Сценарий занятия для учащихся 6-7 классов В мире прав и обязанностей
В мире прав и обязанностей
Разделы: социальная педагогика – элективный курс «Мы и право»
Цель: Формирование правовой грамотности обучающихся.
Задачи:
1. Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних посредством игры;
2. Воспитание толерантного отношения к окружающим;
3. Умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Возраст: 14-15 лет
Оборудование:
интерактивная доска;
проектор;
колонки;
ноутбук.
Необходимые материалы для команд:
ручки,
листы с заданиями;
буклеты с правами и обязанностями.
Ход мероприятия
(слайд 1)
Добрый день, участники нашей игры!
Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важных принципов, на котором строится свободное общество - это господство законов.
Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”.
Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка (Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет). (приложение 10)
Интеллектуальная разминка
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию» (приложение 1. правильные ответы подчеркнуть)
(слайд 2)
Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка.
1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)
2. Право на образование (ст. 28)
3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)
4. Право на имя (ст. 3)
5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)
6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)
7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)
8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)
Конкурс 2 «Нарушенные права» (приложение 2. правильные ответы подчеркнуть)
(слайд 3)
Государства-участники, которые приняли в Конвенцию следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.
Посмотрите на фрагмент «Сказки о царе Салтане», прослушайте отрывок, а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы:
Едет с грамотой гонецИ приехал наконец.А ткачиха с поварихойС сватьей бабой БабарихойОбобрать его велят;Допьяна гонца поятИ в суму его пустуюСуют грамоту другую -И привез гонец хмельнойВ тот же день приказ такой:"Царь велит своим боярам,Времени не тратя даром, И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод".Делать нечего: бояре,Потужив о государеИ царице молодой,В спальню к ней пришли толпой.Объявили царску волю -Ей и сыну злую долю,Прочитали вслух указИ царицу в тот же часВ бочку с сыном посадили,Засмолили, покатилиИ пустили в Окиян -Так велел-де царь Салтан.
Был ли подложный приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в Бочку и бросить их в море справедливым наказанием? (Нет)
Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?
на брак
на жизнь и свободу
На получение образования
На справедливое рассмотрение обвинения
Конкурс 3 «Права или обязанности» (приложение 3. ответы написаны в скобках)
(Слайд 4)
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.
1. Получение бесплатного общего образования (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
3. Соблюдение устава (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства (Право)
6. Добросовестно учиться (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
9. Выбор формы образования (Право)
10. Носить школьную форму (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе (Право)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.
Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?» (приложение 4. ответы написаны в скобках)
(слайд 5)
Существует 4 вида ответственности.
Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
Избиение одноклассника (Уголовная)
Кража мобильного телефона (Уголовная)
Прогул в школе (Дисциплинарная)
Переход дороги в неположенном месте (Административная)
Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
Конкурс 5 «Что лишнее» (приложение 5. лишний подчеркнуть)
(слайд 6)
Ответственность за различные правонарушения прописаны в Кодексах, законах и других документах. Вам необходимо из следующих нормативных документов выбрать один лишний и объяснить, почему он не подходит.
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный кодекс
Гражданский кодекс
Жилищный кодекс
Уголовный кодекс
(Жилищный кодекс. Во всех остальных документах уделяется место несовершеннолетним)
Конкурс 6 «Ответственность несовершеннолетних»
(приложение 6. правильные ответы подчеркнуть)
(слайд 7)
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?
1. Побои
2. Убийство
3. Кража
4. Грабеж
5. Клевета
6. Мошенничество
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение а/м
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда
Конкурс 7 «Виды наказаний» (приложение 7. правильные ответы подчеркнуть)
(слайд 8)
За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.
Лишение свободы
Каторга
Исправительные работы
Ссылка
Избиение плетьми
Смертная казнь
Высылка
Штраф
Арест
Конкурс 8 «Что я знаю» (приложение 8)
(слайд 9, 10)
Это заключительный конкурс. Ваша задача – разгадать кроссворд из тех слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.
По горизонтали:
3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет
5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответы:
По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность
По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.
Подведение итогов. Синквейн (приложение 9)
(слайд 11)
Заключительное слово
(слайд 12)
Не зависимо от того, кто лучше отвечал на вопросы, а кто не смог ответить, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта интеллектуальная игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключение хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»
Список литературы
1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М., 1996.
2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. – Ростов н/Д, 2006.
3. Еременко Н.И. Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. – Волгоград, 2005
4. Летнева О.В. Правовое воспитание школьников. – Волгоград., 2005.
5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб., 2006.
6. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1996.
7. Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1995.
8. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр / авт.-сост. В.В. Гордеева. – Волгоград, 2007.
9. Программа информационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа».
10. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2007.
Заголовок 115