Курс для детей по изучению прав и обязанностей

МКОУ «Потрусовская основная общеобразовательная школа»
Муниципальный методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области






Номинация: «Защита прав детей»







Программа курса «Права и обязанности школьника – гражданина РФ»
в рамках внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание»









Разработала : Неустроева З.А.
учитель начальных классов
МКОУ «Потрусовская ООШ»
Парфеньевского муниципального района





















С. Потрусово 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав и свобод человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Так же одной из приоритетных задач России в настоящие время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В субъектах Российской Федерации, с учетом их социально- экономического положения, принимаются региональные нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей.Реализация принципов Конвенции является актуальной задачей для российского общества. Выполнение Конвенции требует от государства реальных усилий, для того чтобы ее принципы были закреплены в национальном законодательств. Но дети живут и развиваются не только в окружении родных и близких, они так же ходят в школу. Причем в школе они проводят большую часть времени... Дети должны знать свои права, знать где им могут помочь в трудную минуту. Знать свои обязанности ученика.
Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого ее воспитанника, но и критерием, определяющих поведение человека. Она может укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, сформировать способность сопротивляться пошлости, жестокости, но только в союзе с родителями .Этого требуют и новые образовательные стандарты второго поколения.
Сегодня актуальность формирования правового сознания у младших школьников, вызвана событиями, происходящими в нашей стране, во всем мире В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие культуры
По рекомендации ЮНЕСКО (обучение правам человека предлагается начать еще на дошкольном уровне. В то же время педагогический опыт свидетельствует об эффективности их изучения в начальной школе, так как именно в этот период дети получают и усваивают большой поток информации. Школа должна не только защищать права детей ,но и просвещать их в этом вопросе, поэтому я считаю актуальным изучение курса «Права и обязанности школьника-гражданина РФ» уже во 2 классе. Данный курс поможет детям начальной школы узнать в игровой форме о своих правах и обязанностях, применять свои знания в общении со взрослыми, одноклассниками, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.
Курс предполагает совместную работу с родителями, это поможет родителям по другому посмотреть на своих детей, проанализировать воспитание в семье, будет содействовать укреплению семьи, воспитанию ответственности за свои поступки . воспитанию дружбы и взаимопонимания
Курс «Права и обязанности школьника-гражданина РФ» определен как внеклассный, в рамках внеурочной деятельности помогающий решать одну из задачи духовно – нравственного воспитания учащихся в соответствии с новыми ФГОС
Программа курса рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) ,
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятия 40 минут, на занятии обязательно проводится физкультминутка.
Основные цели курса:
создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры;

Основные задачи курса:
познакомить учащихся с основными правами, записанными во «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенции о правах ребенка»;
сформировать представления об основных правах и обязанностях школьника;
сформировать у учащихся уважительное отношение к праву, к своей стране, родному краю, своей семье, школе;
сформировать представление о целостности окружающего мира, освоение основ правовой грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм з доровьесберегающего поведения в социальной среде;
сформировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
неуспеха;
развить коммуникативные способности.


Формы и методы работы:
беседа;
работа с документами (слушание, чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение);
игра;
интеллектуальный тренинг (анализ пословиц и поговорок о праве, семье, нравственности; ребусы; задки);
метод проектов;
метод примера

Планируемые результаты изучения курса:
Личностные
формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные
осознание ценности человеческой жизни;
понимание особой роли права в жизни общества;
формирование первоначальных представлений о праве, правовой культуре, гражданской позиции;
формирование начальных основ базовых правовых ценностей современного общества;
формирование начальных основ толерантного мировоззрения.
Умение работать с информацией


Оценка результатов освоения курса складывается из следующих показателей:
активная работа на занятиях;
участие в школьных мероприятиях, конкурсах правовой направленности и т.д.;
отсутствия серьезных конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
успешное выполнение проектных работ.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс



№п/п


Тема занятия

Основные вопросы темы

Содержание

Теория

Практика






1

Вводное занятие «Что такое право
- понятия права, обязанности;
- история школы;



- работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность моё имя ;
- физкультминутка;
- тренинг на внимание;
- гимн РФ.
-
Понятия
ученик, право, обязанность
моё имя;
- гимн.

оформление бейджика со своим именем
исполнение гимна РФ


Раздел1 Права ученика- гражданина РФ 9 часов


2

Право на образование.
- история развития образования;
- почему сегодня важно иметь образование;
- работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность;
- физкультминутка;

понятий ученик, право на образование, обязанность
беседа по сказке» В стране невыученных уроков

3-4


Право на образование: права и обязанности школьника.
- история школы;
- органы самоуправления учащихся;
- «Правила поведения для учащихся»
- изучение «Правил поведения для учащихся»
- встреча с соц педагогом школы
-составление группового портрета класса.

изучение «Правил поведения для учащихся МКОУ « Потрусовская ООШ»

составление группового портрета класса
Самооценка « Как я выполняю правила школьника

5-6


Право на образование: наш класс – большая семья.

- беседа: чему я научился?
-пословицы и поговорки об учебе;
- рассмотрение вопроса о равенстве всех в правах;
- закон «Об образовании» РФ
- изучение «Правил поведения для учащихся»;
просмотр мультфильма «История Власа, лентяя и лоботряса»;

Оформление странички в классном уголке « Правила поведения ученика»

7

Культурные права.
Право говорить на родном языке
- РФ – многонациональное федеративное государство;

- Конституция РФ
- право говорить на родном языке, пользоваться библиотеками, ходить в музеи, театры;
- тренинг на внимание;
-закрепления принципа равенства в правах.
- информация о «Конституции» - как основном документе страны;
- изучение культурных прав;
- экскурсия в школьную библиотеку;

Посещение библиотекиначало работы над Проектом « Люди разных национальностей в нашем селе» совместный

8-10

Работа над проектом « Люди разных национальностей в нашем селе
Работа над проектом
- сбор материала

Оформление результатов исследования


Социальные права и обязанносити детей(17часов)


11


Право на жизнь.
- право на жизнь – естественное право человека;
- зачем нужен был международный документ по защите прав человека;
- а кто такой человек?
- знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;
- игра «Послание в бутылке»;
- физкультминутка;
-
Всеобщей декларацией человека
игра «Послание в бутылке»;


12


Права детей.
Знакомство с уполномоченным по правам детей в Костромской области и в МКОУ « Потрусовская ООШ»
- кого считают ребенком;
- «Конвенция о правах ребенка»

- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;
- работа над понятием особые права детей;
- физкультминутка
Конвенцией о правах ребенка»



понятием особые права детей
Встреча с Уполномоченным по правам ребёнка в школе Вопросы по теме

13


Право на семью
- что такое семья;
- выступления учеников 6 класса со своими родословными;
- знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;
- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

знакомство с методикой составления родословных;
- работа над понятиями права и обязанности в семье;

Мини-Проект « Моя семья
Совместно с родителями( дома)


14-15
Право на благоприят-ную окру-жающую среду.
- право на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды;
- право на полезное и качественное питание;
- анализ ситуации в регионе, стране, мире с соблюдением права на благоприятную окружающую среду;
-знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;
- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;
- физкультминутка;
работа с «Конституцией» - как основным документом страны;
- работа над понятиями окружающая среда, здоровый образ жизни;
- примеры нарушения права на благоприятную окружающую
среду и последствия нарушений;

Практическая работа « Какие продукты мы едим»
СоставленКонкурс рисунков « Берегите воду»

16




Обязанность бережно относится к природе, окружающей среде.
- почему нужно беречь природу?
- как каждый из нас может и должен беречь природу?
- пословицы и поговорки о природе;

- работа над понятиями обязанность, природная окружающая среда;
-развитие творчества детей;
- физкультминутка;
- рассказ «Мой младший друг».

Конкурс рисунков « Берегите лес»

17-19

Что такое телефон доверия. Сайты для детей по изучению прав
-что такое телефон доверия? Как им пользоваться?
Где найти информацию о правах детей

;работа с сайтами по изучению прав для детей
работа со школьным сайтом,
правила пользования телефоном доверия
работа с сайтами по изучению прав для детей ,работа со школьным сайтом,правила пользования телефоном доверия
Работа с сайтами
(присутствуют родители)



20
Право на заботу со стороны взрослых
;родительская забота



Пример родителей выступление

21
Право на собственность
- работа над понятиями собственность, Как относится к чужой собственности
- работа над понятием собственность;
- интеллектуальный тренинг;
- работа с раздаточным материалом;
- физкультминутка;
-


»практическая работа «Моё и чужое» решение жизненных ситуаций

22
Право на жилище
- понятия собственность, наследство, наследник, наследодатель, право на жилище и его неприкосновенность;
- работа над понятием право на жилище;
- физкультминутка;
- просмотр мультфильма «Заячья избушка».

Беседа по содержанию сказки

23
Подготовка к проекту «Мои права»
- беседа по рассмотренным ранее вопросам;

- закрепление изученного ранее материала в форме «викторины
- физкультминутка;
- музыкальные паузы;
-конкурс загадок;

Оформление материалов для проекта совместно с учителем

24-25
Обязанности детей.
Правила дорожного дижения

Беседа по теме» Обязанности школьника»

Встреча с сотрудником ГИБДД
-обязанность школьника
Выполнение правил на дороге
работа над понятиями права и обязанности;

Самооценка ученика «Мои обязанности как я их выполняю»

26
. Обязанности ребёнка по уходу за животными
- рассказ учащихся о своих домашних питомцах;
- физкультминутка;
- тренинг на внимание;
- разучивание песни о бережном отношении к природе;
- работа с ИКТ.
- просмотр мультфильма «Почему ушел котенок?»
беседа о домашних животных учащихся;
- какие беседа о домашних животных учащихся;
- какие обязанности у учащихся по уходу за домашними животными;
- чем опасны бродячие животные?- чем опасны бродячие животные?
беседа о домашних животных учащихся;
- какие обязанности у учащихся по уходу за домашними животными;
- чем опасны бродячие животные?
- рассказ учащихся о своих домашних питомцах;






27
Обязанность уважать старших
День Победы.

- историческая справка по теме Великая Отечественная война;

- работа с понятиями победа
любовь к Родине Просмотр видеоматериалов о Великой Отечественной войне..

Подготовка к Дню Победы Конкурс стихотворений


Итоговое обобщение5 часов



28






Итоговое обобщение.





- беседа по рассмотренным ранее вопросам;

- закрепление изученного ранее материала в форме игры «Я гражданин
- мониторинг.



Игра « Я гражданин»
( по станциям)


29-32



Мониторинг. Подведение итогов



Подведение итогов

Защита проектов
Вручение грамот


Выступление детей с проектами.
Развитие умения выступать перед обществом Самооценка своей работы

33-34

Резервные часы






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводные занятия (1час)
Знать для чего необходимо знать свои права и обязанности. Кто такой ученик. Кто такой учитель. Какие у них права и обязанности (знакомство с понятиями: право и обязанность). Право человека на имя. Повторение Гимна РФ

Раздел 1. Права ученика-гражданина РФ ( 9 часов)
История развития просвещения. Право на образование. Почему человек должен учиться. История школы. Символика школы. Устав школы. Правила поведения для учащихся. Права и обязанности участников образовательного процесса. Класс – частичка школьного коллектива. Ученик – гордость школы. Органы самоуправления в школе. Равенство всех участников образовательного процесса в правах. Закон «Об Образовании».
Федеративное многонациональное государство РФ (знакомство с понятиями: конституция, федерация, субъекты федерации, нация, народность, родной язык). Конституция РФ. Право человека говорить на родном языке. Культурные права. Проект « Люди разных национальностей в селе Потрусово, воспитание толерантности

Раздел 2. Социальные права и обязанности детей . ( 17часов )
Право на жизнь – естественное право человека. Зачем нужен был международный документ по защите прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кто такой человек.
Кто такой ребенок. Почему ребенку нужно иметь особые права. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Нарушение и защита прав детей в нашей стране и за рубежом.
Право на заботу со стороны взрослых. Право на жилище. Право на неприкосновенность жилища.
Право на семью. Для чего необходимо знать историю семьи. Как составить родословную.
Права и обязанности родителей. Обязанности детей.
Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка: на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды; на полезное и качественное питание.
Обязанность каждого ребёнка выполнять правила пешеходов на улицах.. Каждый из нас может и должен беречь природу. Обязанности ребёнка по уходу за животными.
Что такое телефон доверия, его функции, правила пользования. Знакомство с Уполномоченным по правам ребёнка в Костромской области и в школе, Совместные проекты детей и родителей.

Раздел 3 Итоговое обобщение Мониторинг(5 часов)

Подведение итогов работы, презентация детских проектов перед учениками школы, Награждения и поощрения активным участникам среди детей и родителей. Рефлексия .


Резерв: 2 часа


Использованная литература:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения..
3 Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. (Пособие для учителя начальной школы –М.: Вита – Пресс, 2007)
6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. М., 2006
8. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. (Кн. для уч-ся нач. кл.-М: Вита –Пресс,1996)
9. Шабельник Е.С. Права ребенка. М.,

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Права и дети в Интернете
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационно-правовой ресурс для детей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Национальный портал противодействия терроризму
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Детский правовой сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Право детей - право на будущее

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] региональный межведомственный информационный ресурс правовой

























Программа курса «Права и обязанности школьника-гражданина РФ»

Номинация : Защита прав детей»

Учитель начальных классов Неустроева Зоя Александровна












13 PAGE 14415



Заголовок 1 Заголовок 215