Статья Физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях
КОРРЕКТИРУЕМ ПЛОСКОСТОПИЕ
Аннотация
В статье представлены организационно - методические аспекты работы ортопедической группы детского сада по созданию здоровьесберегающей среды: методика диагностики плоскостопия в условиях дошкольного учереждения, мероприятия для профилактики болезней детской стопы, список необходимой документации для ортопедических групп.
Ключевые слова: плантография, ортопедическая группа, образовательно – воспитательная работа.
Все чаще нам, воспитателям ортопедических групп, приходится сталкиваться в своей работе с детским плоскостопием. Что же является причиной плоскостопия? Каковы механизмы его появления у детей? Как может воспитатель определить, есть ли у ребенка плоскостопие, как строить образовательно – воспитательную работу с детьми, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата?
Плоскостопие – это деформация, признаками которой является уплощение внутреннего продольного края стопы. Оно является одним из тяжелых ортопедических заболеваний, запущенные случаи которого приводят к нарушениям здоровья детей и нередко даже к инвалидности.
Плоскостопие очень неблагоприятно действует на общее состояние здоровья и на развитие всего организма в целом. Воспитателям, физинструкторам и тренерам нужно помнить, что детская стопа устаёт быстрее, чем стопа взрослого человека. Поэтому, если связки и мышцы недостаточно сильны, не подготовлены к нагрузке, может возникнуть опускание костей внутреннего свода стопы, что приводит к плоскостопию.
Каждый воспитатель, работающий в ортопедической группе, должен уметь определять уплощение стопы или плоскостопие у дошкольников для того, чтобы рекомендовать родителям вовремя принять меры для его лечения. Для этого используют различные методы:
-рентгенографию,
-подометрию,
-плантографию.
В своей группе мы используем способ плантографии. Стопы смазываем обычной синькой и предлагаем ребёнку встать на чистый лист бумаги. Если плоскостопия нет, то на отпечатке стопы под внутренним сводом бумага останется чистой. У ребенка, который болен плоскостопием, отпечаток будет полностью или частично залит синькой на месте внутреннего свода стопы.
Работа по оздоровлению ребят должна вестись в тесном сотрудничестве с физинструктором, инструктором по плаванию, психологом, родителями и медицинсими работниками. Необходима целостная система укрепления здоровья, которая содержит:
- лечебно – профилактические комплексы,
- физкультурно – оздоровительные мероприятия,
- оптимальный двигательный режим,
- полноценное питание воспитанников.
Для укрепления здоровья детей в нашей группе мы используем разнообразные формы и методы оздоровления детей:
четкая организация ортопедического режима,
закаливание,
полноценное питание,
постоянную оценку двигательной подготовки и состояния здоровья детей,
диагностику уровня развития психических процессов и др.
Именно на основе полученных данных реализуем индивидуальный поход в лечении и оздоровлении детей. Рекомендую специальную документацию для специализированных групп:
Листок здоровья, в котором указываются антропометрические данные ребенка, группа здоровья.
Карточка состояния здоровья, где указаны диагноз и рекомендации врача – ортопеда.
Психологическая характеристика, в которой указывается состояние психологического здоровья детей.
В начале и в конце учебного года мы делаем плантограммы для того, чтобы иметь возможность отслеживать изменения в состоянии стопы каждого ребенка и корректировать свою работу.
Основные задачи общеукрепляющего воздействия на ребенка в течение дня:
· -обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка;
- усиление мышечного корсета и позвоночника и нижних конечностей;
- улучшение функции дыхания, сердечно - сосудистой системы;
-формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки; . -обучение координации движений, умению расслаблять мышцы;
-увеличение силовой выносливости мышц;
-устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Важной особенностью подрастающего организма для его правильного формирования является потребность в движении. Ограниченность ребенка в движении ведет к угнетению его психики, снижению интенсивности физиологических процессов, негативно влияет на физическое развитие и состояние опорно – двигательного апарата. Двигательный режим является важнейшим оздоровительным и профилактическим средством. Необходимо включать обязательные мероприятия, такие как:
утренняя гимнастика,
ритмическая гимнастика,
лечебная гимнастика,
оздоровительный бег,
закаливание,
различные виды массажа(ореховый, точечный, др.) и самомассаж,
плавание,
прогулка,
спортивные упражнения,
игровые упражнения.
Хочется отметить, что наш детский сад работает в тесном контакте с Донецким ортопедическим заводом. Поэтому мы имеем возможность предоставлять своим воспитанникам индивидуально изготовленную кожаную обувь для каждого сезона.
Большое значение имеет работа с родителями. Она строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить социальный статус семьи и тактику взаимодействия с разными категориями родителей. Обучение родителей методам коррекционной работы с ребенком в семье проводят специалисты нашего детского сада:
врач – ортопед,
педагог – психолог,
музыкальнный руководитель,
физинструктор,
медсестра ЛФК,
масажист,
воспитатели.
Результаты работы показали: организованная таким образом образовательно – воспитательная и оздоровительно - коррекционная работа пололжительно влияет на развитие детей, укрепление их здоровья, нормализацию социально – адаптационной сферы.
Литература:
Гамбурцев Г.А. Гониометрия человеческого тела - Москва; медицина; 1975
Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.: Просвещение, 1991.
Махнева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2000.
Пенькова И.В.,Сулейманов И.И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.
Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Сфера, 2012
Гаврилова Ирина Александровна, воспитатель, дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 4 «Журавленок» управления образования администрации города Шахтерска. Е - mail: csyjxtr22wtv@yandex.ua