Рабочая программа математического кружка В мире математики
Департамент Общего Образования Томской области
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
Кадетская школа-интернат
«Колпашевский кадетский корпус»
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № 1 от 29.08.2016г.
Руководитель МО_______
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________Е.Ю. Вдовенко
приказ № 112-од от 30.08.2016г.
Программа дополнительного образования
«В мире математики»
(модифицированная, для обучающихся 7-9 классов, срок реализации 1 год)
Составитель:
Печёрская Е.Ю.- педагог ДО
г.Колпашево
20162017
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная образовательная программа кружка «В мире математики»
Руководитель
Печёрская Елена Юрьевна
Рецензент
Руководитель МО
Организация- заявитель
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
Организация- исполнитель
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
Адрес организации- исполнителя
Г. Колпашево, пер. Чапаева 42, стр. 1, 5-32-80, 5-34-67
География подпрограммы
ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
Целевые группы
13-15 лет
Цель программы
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Направленность
Естественно-научная
Срок реализации
1 год
Вид
Модифицированная
Уровень реализации
Основное общее образование
Способ освоения содержания образования
Репродуктивный и продуктивный
Краткое содержание программы
Кружок «В мире математики» представляет углубленное изучение теоретического материала укрупнёнными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к обучению в 10-11 классах. В результате изучения этого курса будут использованы приёмы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, умение работать с математической литературой, проектной деятельностью. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету. Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала.
Пояснительная записка
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.2014 № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в каждой образовательной организации должна проводиться работа по реализации данной концепции. Одним из направлений её реализации является разработка утверждение и организация реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов, (курсов по выбору) и т. д., направленных на углубленное изучение математики.
Программа модифицирована на основе авторской программы дополнительного образования Е.В. Левенец «В мире математики» .
В ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус» организованна работа математического кружка «В мире математики» в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
Программа кружка рассчитана на 68 часа. Она предназначена для повышения эффективности обучению учащихся 7- 9 класса и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Разработана на основе государственной программы по математике 5-9 классов. Содержание программы соотнесено с примерной программой по математике для общеобразовательных школ (составитель Т. А. Бурмистрова), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010 г., а также на основе примерных учебных программ базового уровня авторов Г. В. Дорофеева и Л. С. Атанасяна.
Кружок по математике в 7-9 классах по теме «В мире математики» представляет углубленное изучение теоретического материала укрупнёнными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к обучению в 10-11 классах. В результате изучения этого курса будут использованы приёмы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету. Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.
Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Курсу отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часа.
Цель курса: На основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, её значении в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Расширить математические представления учащихся по изученным темам.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
навык самостоятельной работы с дополнительной литературой, интернетом;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умение решать рациональные уравнения и их системы; линейные и квадратные неравенства и их системы;
умение строить графики функций и читать их;
умение упрощать рациональные выражения и выражения, содержащие квадратные корни;
умение решать текстовые задачи;
умение решать геометрические задачи.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки», задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Учебно-тематический план
№п.п.
Тема, раздел
Кол-во часов
1
Числа и выражения
10
2
Уравнения и их системы
16
3
Неравенства и их системы
11
4
Функции и их свойства
8
5
Прогрессии
9
6
Текстовые задачи
6
7
Решение геометрических задач
2
8
Решение тестов
4
9
Проектная деятельность
2
Содержание курса
Числа и выражения (10 часов)
Повторение с учащимися правил вычислений с обыкновенными и десятичными дробями. Преобразования целых и рациональных выражений, выражений, содержащих квадратный корень. Повторение свойств степени с целым показателем, признаков делимости
Уравнения и их системы (16 часов)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о линейных и квадратных уравнениях. Повторить решение дробно-рациональных уравнений. Рассмотреть решение простейших уравнений с параметром и с модулем. Повторить методы решения систем уравнений.
Неравенства и их системы (11 часов)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о линейных и квадратных неравенствах. Повторить решение неравенств методом интервалов. Рассмотреть решение некоторых простейших неравенств с параметром и модулем.
Функции и их свойства (8 часов)
Повторить и обобщить знания учащихся об основных функциях и их свойствах. Повторить построения графиков функций, чтение свойств функций по графику.
Прогрессии (9 часов)
Повторить и обобщить знания учащихся о числовых последовательностях, арифметической и геометрической прогрессиях. Рассмотреть решение задач из тестов ГИА на применение прогрессий.
Текстовые задачи (6 часов)
Повторение с учащимися понятий «процент», «скорость сближения», «скорость удаления». Решение задач на сплавы, смеси, движение, простые и сложные проценты.
Решение геометрических задач (2 часа)
Обобщить и систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и их свойствах.
Решение тестов (4 часа)
Аттестация учащихся. Завершением курса является итоговая тестовая работа.
Проектная деятельность(2 часа)
Календарно- тематическое планирование
занятия
Содержательный раздел
Элементы содержания
Форма работы
Дата по плану
Дата фактически
1
Итоговая аттестация в 9 кл.
Содержание и структура экзамена
беседа
01.09-07.09
2
Числа и выражения
Числовые выражения. Сравнение чисел. Стандартный вид числа
Работа в парах
01.09-07.09
3
Числа и выражения
Преобразования целых выражений
Индивид.
08.09-14.09
4
Числа и выражения
Преобразования выражений, содержащих корень
Самост. работа с взаимопровер
08.09-14.09
5
Числа и выражения
Степень с целым показателем и её свойства
Групповая работа
15.09-21.09
6
Числа и выражения
Степень с целым показателем и её свойства
Работа в парах
15.09-21.09
7
Числа и выражения
Делимость чисел. Приближённые значения
Индивидуальная работа
22.09-28.09
8
Числа и выражения
Диагностическая работа
Проверка знаний
22.09-28.09
9
Числа и выражения
Рациональные дроби
Индивидуальн.
29.09-05.10
10
Числа и выражения
Условие равенства дроби нулю. Допустимые значения дроби
Работа в парах с самопроверкой
29.09-05.10
11
Уравнения и их системы
Решение линейных уравнений
Групповая работа
06.10-12.10
12
Уравнения и их системы
Квадратные уравнения
Индивидуал.
06.10-12.10
13
Уравнения и их системы
Разложение на множители кв. трёхчлена. Сокращение дробей
Работа в парах.
13.10-19.10
14
Уравнения и их системы
Диагностическая работа
Проверка знаний
13.10-19.10
15
Уравнения и их системы
Дробно-рациональные уравнения
Групповая работа
20.10-26.10
16
Уравнения и их системы
Уравнения высших степеней
Групповая работа
20.10-26.10
17
Уравнения и их системы
Уравнения с параметром
Лекция
27.10-09.11
18
Уравнения и их системы
Уравнения с параметром
Работа в парах
27.10-09.11
19
Уравнения и их системы
Уравнения с параметром
Работа в парах
10.11-16.11
20
Уравнения и их системы
Уравнения с модулем
Лекция
10.11-16.11
21
Уравнения и их системы
Уравнения с модулем
Работа в парах
17.11-23.11
22
Уравнения и их системы
Уравнения с модулем
Работа в парах
17.11-23.11
23
Уравнения и их системы
Системы уравнений
Индивид. с самопроверкой
24.11-30.11
24
Уравнения и их системы
Системы уравнений
Индивид.
24.11-30.11
25
Уравнения и их системы
Системы уравнений
Отработка пробелов
01.12-07.12
26
Уравнения и их системы
Диагностическая работа
Проверка знаний
01.12-07.12
27
Неравенства и их системы
Числовые промежутки. Линейные неравенства
Работа в парах
08.12-14.12
28
Неравенства и их системы
Квадратные неравенства
Групповая работа
08.12-14.12
29
Неравенства и их системы
Метод интервалов
Лекция
15.12
21.12
30
Неравенства и их системы
Метод интервалов
Групповая работа
15.12
21.12
31
Неравенства и их системы
Неравенства с параметрами
Лекция
22.12-28.12
32
Неравенства и их системы
Неравенства с параметрами
Работа в парах
22.12-28.12
33
Неравенства и их системы
Неравенства с модулями
Лекция
11.01-17.01
34
Неравенства и их системы
Неравенства с модулями
Работа в парах
11.01-17.01
35
Неравенства и их системы
Системы неравенств
Работа в парах
18.01-24.01
36
Неравенства и их системы
Системы неравенств
Индивид.
18.01-24.01
37
Неравенства и их системы
Диагностическая работа
Проверка знаний
25.01-31.01
38
Функции и их свойства
Чтение свойств функций по графику
Работа в группах
25.01-31.01
39
Функции и их свойства
Чтение свойств функций по графику
Отработка пробелов
01.02-07.02
40
Функции и их свойства
Линейная функция
Работа в парах
01.02-07.02
41
Функции и их свойства
Прямая и обратная пропорциональности
Работа в парах
08.02-14.02
42
Функции и их свойства
Квадратичная функция
Индивид.
08.02-14.02
43
Функции и их свойства
Квадратичная функция
Работа в группах
15.02-21.02
44
Функции и их свойства
Область определения функции. Графики функций.
Отработка пробелов
15.02-21.02
45
Функции и их свойства
Диагностическая работа
Проверка знаний
22.02-28.02
46
Прогрессии
Числовые последовательности
Работа в группах
22.02-28.02
47
Прогрессии
Арифметическая прогрессия
Самостоятельная работа с самопроверкой
01.03-07.03
48
Прогрессии
Арифметическая прогрессия
Работа в группах
01.03-07.03
49
Прогрессии
Арифметическая прогрессия
Отработка пробелов
08.03-14.03
50
Прогрессии
Геометрическая прогрессия
Самостоятельная работа с самопроверкой
08.03-14.03
51
Прогрессии
Геометрическая прогрессия
Отработка пробелов
15.03-28.03
52
Прогрессии
Решение текстовых задач на применение прогрессии
Работа в группах
15.03-28.03
53
Прогрессии
Решение текстовых задач на применение прогрессии
Работа в группах
29.03-04.04
54
Прогрессии
Диагностическая работа
Проверка знаний
29.03-04.04
55
Текстовые задачи
Задачи на простые и сложные проценты
Лекция
05.04-11.04
56
Текстовые задачи
Задачи на простые и сложные проценты
Работа в группах
05.04-11.04
57
Текстовые задачи
Задачи на движение
Работа в группах
12.04-18.04
58
Текстовые задачи
Задачи на движение
Отработка пробелов
12.04-18.04
59
Текстовые задачи
Диагностическая работа
Проверка знаний
19.04-25.04
60
Текстовые задачи
Задачи на смеси и сплавы
Лекция
19.04-25.04
61
Решение геометрических задач
Треугольники
Лекция. Самостоятельная работа с взаимопровер.
26.04-02.05
62
Решение геометрических задач
Четырёхугольники
Лекция. Самостоятельная работа с взаимопровер.
26.04-02.05
63
Решение тестов
Работа в парах с взаимопров.
03.05-09.05
64
Решение тестов
Работа в парах с взаимопров.
03.05-09.05
65
Решение тестов
Индивидуальная работа
10.05-16.05
66
Решение тестов
Индивидуальная работа
10.05-16.05
67-68
Проектная деятельность
Работа в группах
17.05-24.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения программы кружка ученик должен:
знать/понимать
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЛИТЕРАТУРА
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра. 9 класс. Задачник. М.: Мнемозина, 2004.
Макарычев Ю. Н., Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, Алгебра, 8 класс. . М.: Мнемозина, 2002.
Бутузов В. Ф., Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. Дополнительные материалы по математике. 9 класс. Москва, 2007.
Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. Саратов , «Лицей», 2003.
Петраков И. С. Математические кружки в 8 – 10 классах. М.: «Просвещение» 1987.
Генденштейн Л. Э., Ершова А. П., Ершова А. С., Математика. Наглядный справочник с примерами. М.: Илекса, 2007.
Неискашева Е. В. Алгебра 9кл. 50 типовых вариантов. М.: АСТ Астрель . 2009.
15