Кирюшкинские чтения статья по теме РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Антипова М.В.
Учитель музыки МОУ СОШ с.Репное,
студентка III курса специальности «Хоровое дирижирование» филиала ГПОУ «Саратовский области колледж искусств» в г. Балашове
M.V. AntipovaMusic teacher secondary school v. Repnoie,
III-year student of the specialty "Choral conducting" branch of «Saratov region college of arts» in Balashov,
E-mail:antipova – 64@ list.ruРОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
И МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE ROLE OF MUSIC IN SHAPING THE AESTHETIC AND MUSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION PROCESS IN THE CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания в системе современного образования; в ней приведены примеры использования литературно-музыкального материала для проведения музыкальных часов, родительских собраний. Цель статьи: рассмотреть возможности формирования музыкальной культуры ребенка на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
ABSTRACT:This article focuses on the issues of aesthetic education in the system of modern education; it provides examples of using the literary and musical material for the musical hours, parent-teacher meetings. The purpose of this article to consider the possibility of forming musical culture of the child to music lessons and extracurricular activities.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:искусство, личность, эстетическое воспитание, музыкальная культура, творчество М.Ю. Лермонтова.
KEYWORDS:art, personality, aesthetic education, musical culture, creative work of M. Y. Lermontov/
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Умение слушать и понимать музыку он считал одним из элементарных признаков эстетической культуры, без которой невозможно представить полноценного воспитания [4].Многие страницы его книг посвящены наблюдениям над тем, как, какими методами достигается наибольший эффект в развитии эстетической культуры школьников.
Понимание музыки как искусства идейно-эмоционального, идейно-психологического в своей основе, как искусства, в котором эмоциональная сущность является основой не только восприятия, но и непосредственно выражения и отображения, – такая тенденция в определении содержания музыки получила признание в высказываниях и трудах ученых, психологов, музыковедов, композиторов.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она представляет положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность ее содержания, ее воздействия на человека.
Эту особенность отмечал в свое время великий композитор ХХ века Д.Д.Шостакович: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем-нибудь, но они бесследно исчезали, потому что люди хранят в своей памяти только то, что помогает их борьбе за лучший мир»[6,с. 15].
Содержание музыки Д.Д. Шостакович определял как содержание жизни, преломление в душе человека мира чувств, настроений, страстей, мыслей, идей. Его собственная музыка, особенно симфоническая, – образец глубокого осмысления, философского обобщения многих явлений жизни, современником которых он был.
При анализе содержания музыкального искусства особое место уделяется вопросам ассоциативного мышления. «Музыка не просто холодно информирует слушателя о мире, о мыслях, чувствах, идеалах художника, но и заражает его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведет его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления», – отмечал советский музыковед В.В. Медушевский, анализируя вопросы психологии художественного восприятия[3, c.6].
В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль, ибо, хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Оно строится на принципе единства обучения и воспитания и ставит, прежде всего, задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, –предупреждал В.А. Сухомлинский, – …если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство»[5, с.52].
Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки. Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, музыкальная наука подчеркивает, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Одна из таких форм – слушание музыки. Научить детей слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей теснейшим образом связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Но кроме указанных форм музыкальной деятельности, необходимо отметить еще одну, которую можно отнести к высшему этапу музыкально-эстетического воспитания – это осознание потребности быть пропагандистом своего искусства, творчески активной личностью.В таком понимании высшей цели эстетического воспитания проявляется гражданский долг каждого человека перед обществом.
Таким образом, влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности: слушание музыки;творческая деятельность; познавательная деятельность; общественно-полезная деятельность, выражающаяся в сознательной и активной пропаганде музыкального искусства.
Работая учителем музыки, кроме проведения уроков,занятий вокального кружка,подготовки учащихся к участию в школьных и городских мероприятиях, стараюсь проводить с детьми беседы, музыкальные часы(со слушанием музыки или просмотром видеофильмов)с целью расширения музыкального кругозора учащихся. Это такие, как «Война остается в песнях»– к 70-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов;«России славные сыны» – к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова;«Гений современности» – к 100-летию со дня рождения Г.В.Свиридова. Такие занятия развивают интерес учащихся к предмету, прививают любовь к нему, способствуя формированию всесторонне развитой гармоничной личности ребенка.
Как пример приведем материалы музыкального часа на тему «России славные сыны», посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
В жизни нашей страны есть такие даты, мимо которых нельзя пройти мимо – в 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. М.Ю.Лермонтов – один из самых «музыкальных» русских писателей. Его стихи вдохновляли многих и многих композиторов на создание прекрасных произведений. На протяжении полутора веков – от 40-х годов ХIХ века до 80-х годов ХХ века к темам и сюжетам произведений М.Ю. Лермонтова обратились свыше тысячи композиторов: они создали более 2500 сочинений, в том числе 50 опер, около 30 симфонических произведений. В данной статье мы коснемся лишь малой толики тех произведений, которые утвердились в учебном, в основном, хоровом репертуаре.
Лермонтов был талантлив во всем: если бы он профессионально занимался живописью, мог бы стать профессиональным художником; у него были ярко выраженные способности к языкам – владел французским, немецким, английским языками, читал по латыни; был одарен удивительной музыкальностью – играл на фортепиано, скрипке, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Его музыкальному развитию, несомненно, способствовала мать, хорошо певшая, любившая музицировать.Юношей он вспоминал мелодию песни, которую слышал от матери: «то была песня, от которой я плакал» [2,с. 385]. Ту «песню матери моей» поэт не раз вспоминал в своих стихах.
И такая трагическая судьба: смерть матери в возрасте 21 года, когда ему было всего 3 года, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть. Эта семейная драма, мучения неразделенной любви в ранней юности, разлука с Варенькой Лопухиной, которую любил, разобщенные судьбы, тяжелые испытания, выпавшие на долю поэта в последние годы жизни, политические преследования, ссылки, жизнь изгнанника – все это свершалось словно затем, чтоб усилить трагический характер его творчества.
До 13 лет жил в имении бабушки в Тарханах. Но в 13 лет детство окончилось, он едет в Москву, где поступает в университетский благородный пансион – одно из лучших учебных заведений того времени. В это время он начал писать стихи и продолжал занятия музыкой, начатые еще в доме бабушки Е.А. Арсеньевой.
В пансионе много внимания уделялось музыке. М.Ю. Лермонтов учился играть не только на фортепиано, но и – особенно успешно – на скрипке. Успехи Лермонтова-скрипача были несомненны–на одном из переходных экзаменовон выступил, сыграв довольно сложную пьесу – Allegro на скрипке из скрипичного концерта немецкого композитора. М.Ю. Лермонтов решил поступить в Петербургский университет, хотя ему очень не хотелось уезжать из Москвы, с которой были связаны детские и юношеские воспоминания, друзья, Варенька Лопухина.
С бабушкой приехал в Петербург, но каким скучным оказался для него этот город, со своим туманом и дождем.Настроение у него тревожное, и это состояние своей души он выразил в стихотворении «Парус».Современник М.Ю. Лермонтова композитор А.Варламов на эти стихи пишет романс, в котором происходит полное слияние музыки с поэзией. Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве М.Ю. Лермонтова также и живописное воплощение в акварельном рисунке.
В 1832 году М.Ю. Лермонтов поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 20 лет он ее окончил, ему предстояла жизнь блестящего гвардейского офицера. Но с юных лет светское общество, с которым М.Ю. Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. Ему там становится скучно, тоскливо. М.Ю. Лермонтов наделял героев своими мыслями, своим характером, сообщал им собственные черты.
Интерес к его драме велик. Самая популярная, пожалуй, музыка А.И. Хачатуряна к спектаклю «Маскарад». А.И.Хачатурян из музыки к спектаклю создал сюиту из 5-ти частей, самая популярная часть – «Вальс». Что-то загадочное, прекрасное заключено в этой музыке, она волнует и тревожит. Музыка А.И Хачатуряна к драме – несомненная удача.
В 1831 году от чахотки умирает Юрий Петрович Лермонтов, сорока четырех лет. Свои чувства сын изливает в стихах: «Ужасная судьба отца и сына жить розно, и в разлуке умереть»[2,с. 234].
1832 год – 20-летняя годовщина Отечественной войны 1812 года. М.Ю. Лермонтов пишет стихи «Два великана». В иносказательной форме изображено поражение Наполеона (трехнедельный удалец) в борьбе с Россией (старый русский великан).На эти стихи Э.Направник пишет мужской хор«Два великана» –а саppella.
В 25-ю годовщину Бородинского сражения М.Ю. Лермонтов пишет «Бородино». Известно, что немало уроженцев Саратовской губернии проявили незаурядную храбрость в Бородинском сражении, за что были отмечены высокими наградами. Один из них– Афанасий Столыпин – брат бабушки Лермонтова, предок премьер-министра П.А.Столыпина. По преданию, именно он является тем самым «дядей», к которому обращается поэт в поэме.
Произведения Лермонтова насыщены музыкальными образами, он воспринимал мир не только через звуки, но и краски (изобразительная сила его стихов связана с его талантом художника-рисовальщика):
«Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской» («Гроза»)[2, с.9].
А вот лирическая зарисовка умиротворенной природы: «Горные вершины» (перевод стихов Г.Гете). Эти стихи вдохновили не одного композитора: у А.Рубинштейна – дуэт для женских голосов в сопровождении фортепиано, пользующийся популярностью до сих пор; А Г.Дмитревский переложил для смешанного хора a cappella тот же дуэт; у В. Ребикова – это женский хор, a cаppella – лирическая миниатюра; у А.Варламова – это романс.Так стихи и музыка, слившись в романсе или песне, обрели новое качество, новое художественное единство.
Над поэмой «Демон» Лермонтов работал с 15-летнего возраста, переделывая ее много раз. Опера «Демон»А.Рубинштейна доныне остается одним из наиболее популярных произведений в этом жанре.
Хор «Ноченька» и хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой» – это лучшие страницы музыкальной классики. В образе Демона Лермонтов воплотил черты одиноких страдальцев, герой Лермонтова страдает от одиночества, как и душа поэта. И вот это чувство одиночества довольно часто слышится и во многих стихах, поэмах, драмах Лермонтова:«И скучно, и грустно, и некому руку подать…»[1, с.41]
Для передачи личных переживаний он часто обращался к образам природы, он умел оживлять ее: утес, тучи, пальму, им тоже ведомы радости встреч, горечь разлук, и одиночество, и грусть.
«На севере диком стоит одиноко…» – вольный перевод стихотворения Г.Гейне «Стоит сосна одиноко». Перевод известен в двух редакциях, но в них изменен смысл оригинала, стихотворение Лермонтова написано не о разлуке влюбленных, как у Гейне, а о трагедии одиночества, непреодолимой разобщенности людей.
Эти стихи вызвали множество музыкальных обращений, в частности, хоровые произведения у А. Даргомыжского «На севере диком» – мужской хор a cappella;у М. Ипполитова-Иванова – хор «Сосна» женский; у С.Танеева хор «Сосна» –смешанный a cappella; у С.Рахманинова «Сосна» – женский хор в сопровождении фортепиано, где партия фортепиано играет главную выразительную роль в раскрытии содержания.Стихотворение «Сосна» положили на музыку 100 композиторов.
В начале 1841 года бабушка слабая, старая, опять выхлопотала внуку разрешение приехать в Петербург для свидания с ней. Он пробыл в Петербурге несколько месяцев с надеждой осуществить свое желание, наконец, уйти в отставку. Но неожиданно ему было приказано в 48 часов покинуть столицу; и он, полный творческих замыслов, и эту ссылку встречает с достоинством. В лицо своим врагам, дворянской знати, бросает он, уезжая, стихи, полные горечи – «Прощай, немытая Россия».Прощаясь с друзьями, он говорит им о близкой смерти. Писатель В.Одоевский подарил ему записную книжку с тем, чтобы он возвратил её сам и всю исписанную. В книге, подаренной ему В.Одоевским, остались стихи «Утес» («Ночевала тучка золотая»). Лермонтовская аллегория «Утеса» привлекла внимание более 80-ти композиторов: Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский назвали свои хоровые произведения на слова М.Ю. Лермонтова «Утес» – «Ночевала тучка золотая»; у Н.А. Римского-Корсакова хор женский, исполняется a cappella; у П.И. Чайковского хор – смешанный, a cappella; хор В.Шебалина «Утес» – смешанный a cappella, он интересен разнообразной хоровой фактурой, сопоставлением звучания мужского и женского хора. Стихи, написанные между маем и началом июля 1841 года (а убит он был 15 июля 1842 года), полны грусти и тоски: «Выхожу один я на дорогу».
Насчитано свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Но примечательно, что только одна прочно сохранилась в памяти любителей пения – это романс мало известного теперь композитора Е.С. Шашиной, опубликованный в 1861 году.
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» было тоже одним из последних, написанных М.Ю. Лермонтовым тем летом. Предполагают, что оно обращено к первой его любви Вареньке Лопухиной.Интересна судьба этого стихотворения.Зафиксировано 80 вокальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Но популярность приобрел романс-вальс А.Н. Шишкина, написанный в 1885 году. Легкий, светлый, изящный, он до сих пор вызывает неизменные симпатии слушателей.
На примере жизни и творческой деятельности М.Ю.Лермонтова мы видим, что во времена невзгод, смутного времени, различных жизненных потрясений и неурядиц его музыка помогла ему, несмотря ни на что, стать человеком с большой буквы, и войти в историю России одним из лучших людей последних столетий.Творчество М.Ю. Лермонтова для музыкального искусства бесценно.Только музыка пробуждает музыкальное чувство.Эстетическое и музыкальное воспитание – это воспитание Человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. [Электронный ресурс] — Л.: Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/fvers/l22/l22-041(дата обращения: 17.04.14).
2. Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. [Электронный ресурс]. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Электронная публикация: ФЭБ. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm06/vol06/le6 (дата обращения: 17.04.14).
3. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки/ В.В. Медушевский . – М.: Музыка, 1976. — 254
4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно – воспитательной работы в сельской, средней школе /В.А. Сухомлинский. – М., 1979. –. 383 с.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. Киев: «Радянська школа», 1969.– 246 с.
6. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку/Д.Д. Шостакович.– М.: Молодая гвардия, 1958.– 239 с.