и паузы проводятся в 1 4 классах регулярно с использованием музыки и счёта, в 5 7 классах только в 45 % случаев на уроках, в 8 11 классах всего лишь в 20 % случаев, что снижает двигательную активность детей и оказывает негативное влияние на здоровье школьника. Проведение физкульпауз и минуток покрывает двигательную активность детей только на 1 % к общей двигательной активности.
Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций и при этом сохранить здоровье школьника на надлежащем уровне.
Следующим этапом исследования стало изучение количества учащихся занятых во внеурочное время, т.е. занимающихся в спортивных секциях.
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить уровень выносливости – показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по 3 ч. в неделю), уже через 10 -12 недель приводят к увеличению МПК (максимального потребления кислорода) на 10-15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением уровня общей выносливости и физической работоспособности. Важное значение имеет повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.
Исследование проводилось при помощи опроса среди учеников 5 11 классов и посещения спортивных секций. Ученики посещают секции два раза в неделю. Результаты можно рассмотреть в табличном варианте и на диаграмме.
Занятость в спортивных секциях
Класс
Кол-во обуч.
Спортивные секции
Баскетбол
Волейбол
Гимнастика
5
15
4
2
2
6
13
4
5
1
7
17+1
1
3
1
8
9
-
3
1
9
8
-
1
-
10
6
1
5
2
11
5
2
3
1
Всего:
74
12
22
8
Согласна опроса 42 ученика занимаются в различных спортивных секциях, что составило 57% от общего количества учеников 5 11 классов. Занятия во внеурочной деятельности два раза в неделю через спортивные секции покрывают двигательную активность наших школьников только на 8% от необходимой.
Проведя эти исследования, мы можем сказать, что только 57 % учеников 5 11 классов нашей школы покрывают режим двигательной активности в учебно-воспитательном процессе в полной мере, т. е. 24% от того, на что указывают учёные гигиенисты. Дефицит двигательной активности в процессе учебной деятельности испытывают 43 % учеников 5 11 класса, что является недопустимым.
Глава III. Заключительная часть:
1. Выводы:
Для исследования были привлечены ученики 5 11 классов в количестве 74 человек, что составило 100% от учеников средних и старших классов. Ученики исследовались по разным направления: уроки физической культуры, выполнение физкультминуток и пауз во время уроков, занятия во внеурочное время в спортивных секциях для выявления учеников активно занимающихся физической культурой. При выявлении уровня суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, биологическому развитию и сохранению и укреплению здоровья использовались следующие методы: анкетирование, беседы, наблюдения.
Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.
2. Рекомендации:
1. Выводы, полученные в ходе исследования представить общественному сообществу на собраниях.
2. Ученикам, ведущим малоподвижный образ жизни настоятельно советовать занятия в спортивных секциях или занятия физическими упражнениями самостоятельно.
3. Ввести ежедневное выполнение утренней зарядки в школьном коллективе.
4. Обязать учителей, работающих в 5 11 классах, регулярно предлагать к выполнению ученикам на уроках физкультминутки и паузы.
5. Выйти с предложением на Совет старшеклассников о создании группы активистов для пропаганды здорового образа жизни и активных видов отдыха среди учеников школы и жителей села.
Глава IV. Литература.
Список литературы:
1. Ашихмина Т.Я., «Школьный экологический мониторинг», издательство «Агар», 2000 г.- 360 с.
2. Блинова Н.Г., «Практикум по психо-физиологической диагностике», г.Москва: гуманитарный исследовательский центр «Владос», 2000 г., 178 с.
3. Казин Э.М., «Основы индивидуального здоровья человека», г. Москва: гуманитарный издательский центр «Владос», 2000 г., 190 с.
3. Кузнецов В.С., «Коррекция состояния здоровья школьников средствами физической культуры», г. Москва: УЦ «Перспектива», 2012 г., 175 с.
4. Копылов Ю.А., «Физическое воспитание младшего школьника в семье», г. Москва: издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.- 25 с.
5. Лебедева Н.Т., «Школа и здоровье учащихся», г. Минск: издательство «Университет», 1998 г. – 260 с.
6. Макарова О.С., «Игра, спорт, диалог», г. Москва: издательство «Школьная пресса», 2002 г. – 200 с.
7. Явловецкий В.С., «Физическое воспитание подростков с ослабленным здоровьем», г. Киев: издательство «Здоровье», 1987 г.- 136 с.
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415
13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415