Урок литературного чтения дан в 4 классе, УМК «Планета знаний», автор учебника Э.Э. Кац.
Аннотация:
Урок литературного чтения дан в 4 классе, УМК «Планета знаний», автор учебника Э.Э. Кац. На уроке использовались технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления. Применяемые методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, рефлексивный, системно-деятельностный подход. Применялись групповые и парные виды работы. Тип урока: изучение нового материала. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовало достижению образовательных целей, выработке универсальных компетентностей, умению анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены все нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, что позволило выявить познавательный интерес у учащихся и нацелить на дальнейшую работу над темой. Цели урока достигнуты. Урок представлен на сайте Завуч. Инфо http://www.zavuch.info/methodlib/298/98254/Предмет: литературное чтение, автор Э.Э. Кац
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: А.Н. Майков «Мать»
Цели урока:
Образовательные: познакомиться с произведением А.Н. Майков «Мать»;
формировать навык анализа произведения; расширять словарный запас через работу со словарями, текстом учебника
Воспитательные: воспитывать культуру общения при фронтальной, парной, групповой работе;
формировать дружеские отношения между учениками класса;
формировать умение быстро принимать решения;
воспитывать любовь к близким, к маме;
учить проявлять и показывать эту любовь
Развивающие: развивать орфографическую зоркость и устную речь;
развивать критическое мышление, теоретическое и творческое (анализ, синтез, сравнение и обобщение);
развивать память; умение сотрудничать
Формировать УУД:
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, оценка, самооценка
Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания, рефлексия
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Планируемый результат: познакомить с новым произведением, проанализировать произведение
Ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, цветовые карточки-настроения, задания для групп
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте!
- Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.Артикуляционная разминка:
Вращение язычком
Потянули ниточки за уголки губ вверх, вниз, растянули, улыбнулись
Выполняют разминку
II Актуализация знаний
Формулирование темы урока, постановка цели Работа со стихотворением
Солнце ярче для меня – мама!Мир и счастье для меня – мама!Шум ветвей, цветы полей – мама!В небе яркая звезда – мама!
-Прочитать стихотворение
-Прочитать орфографически
-Найти орфограммы
-Выучить- Рассказать
2) Нам необходимо определиться с темой урока, для этого приступаем к работе в группах.
1 группа
Даны 3 биографии (Приложение 1)
Прочитать
Определить чьи биографии
Чья биография неизвестна?
Прочитать
- С произведением Апполона Николаевича Майкова мы сегодня будем знакомиться.
2 группа
Работа по словарям
Найдите в словарях, что обозначает слово «мама»
С.И. Ожегов
«Мать – женщина по отношению к своим детям».В. Даль:
«Мать – та, которая даёт жизнь (женщина)».
Что такое “мама” в словаре Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка
МА́МА, мамы, ·жен.
1. Мать (·разг.; употр. обычно при обращении детей к матери). «Я тотчас узнал эту гостью, как только она вошла - это была мама.» Достоевский. Мама, пойдем гулять!
2. То же, что мамка в 1 ·знач. (·устар. ). «Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная.» Фонвизин.
Слово учителя
Наверное мы все хоть когда-то задумывались, а откуда все таки происходит слово "Мама" Я вам в этом постараюсь помочь. Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. Эти слова происходят из детского лепета и обозначают важнейшие для каждого человека понятия. К таким понятиям относятся, прежде всего, термины родства. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней, у ее груди, все время, пока папа охотился и защищал семью от врагов. "Мама" - первое слово человека, который только что явился в мир. Может быть, оно и было первым словом всего человечества. Возможно, с него и с ему подобных "детских" слов начался в глубокой древности наш язык.
Весь класс: подбери синонимы к слову «мама»
На столах выписка из словаря синонимов
Синонимы к “мама”в словаре Словарь русских синонимов
родимая, маманюшка, мамусечка, мамуся, мамашенька, мамулечка, мамусенька, мамонька, маменька, матерь, мамушка, мамашечка, родимая матушка, матушка, маманя, маман, маманька, маточка, мамаша, родительница, мамка, матуха, мамуля, матуничка, мамунька, матунька, мачка, матика, мамуша, мамулька, матусенька, матуся, матунюшка, матуля, матуненька, мамысь, мамуня, мать, матухна, матка, мамочка, матуша, мамыса, матушь, матуня, матя, матуличка, матынька, матонька, матенка
3 группа
Собери пословицы о маме
Нет друга нежнее матери
При солнце тепло, а при матери добро
У ребенка заболит пальчик, а матери – сердце
Нет такого дружка, как родная матушка
4 группа
Подбери синонимы, антонимы к словам: скрытый, усталый, честный, нежный
синонимы антонимы
Скрытый Усталый Честный Нежный 5 группа
Подбери к предложенным сочетаниям слов близкие по смыслу слова:
Бедный мальчик Ночь идет Затеплить огонек Чудные силы
3)-Как вы думаете, о ком будет произведение
А.Н. Майкова?
Тема: А.Н. Майков «Мать»
Цель урока: познакомиться с новым произведением, проанализировать произведение, понять Читают стихотворение
Читают орфографически
Находят орфограммы
УчатРассказывают
Слайд с портретом А.Н. Майкова
Работа со словарями
Представление синонимов
Слайд с синонимами
Разбитые пословицы на части собирают
Представляют синонимы и антонимы
О маме, ребенке
III Изучение нового
1) -Открыли учебник.
-Рассмотрели иллюстрацию
_ О ком произведение?
- О чем произведение?
По иллюстрациям настроение произведения выставить цветом.
Чтение произведения учителем
Какое настроение вызывает стихотворение?
Словарь настроения
4) Читаем произведение. Работаем с текстом с карандашом, отмечая известные вам знаки по ходу чтения.
Это новое +
Противоречит тому, что знал –
Это я знал \/
Я хочу узнать больше?
ФИЗМИНУТКА
5) Анализ текста
- Какие чувства испытывает мать к больному ребенку?
- Как автор их передал?
- Как ты думаешь, почему в этом стихотворении много многоточий?
- Что все время повторяет мать?
«Во темном-сыром бору»
- Что это напоминает?
Информация:
Поющие в темноте.
Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.
- Перечитай последние строки стихотворения какими словами можно заменить «что»?
- В каком смысле использовано слово «чудный»?
- В каких словах выражена главная мысль?
6) Чтение в парах (чередуясь или друг другу)
- Представление чтения Цветовые кружки на доске
Выбор слов из словаря настроения
горечь
тоска
печаль
грусть
радость
восхищение
удивление
разочарование
беспокойство
воодушевление
Словарь:
Вздор
Сыр-темен
Бор
Очи
Заговор, молитву, колыбельную
Ценный, любимый, дорогой, родной
IV Закрепление изученного 1 группа «Аналитики»
Составить цветовую ленту настроения стихотворения из кружков
Радость – желтый
Беспокойство – красный
Успокоение, благодушие - голубой
Печаль- черный, синий
2 группа «Художники»
-Какие краски использовали бы для картины о маме, о любви к маме? Почему
3 группа «Кинематографисты»
- Какие кадры бы создали для своего фильма по стихотворению?
4 группа «Музыканты»
- Какую музыку можно использовать к стихотворению? Почему?
5 группа «Лингвисты»
- Что совершило чудо в этом стихотворении?
- Какой может быть любовь мамы к своему ребенку?
Приложение 2(слова-подсказки) Работа с музыкальными произведениями
Представление по слайду: Солнце маминой любви
Обратить внимание на работы детей.
Стихотворение Иры
Видео ролик о маме VI Рефлексия Было трудно.
Было интересно.
У меня получилось
Меня удивило
Мне захотелось
- Выберете цвет настроения вашего урока.
Спасибо за урок VII Домашнее задание Чтение стихотворения, подготовка представить буклет о маме. Приложение 1
1 биография
Строки из биографии какого поэта вы прочитали?
… - это имя звучит для нас всю жизнь – с детства до старости. Поэт все изображал легко, изящно, с блеском, бодро, весело.
Родился он в Москве. Здесь и жил с отцом и матерью, с бабушкой Марией Алексеевной и няней Ариной Родионовной. За свою не долгую жизнь успел создать свои самые знаменитые произведения разных жанров, в том числе и свои сказки. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», « Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке рыбке», «Сказка о золотом Петушке».
2 биография
Строки из биографии какого писателя вы прочитали?
Родился 9 сентября в имении Ясная поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье, графский титул был получен его предком одним из первых в России. В 1895 году открыл школу для крестьянских детей. В 1872 создал «Азбуку». Для нас известное произведение «Филиппок», «Лев и собачка»
3 биография
……. – русский поэт, писатель, драматург и переводчик. Родился в Москве в семье академика живописи Н.А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в Московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи ……начал с 15 лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией (иллюстрация в энциклопедии «Литература» М., 2002 г. – С. 188.) Самые известные его стихотворения: «Весна», «Колыбельная песня», «Летний дождь», «Румяный парус», «Ласточки», «Сенокос», «Мать». Увлечённый эпохой Древней Руси и славянским фольклором, …..создал один из лучших переводов «Слово о полку Игореве».
Приложение 2
Жертвенной, огромной, терпеливой, сердечной, прощающей, бескорыстной , волшебной , нежной, доброй, заботливой.