Урок по окружающему миру на тему Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
Урок окружающего мира
3 класс
«Начальная школа XXI» века
Тема: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация».
1.Орг. момент.
2.Проверка д/з (стр. 36 – вопросы по иллюстрации).
3. Актуализация знаний, постановка темы.
- О ком мы говорили на прошлом уроке? (о Николае II)
- Кто это? (император)
- Какой страной он правил? (Российской Империей)
- А в какой стране живем мы с вами? (Российская Федерация)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Чем была Россия во времена правления Николая II? (империей)
- Что такое империя? - слайд 2
- Что произошло в 1917 году? (революция)
- Что такое революция? Где можно посмотреть значение слова? (толковый словарь учебника стр. 155)
- Что случилось с империей в результате революции? (она перестала существовать)
- А как вы думаете, страна, люди тоже перестали существовать? (нет)
4. Новый материал.
- Страна получила название Советская Россия. До этого кто правил страной? (император)
- А если не стало империи, мог ли продолжать править страной император, как вы думаете? (нет) Кто же стал править страной? (не император)
- Органом власти стали Советы из представителей рабочих, крестьян. – слайд 3
Но в России были люди, которые считали, что мало свергнуть императора. Надо изменить и порядки: сделать все богатство страны общим достоянием (земля – крестьянам, заводы – рабочим).
- Человек, который сказал это, изображен на фотографии - слайд 4.
Кто это? (В. И. Ленин)
- По его предложению республики объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Назовите первые буквы каждого слова. Что получилось? (СССР) – слайд 5. - СССР был образован в 1922 году.
- Посмотрим, какие республики входили в СССР (по карте) – слайд 6.
- Посчитайте, сколько всего стран? (15)
- Что сейчас изображено на слайде? (флаг и герб СССР) – слайд 7.
- Какого цвета флаг? (красный цвет флага – символ борьбы советского народа за построение коммунизма)
- Что изображено на флаге? – слайд 8- Серп и молот обозначают союз рабочего народа и колхозного крестьянства.
Рассмотрите герб СССР. Что на нем изображено? (колосья – символ жизнеспособности государства, символ процветания; солнце – светлое будущее).
- СССР распался 26 декабря 1991 года. 15 республик стали самостоятельными государствами. – слайд 9
- Как же теперь стала называться наша страна? (Р.Ф.) – слайд 9
- Что вы видите? (флаг Р.Ф.) - слайд 10
- Опишите его. Какие цвета флага, что они обозначают?
- Как называется этот символ государства? (герб) – слайд 11
- Что можете сказать о нем? (описать, назвать символику). Короны – равенство всех частей страны; скипетр и держава – предметы власти; всадник – борьба добра со злом)
- Как называют человека, который правит Российской Федерацией? (президент)
- Посмотрите на фото, это первый президент Р.Ф. – слайд 12
- Кто знает, как звали первого президента? (Б. Н. Ельцин)
- Кто сейчас президент Р.Ф.? – слайд 13 (В. В. Путин)
- А этого человека кто – нибудь узнает? – слайд 14 (Д. А. Медведев)
- Какую он занимает должность? (председатель правительства). Он возглавляет правительство.
5.Итог.
О каких исторических событиях узнали на уроке?
Что такое империя, революция?
Как называлась страна после революции? Вспомните, как сменялись названия страны.
Какие флаг и герб Р.Ф.?
Кто президент Р.Ф.?
6. Рефлексия.
Продолжите фразы: хотелось бы еще узнать…
Было интересно/скучно…
Я доволен/недоволен своей работой на уроке, потому что…