Рабочая программа по географии 10-11 класс ( автор учебника География мира. 10-11 А.П. Кузнецов)


Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ейска
муниципального образования Ейский район
Утверждено
решением педсовета
протокол №_1
от « 31 » августа 2015года
Председатель______________ Касьяненко Л.Д.
Рабочая программа
По географии ______________________________________________

Уровень образования (класс) среднее общее 10 – 11 класс
Количество часов 68ч.

Уровень базовый
Учитель Кедь В.И.
Программа разработана на основе программы «География мира». 10-11 классы.
А.П. Кузнецов.- М.: Дрофа, 2009г.


Пояснительная записка.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы), рекомендованная письмом МЩиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
Авторской программы для общеобразовательных учреждений А.П. Кузнецов М. «Дрофа», 2-е издание, 2009 год
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику А.П. Кузнецова «География мира» 10-11 класс. М., «Дрофа», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
Рабочая программа по курсу географии составлена на основании стандарта основного общего образования по географии / базовый уровень/ 2004 года. Авторской программы для общеобразовательных учреждений А.П. Кузнецов М. «Дрофа», 2-е издание, 2009 год учителем Кедь В.И. из расчета 68 часов (34 часа – 10 класс и 34 часа -11 класс), по одному часу в неделю.
Данная программа предусматривает преподавание по учебникам, составленным в соответствии с концепцией модернизации географического образования и стандартом основного общего образования по географии А.П.Кузнецов, Ким «География мира», издательство «Дрофа» 2009 г.
Цели, на достижение которых направлено изучение географии - сохранение и углубление географических знаний, полученных в курсе общей школы.
* освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Обязательный минимум содержания по географии, старшей (базовой) (10—11 классы), построен на основе комплексного географического подхода и представляет общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных разделов экономической и социальной географии мира представлено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле. Содержание курса дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающего мира, к пониманию тех процессов, которые происходят в природно- антропогенных комплексах Земли, в экономике, мировой политике.
В основу обязательного минимума содержания учебного предмета на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Это наиболее эффективный путь формирования системы географических знаний.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Результаты освоения предмета.
Важнейшие личностные результаты: - гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета географии, продуктивные задания учебника и информация, полученная из разнообразных современных источников, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
- воспитание и принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору профессии с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование с помощью ТСО и информационных технологий;
- умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Достижение предметных результатов в программе обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных и экологических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.
Предметные результаты:
- понимание географии как науки, интегрирующей знания о природе и обществе, рациональной организации пространства на основе различных методов исследований, что позволяет решать задачи оптимизации взаимодействия человека и природы на локальном, региональном и глобальном уровне;
- использование территориального подхода как основы географического мышления в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование знаний об основных этапах географического освоения, особенностях населения, хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах в разных странах и в отдельных регионах;
- применение практических умений и навыков, для составления количественных и качественных характеристик, в т. ч. экологических параметров;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- использования различных источников информации и создание презентаций на основе
географической информации;
Требованиями к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения географии в 10 и 11 классе на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание рабочей программы
Введение (1ч) География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации . История развития географической науки; основные этапы. Элементы научных знаний: учение, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины.
Раздел1. Географическая картина мира (21ч)
Тема1. Природа и человек в современном мире. Значение природной среды для человека. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека , его образ жизни, хозяйственная деятельность.История взаимоотношения природы и человека.Природные условия и ресурсы – основы экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру их использования. Понятия о природно-ресурсном потенциале. Понятия о ресурсообеспеченности территорий и стран мира. География природопользования. Развития человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятия природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Тема 2. Население мира.
Численность и воспроизводство, половой и возрастной состав населения мира. Динамика численности населения мира. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика и ее основные виды.
Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Типы размещения населения.
Человечество- мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе. Этнические процессы в современном мире.
Современная география религий. Религия, ее географические виды. Очаги возникновения и современная география распространения основных религий.
Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей.
Тема3. География мирового хозяйства. Особенности развития современного всемирного хозяйства. Понятие о всемирном хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования всемирного хозяйства. Научно-технический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс. Факторы размещения хозяйства. Понятие факторов размещения производства . Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика: территория, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт, связь.«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры, структура, темпы, и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: ВНП И ВВП; страны лидеры по размерам ВВП.География отраслей мирового хозяйства. Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия.Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива металлических руд. Изменения в структуре производства и география мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья.
Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве.Непроизводственная сфера. Транспорт. Место непроизводственной сферы во всемирном хозяйстве. Структура непроизводственной сферы. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта.Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии а постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основный виду информационных услуг.
Тема4. Международные экономические отношения.Современные миро хозяйственные связи. Международное географическое разделение труда как основа развития международных экономических отношений . международная специализация производства и ее виды.Внешняя торговля товарами. Динамическое развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли. Особенности географии мировой внешней торговли.Международные финансовые отношения. МФО как совокупность трех мировых рынков- валютного, кредитного и инвестиционного.Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма и география.
Раздел2. Многоликая планета –42ч.
Тема1. Общая характеристика регионов и стран мира.Географические регионы мира. Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко- географические регионы мира. Особенности состава как региона мира.Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики : определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны.Многообразие стран мира. Политическая карта как политический портрет мира, ее особенности . государства и страны на политической карте. Особенности территорий стран – географическое положение ,величина, конфигурация.
Тема2. Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.Зарубежная Европа в современном мире. Место Зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограничены природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Историко-географическая особенности формирования европейского экономического пространства. Особенности географического рисунка европейского хозяйства. Основные этапы экономического европейского пространства.Внутренние географические различия зарубежной Европе. Природные, политические и социально -экономические различия в внутри зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика.Германия-«экономический локомотив Европы» Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера.Многоликая Франция. Особенности географического положения и природного условия . многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции.Географический образ Британии. Великобритания как одна из великих держав ; ее место в современном мире .Италия на мировых рынках. Факторы формирования специализации хозяйства. Приморское положение в средиземноморском бассейне. Норвегия- природная среда в жизни человека. Природные условия и ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства. Особая жизнь моря в жизни норвежцев.Венгрия – страна на европейском перекрестке.Центральное положение Венгрии на европейском континенте . Заселения территории финно-угорскими народами и создание Венгерского государства.
Тема3. Зарубежная Азия- крупнейший регион мира.Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. «Культурные миры»зарубежной Азии- индийский, арабско-исламский, китайский и др.
Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и его главные особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальное сочетание ресурсов, концентрация в пределах лишь нескольких стран.
«Азиатский тип» населения. Главные особенности населения зарубежной Азии: максимальная численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, «пёстрый» состав населения(расовый, этнический, религиозный и др., по масштабам миграции.
Зарубежная Азия в мировом хозяйстве. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства.
Географическое пространство зарубежной Азии. Отсутствие единого экономического пространства. Особая роль в экономике крупнейших стран ( Китая, Индии и Японии), нефтедобывающих и новых индустриальных стран.
Социально-экономическое развитие Китая. Динамичное социально-экономическое развитие Китая во второй половине ХХ и в начале ХХ1.
Японское «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда».
Индия- самая многонациональная страна мира. Место Индии в современном мире.
Республика Корея- новое индустриальное государство. Различные пути социально-экономического развития КНДР и Республики Кореи.
Турция- географическое положение и социально-экономическое развитие страны. «Узловое» географическое положение Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав.
Индонезия_ крупнейшее островное государство мира. Индонезия- страна-архипелаг.
Казахстан- «ключевая» страна Центральной Азии. Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики.
Тема 4. Америка—Новый Свет.
География доколумбовой Америки. Древнейшее население Америки- индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства.
Хозяйственное развитие Америки в эпоху колонизации. Особенности европейской колонизации Америки; её основные этапы.
Новое население Америки. Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации; вытеснение с лучших земель и массовое уничтожение.
География культур современной Америки. Культурно-географический облик современной Америки и его особенности.
Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в.
Интеграционные процессы в Америке. Развитие интеграционных процессов в Америке во второй половине ХХ в.
Мезоамерика- территория на стыке двух Америк.
Географическая специфика США.
Бразилия- латиноамериканский гигант.
Америка- в современном мире.
Тема 5. Африка – регион развивающегося мира.
Географическая история Африки. Основные ранние миграционные потоки в Африке.
Африка в современном мире. Место Африки в современном мире.
Географическая специфика Африки. Африканские ландшафты.
Республика Южная Африка- крупнейшая экономическая держава континента. Ведущая роль ЮАР в экономике Африки
Тема 6. Австралия и Океания – регион на окраине мира.
Географическая история Австралии и Океании. Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго-Восточной Азии.
Географическая специфика Австралии и Океании. Особенности географического положения региона- периферия Южного полушария.
Насущные проблемы человечества- 4ч.
Глобальные проблемы современности. Экологические проблемы. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности.
Проблема сохранения мира, демилитаризация. Неизбежны ли войны? Понятие о милитаризации; её противоречивое влияние на общество.
Мировая продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы продовольствия на планете.
Тематическое распределение часов по курсу «География мира».
№ п/п Раздел, тема Кол - во часов в программе
авторская рабочая
10 класс 10кл. 11 кл.
1. Введение 1 1 2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4. Географическая картина мира
Природа и человек в современном мире
Население мира
География мирового хозяйства
Международные экономические отношения 21 21
3
5
9
4 3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
3.5
3.6.
Многоликая планета
Общая характеристика регионов и стран мира
Зарубежная Европа. Огромная роль маленького региона.
Зарубежная Азия – крупнейший регион мира
Америка – новый свет.
Африка – регион развивающегося мира
Австралия и Океания – регион на окраине мира. 42
12
4
8 30
12
10
5
3
4. Насущные проблемы человечества 4 4
5. Итого 68 34 34
Используемый УМК:
1) Авторская программа А.П.Кузнецов «География мира» 10-11 класс Москва «Дрофа» 2010 год.
2) Э.В. Ким, Кузнецов «География мира» М. «Дрофа» 2012г.- учебник
3) Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
4)Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2009
5)Сиротин «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Дрофа» 2012.
6)Мультимедийная обучающая программа: География 10 /11класс. Экономическая и социальная география мира
Средства обучения:
1. ТСО
2. Комплект видеофильмов
З. Географические карты
4. Глобусы
5. Коллекции полезных ископаемых
6. Географические приборы 7. Комплекты демонстрационных материалов
8. Электронный атлас стран мира
Дополнительная
литература Барахта Б.П. Китай - наш великий сосед - М.: Знание, 1989.
Весь мир: Города и столицы. - Минск: Харвест, 1999.
Весь мир: Города мира. - Минск: Харвест, М.: АС Т, 2000.
Вольский Д.А. - Турция: партнер знакомый и незнакомый. - М.: Республика, 1994.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс! Кн. для уч-ся - М.: Просвещение, 1995.
Киселёв А.В. Испания - СПб.: Лениздат, 1999.
Кондаков А. М., Машбиц Я.Г. Разные страны - разные нравы -М.: Школа-Пресс, 1993.
Костинский Г.Д. США. Справочник. - М.: Первое сентября, 2002.
Кузнецов А.П. За страницами учебника географии. Кн. для уч-ся. - М: Просвещение, 2000.
Кузнецов А.П. Страны, хозяйство, люди. Книга для чтения учащимся. - М.: Просвещение,1988.
Максаковский В.П. Географическая картина мира - Ярославль, 1996, 2004.
Максаковский В.П. и др. География: пособие для поступающих в ВУЗы - М.: Дрофа, 2006.
Просвещение, 1999.
Самые популярные курорты Европы. Справочник. – М.: Вече, 2004.
Электронные издания Географическая энциклопедия: Страны мира.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 10 класс. Диск
Презентации к урокам
Карты Карты:
Австралия (социально-экономическая карта)
Африка (политическая карта)
Евразия (политическая карта)
Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)
Политическая карта мира
Северная Америка (социально-экономическая карта)
Южная Америка (политическая карта)
Интернет-ресурсы Хозяйство России
http://geo1september.ru/
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия
http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.vokrugsveta.ru/ -журнал Вокруг света
http://www.rgo.ru/ - Русское географическое общество
http://www.nat-geo.ru/ -National Geographic Россия
http://www.africana.ru/ -Африка - http://www.africa.org.ua/
http://www.australia-voyage.ru/ -Австралия - http://australia-ru.com/
http://www.southamerican.ru/ -Южная Америка
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=670783 – Северная Америка
http://www.antarktis.ru/ - Антарктида
http://asia-forum.ru/category/obshhie-svedeniya/ -Азия

HYPERLINK \l "_Рабочая_программа_по" Понятия, определения, номенклатура.
Определения и понятия Номенклатура
Монархии
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Федерации
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР,  США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Развитые страны:
-«Большая семерка»,
малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом) - США, Франция, ФРГ, Италия, Великобритания, Япония, Канада, Россия
- Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Швейцария, Монако …
- Австралия, ЮАР, Израиль
Развивающиеся страны:
Ключевые,
Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, Наиболее отсталые страны мира. - Мексика, Индия, Бразилия
- Корея, Филиппины, Гонконг, Сингапур
- Иран, Ирак, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.
- Афганистан, Непал, Бутан и др.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия:
- Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка:
- Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи,  Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия,  Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение:
Химическая:
Крупнейшие морские порты: Франция, ФРГ, Швеция
ФРГ
Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы Мегалополисы:
Нефтяные штаты:
Крупнейшие центры: - Босваш, Чипитс, Сансан.
Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы Производители:
Города: Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
Критерии оценивания устных, письменных, тестовых и практических работ по географии.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
5. Отличное знание географической номенклатуры.
 
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
 
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
 
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знание географической номенклатуры.
 
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
 
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
 
Отметка «5»
         Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
         Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
         Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
 
Отметка «4»
         Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
         Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
         Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
         Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
 
Отметка «3»
         Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
 
Отметка «2»
         Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
  
Требования к работе в контурных картах:
 
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты  подписывают номер и название практической работы.2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
 
Примечание.При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Критерии оценки контурных карт.
Отлично
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Хорошо
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Удовлетворительно
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Неудовлетворительно
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Согласовано
Согласовано Заместитель директора по УВР
Протокол заседания __________ /Ряденцева М.В./
методического объединения 31 августа 2015г.
учителей естественного цикла
От 31 августа 2015 г. №1
__________ /Кедь В.И./