Авторская программа по дополнительному образованию Игровая физкультура для малышей



Пояснительная записка
«В игре формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу».
В.А. Сухомлинский.
Не секрет, что современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить ребенка к школе. Все стремятся детей УЧИТЬ! Как можно раньше научить ребенка читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – это ИГРА!
В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе. Игра – это «школа морали в действии». Можно сколько угодно обьяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление малышей может привести к серьезным проблемам в адаптации к школе, трудности в общении.
Направленность программы
Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность программы
В настоящее время дети мало играют, поэтому мы – взрослые должны научить ребенка играть. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его переживания, видеть его взаимоотношения с другими детьми.
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психического благополучия в ДОУ может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающим, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям. Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, праздников и соревнований, интересных подвижных игр. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Педагогическая целесообразность
Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности.
Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Ничто так не привлекает ребят, как игра. Ребенок любит играть, он познает окружающий мир прежде всего и легче всего в играх. Именно посредством игры у ребят вырабатываются ценнейшие физические, морально-волевые и организационные навыки.
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
И еще. Подвижные игры могут стать средством, подводящим к спортивным играм.
Но одного желания играть и знания игр мало. Нужно еще донести их до ребят, со знанием дела, иной раз осторожно раскрыть содержание, пробудить к ним интерес. Иначе даже самая увлекательная игра может быть отвергнута.
Цель программы
–сохранение единого образовательного пространства и преемственности между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдение общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
–создание условий для физического развития детей, формирование личности ребенка, воспитание морально- волевых качеств. Основные задачи
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Оптимизировать двигательную активность дошкольников во время их пребывания в детском саду;
2.Познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
3.Формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
4.Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции и также эмоционально-чувственную сферу;
5.Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
6. Развитие физических качеств, двигательных умений и навыков.
Содержание программы определено с учётом:
- возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей,
- тенденции развития воспитания и образования.

Отличительная черта программы:
Примерная программа не предусматривает жесткий объём содержания образования. Программа предназначена для дополнительного образования дошкольников.
Планирование занятий в игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого, личностно-ориентированное отношение к ребенку и непринужденная форма организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в двигательной активности. Музыкальное сопровождение подвижных игр поднимает настроение, побуждает детей к самовыражению творчества в движениях, повышают его самооценку. Использование здоровьесберегающих технологий благоприятно действует на психофизическое здоровье ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
3-5 лет
Сроки реализации образовательной программы
1 год
Формы и режим занятий
Режим: продолжительность занятия 20 мин., 1 раз в неделю в группе от 12 до 15 человек

Примерный учебно-тематический план
Разделы программы

Всего часов
Теория
Практика

1 этап: Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
12 часов
2 часа
10 часов

2 этап: Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.
(декабрь январь, февраль)
10 часов
2 часа
8 часов

3 этап: Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.
(март, апрель, май)
13 часов
3 часа
10 часов

Всего:
35 часов
7 часов
28 часов



Предполагаемый результат:
В результате освоения программного материала по дополнительному образованию дети должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры;
- о спортивных играх;
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений логоритмики , психогимнастики, игрового стретчинга;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; метании, лазании;
- соблюдать правила игры.

Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
-Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
- Развитие физических качеств(быстрота, сила, ловкость и т.д.).
Мониторинг физического развития детей
Название теста
Описание теста
4-5 лет

Силовая выносливостьмышц брюшного пресса
И.П. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 45є к полу удерживаются на весу.
30 сек.

Силовая выносливость мышц спины
И.П. лежа на животе. Туловище поднимается на 30є и удерживается в таком положении.
20-30сек.

Гибкость
И.П. стоя на скамейке или кубе, ноги рядом, руки вдоль туловища. Наклониться вниз, не сгибая колени.
мал: 3-6дев: 6-9

Статическое равновесие
И.П. пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки  вдоль туловища. Удержать равновесие как можно дольше.
мал: 12-20дев: 15-28

Тест для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на спину на пол. Руки спокойно лежат вдоль туловища. Необходимо медленно поднять ноги до угла 45, (включается секундомер) и удерживать их в таком положении максимально возможное время. Если после подъема ног отмечается тремор, секундомер выключается. Такая ситуация свидетельствует о несостоятельности мышц брюшного пресса у данного ребёнка. В других случаях секундомер выключается после касания нижними конечностями поверхности пола.
Игровая ситуация: «Осень, дует сильный ветер, а на дереве остался один единственный листочек, и все животные в лесу приходят на него посмотреть. Опустятся ножки, и упадет этот листочек. Постарайся его удержать как можно дольше». Дыхание должно быть ровное, произвольное, без задержки.
Тест для определения силовой выносливости мышц спины (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на живот на пол, ноги фиксирует взрослый. Ребёнок ставит руки на пояс, прогибается (включается секундомер). Время останавливается, когда туловище касается условной горизонтальной линии.
Игровая ситуация: «Дельфин высунулся из воды и ждет, когда дрессировщик даст ему рыбку». «Бабочка взлетела высоко вверх, летит и ищет цветок, на который можно было бы сесть и отдохнуть».
Тест для определения гибкости позвоночника (автор М.А. Рунова). Ребенок становится на гимнастическую скамейку или любой другой предмет высотой не менее 25 см. Для измерения глубины наклона линейку прикрепляют таким образом, чтобы поверхность скамейки соответствовала нулевой отметке. Если при наклоне вперед ребенок не дотягивается кончиком пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.
Игровая ситуация: «Ты стоишь на мосту и видишь, как маленький мальчик роняет свою любимую игрушку в речку. Помоги ему достать игрушку из воды».
Тест для определения статического равновесия (автор М.А. Рунова). Ребенок встает в стойку: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки  вдоль туловища. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.
Игровая ситуация: «Мы с вами построим поезд. Чей поезд дальше проедет и не сойдет с рельсов!»
Оценка освоения результатов программы:
 низкий
 средний
 высокий

Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Принципы, лежащие в основе программы:
1.Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное, активное отношение детей и понимание изучаемого материала.
2. Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что педагог, используя демонстрацию, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчётливо понять его.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает определённую систему обучения, установление логической связи и правильной последовательности. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному и наоборот. Любая спортивная игра трудна для начинающего, так как на его центральную нервную систему действует большое количество разнообразных раздражителей. Поэтому при изучении игры приходится прибегать к её упрощению.
4. Принцип доступности требует подбора упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для дошкольников.
Программа предназначена для детей 4-5 лет.

Программа реализуется через следующие формы:
Дополнительное образование – кружок подвижных игр «Игровая физкультура».
На занятиях применяются разные формы подвижных игр: логоритмические, сюжетно-ролевые игры; игры-забавы; имитирующие и спортивные игры, психогимнастика (игры со сменой напряжения и расслабления), ритмопластика (музыкально-ритмические игры и упражнения), народные игры, игровой стретчинг.
Совместная работа с родителями (досуги и развлечения).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Объясняя игру, руководитель должен поставить детей так, чтобы им всем было хорошо его видно и слышно.
Прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра.
Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобится, не забывая и о мелочах (мел, свисток), продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснить игру нужно предельно коротко и ясно.
Алгоритм работы с подвижными играми:
Название игры, знакомство с ее содержанием и целью.
Обьяснение правил игры, распределение ролей играющих и их место расположение.
Ход игры.
Анализ игры.
Условия реализации программы
Оборудование зала
1. Шведская стенка
2. Гимнастические скамейки
3. Индивидуальные коврики
4. Шапочки-маски
5. Приставные лесенки, доски
6. Мячи резиновые разных размеров
7. Мячи массажные (мячи-«ёжики»)
8. Гимнастические мячи («хопы»)
9. Набивные (ортопедические) мячи (вес 1 кг)
10. Гимнастические палки
11. Обручи
12. Обручи плоские
13. Мешочки с песком
14. Туннели для лазания
15. Кольца от серсо
16. Веревки
17. Дуги для подлезания
18. Цветные ленточки
19. Парашют
Вспомогательное оборудование
1. Музыкальный центр
2. СД-диски.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. В.Л.Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей». Новая школа ,1994 г.
3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 3-5 лет. М., ТЦ Сфера, 2008 г.
4. Дженни Лешли «Работать с маленькими детьми (поощрять их развитие и решать проблемы)».
5. Н.Ф. Дик, Е.В. Жердева «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников». Ростов-на Дону, «Феникс» 2005 г.
6. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», М., Линка-Пресс, 2000.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2000.
9. Ермак Н.Н. «Физкультурные занятия в детском саду ( творческая школа для дошколят)».Феникс 2004 г.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата
Тема занятия

1
6 октября
Инструктаж по технике безопасности.

2
3 октября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

3
20 октября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

4
27октября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

5
3ноября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

6
1ноября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

7
1ноября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

8
24 ноября
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

9
1декабря
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитее быстроты реакции, координацию движений.

10
8 декабря
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

11
15 декабря
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

12
22 декабря
Обучение подвижным играм с бегом, прыжками, лазаньем, на развитие быстроты реакции, координацию движений.

13
29декабря
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

14
5 января
Праздничный день

15
12 января
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

16
19 января
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

17
26 января
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

18
2 февраля
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

19
9февраля
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

20
16 февраля
Обучение играм на развитие ловкости находчивости, внимания. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, согласованности движений.

21
23 февраля
Праздничный день

22
1 марта
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

23
15марта
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

24
22 марта
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

25
29марта
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

26
5 апреля
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

27
12апреля
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

28
19 апреля
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

29
26апреля
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

30
3 мая
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

31
10 мая
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

32
17 мая
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

33
24мая
Совершенствовать у детей согласованность и ритмичность движений, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, координацию движений.

34
31 мая
Мониторинг.















15