«Вводный инструктаж по технике безопасности Материальная точка. Перемещение».


5450319-8283План-конспект урока по физике в 9 классе
ТЕМА УРОКА: «Вводный инструктаж по технике безопасности Материальная точка. Перемещение».
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование у школьников умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия других решений;
- формирование у них выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- повышать готовность учащихся к саморазвитию;
- развивать креативность мышления
Предметные
- Объяснить необходимость изучения механики;
- Показать возможности ее практического применения;
- Сформировать у учащихся представление о материальной точке.
Метапредметные- формирование у школьников умения самостоятельно анализировать условия достижения цели (в выполнении конкретного задания) на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- грамотно использовать речевые средства для представления полученного результата, формирование умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам (однокласникам);
- развивать интерес к предмету.
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
1.Мотивация к УД.
Приветствие отметка отсутствующих.
2.Актуализация знаний.
Вводный инструктаж
по охране труда в кабинете физики для учащихся.
1. Общие требования охраны труда
1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются
учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий,
установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно
воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроприборами;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легко воспламеняющимися и горючими
жидкостями.
1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимыхмедикаментов и перевязочных средств.
1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать
правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения
(огнетушителями).
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и
инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и
лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда,
привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж поохране труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или
лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и
оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и
приборов из стекла.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или
лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну
спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя
спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели
(штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих
товарищей.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-70°С, не
брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не
бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и
не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимыхповреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнююочередь.
3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее
учителем или лаборантом.
3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам
стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений вцепях до отключения источника тока.
3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
3.12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся поднапряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д.
немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.
4.2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки
незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить обэтом учителю и по его указанию покинуть помещение.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую
помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника
и разобрать электрическую схему.
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и
тщательно вымыть руки с мылом.
3.Самоопределение к УД.
Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году, какие задания их ждут. Так же необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.
Далее необходимо вспомнить, что такое физика.
Физика - это наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира.
Физика - наука экспериментальная, ее цели, во-первых, отыскать наиболее общие законы природы, во-вторых, объяснить конкретные процессы действием этих общих (фундаментальных) законов. В то же время физика и количественная наука. Все основные законы физики формируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не прост.
Основные разделы физики:
♦ Механика
♦ Термодинамика
♦ Электродинамика
4.Усвоение новых знанийМеханика, к изучению основ которой мы приступаем, - это наука о движении и взаимодействии макроскопических (от греческого слова makros - большой, длинный) тел. Название «механика» происходит от греческого слова mechanike, что означает наука о машинах, искусство постройки машин. Первые простейшие машины (рычаг, клин, колесо, наклонная плоскость и т. д.), которые теперь называют простыми механизмами, появились в древности. Первое орудие человека - палка - это рычаг. Каменный топор - сочетание рычага и клина. Колесо появилось в бронзовом веке, позже стали применять наклонную плоскость.
Уже в V в. до н. э. в афинской армии применялись стенобитные машины - тараны, метательные приспособления - баллисты и катапульты. Строительство плотин, мостов, пирамид, а также ремесленное производство, с одной стороны, способствовали накоплению знанию о механических явлениях, а с другой стороны, - требовали от них новых знаний. В ответ на запросы практики в новых знаниях и возникла наука механика.
Первые дошедшие до нас сочинения по механике, в которых описаны простейшие машины, принадлежат ученым Древней Греции. К ним относится сочинение «Физика» Аристотеля (IV в. до н. э.), в котором впервые введен в науку термин «механика». В III в. до н.э. древнегреческий ученый Архимед впервые применил математику для анализа и описания механических явлений. Архимед сформулировал закон равновесия рычага и закон плавания тел. С этого времени начинается развитие механики как науки.
Новый этап связан с работой Г. Галилея, сформулирован закон инерции, установил законы падения тел и колебаний маятника. Английский физик И. Ньютон, опираясь на работы Галилея и его современников, а так же на результаты своих собственных исследований, создал цельное учение о механическом движении и взаимодействии тел, которое получило название классической механики. Классическая механика состоит из трех частей: кинематика, динамика, статика.
Слово кинематика происходит от греческого слова kinematos - движение. Кинематика изучает, как движется тело, но не изучает, почему тело движется так, а не иначе. Основными задачами кинематики являются:
а) Описание с помощью математических формул, графиков или таблиц совершаемых телом движений.
б) Определение кинематических величин, характеризующих это движение.
Для описания движения в кинематике вводятся специальные понятия (материальная точка, система отсчета, траектория) и величины (путь, перемещение, скорость, ускорение), которые важны не только в кинематике, но и в других разделах физики.
Первое, что бросается в глаза при наблюдении окружающего мира, - это его изменчивость.
— Какие изменения вы замечаете? (Ночь меняет день, вода при охлаждении замерзает, падают капли, лает собака, едет автомобиль, двигаются литься деревьев в ветреную погоду.)
— Поведем итог: наиболее частые ответы связаны с изменением положения тел относительно друг друга.
Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени называются механическим движением.
Однако одно и то же тело одновременно может и двигаться и не двигаться, если наблюдать его с различных точек зрения.
Пример 1. В купе вагона на столике лежит яблоко. Пассажир видит, что расстояние до яблока с течением времени сохраняется. Яблоко не совершает механического движения. Но с точки зрения провожающего, яблоко движется, т.к. расстояние от яблока до перрона с течением времени растет.
Пример 2. Вы находитесь в классе в покое (сидя за партой) относительно Земли, но движетесь вместе с Землей вокруг Солнца.
Из этих примеров следует: нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.
Даже самое простое движение тела оказывается сложным для изучения. Для того чтобы облегчить исследования, вводят ряд упрощений. Если мы рассматриваем движение автомобиля, длина которого 5 м, прошедшего 100 км, то пройденное им расстояние в 200000 раз больше его собственной длины. Очевидно, что автомобиль можно рассмотреть как точку. В этом случае пользуются термином материальная точка. Но если мы будем исследовать силу сопротивления воздуха, действующего на движущийся автомобиль, считать его материальной точкой нельзя, т. к. сила сопротивления зависит от размеров автомобиля. Материальная точка - это абстрактное понятие, введенное для упрощения изучения многих физических явлений.
Материальной точкой называют тело, размерами и формой которого в рассматриваемом случае можно пренебречь.
— Как же определить положение тела (материальной точки)?
В одном древнем документе, относящемуся к началу нашей эры, сказано: «Стань у восточной стены крайнего дома лицом на север, и, пройдя 120 шагов, повернись лицом на восток. Затем, пройдя 200 шагов, вырой яму в 10 локтей и найдешь 100 золотых монет».
— Если бы этот документ попал в Ваши руки, смогли бы найти клад? (У каждого человека разные шаги и локти. Не указан населенный пункт. Местность сильно изменилась. Нет дома, от которого нужно считать.)Итак, необходимо тело отсчета. Если через него провести оси координат, то положение тела в пространстве можно задать его координатами. Но при движении тела его положение меняется с течением времени. Значит, нужен прибор для измерения времени (часы), связанные с телом отсчета.
Все вместе: а) тело отсчета, б) система координат, в) прибор для определения времени, - образуют систему отсчета.
Система отсчета может быть: а) одномерной, когда положение тела определяется одной координатой (рис. 1); б) двухмерной, если положение тела определяется двумя координатами (рис. 2); в) трехмерной, т.е. положение тела определяется тремя координатами (рис. 3).

5.Первичная проверка понимания.
— В каких из перечисленных случаев можно считать тела материальными точками, а в каких - нельзя?
1. На станке изготавливают спортивный диск. (Не материальная точка.)
2. Тот же диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м. (Материальная точка.)
3. Конькобежец проходит дистанцию соревнования. (Материальная точка, но не всегда: не надо забывать про фотофиниш.)
4. Фигурист выполняет упражнения произвольной программы. (Не материальная точка.)
5. За движением космического корабля следят из Центра управления полетов на Земле. (Материальная точка.)
6. За тем же кораблем наблюдает космонавт, осуществляющий с ним стыковку. (Нематериальная точка.)
7. Земля вращается вокруг своей оси. (Нематериальная точка.)
8. Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца. (Материальная точка.)
6. Рефлексия
7. Информация о Д/З1. Выучить материал § 1, записи в тетради;
2. Упражнение 1 (учебник, стр. 9);
3. Материал для повторения математики:
а) Из формулы v = at выразите а через v и t; t через а и v.
б) Из формулы v=v0 + at выразите v0, a, t.