Технология групповой работы на уроках в начальной школе


Мбоу «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»г. Луховицы Московской области.Технология групповой работы на уроках в начальной школеУЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: КЛИМАНТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА8 ДЕКАБРЯ 2016 г. «Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением,а умножением их усилий». К. Маркс Групповая технология обучения- технология обучения в совместной деятельности.Цель групповой технологии: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.Задачи групповой технологии:- активизация познавательной деятельности;- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;- развитие умения успешного общения;совершенствование межличностных отношений в классе. Актуальность применения групповых технологийФормирование общеучебных (метапредметных)умений:интеллектуальные умения;коммуникативные умения;оценочные умения;организационные умения. Групповые технологии предполагают:- взаимное обогащение учащихся в группе;- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов;- распределение начальных действий и операций;- коммуникацию;- взаимопонимание;- рефлексию. организация групповой работыСпособы формирования групп этапы групповой работы: Подготовка к выполнению группового задания:-постановка познавательной задачи /проблемы/; -инструктаж о последовательности работы; -раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий внутри группы, обсуждение, дополнения, уточнения). 3. Заключительная часть: сообщение о результатах;анализ;общий вывод. Правила Правила совместной работы:-работать дружно;-быть внимательными друг к другу;-работать по плану, алгоритму;-доводить начатое дело до конца;-слушать всех;-прийти к единому решению;-все члены группы отвечают за результат. Роль учителя во время групповой работы Русский языкСоставление слов по звуковой схеме.Составление предложений по схеме.Выбор способа проверки орфограмм.Деление текста на логические части.Составление плана.Работа с деформированным предложением, текстом.Коллективное сочинение и др.Приём: “Добавь следующее” (коллективный рассказ, описание предмета).Приём “Цепочка признаков“. МатематикаСоставление и решение задач:-к одной схеме на разные темы;-к разным схемам на одну тему;-разных типов в зависимости от уровня подготовленности группПриём: «Корзина понятий».Приём «Согласен – Не согласен». ЧтениеСоставление плана текста.Чтение текста по ролям.Составление рассказа о герое.Игра «Градусник» – положительные и отрицательные черты героев.«Реклама» – создать рекламу для книги.Приём: «Толстый и тонкий вопрос».Приём «Оценка текста».Приём: «Фантастическая добавка». Окружающий мирСоставление плана текстаРешение кроссвордовПроведение опытовРабота с микроскопом, цифровой лабораторией и пр.Приём “Шаг за шагом”( каждый добавляет только по 1 термину).Приём «Квест» (узнай по фрагменту). Виды групповой работы Игра «Продолжи» (коллективное составление рассказа, сказки, рисунка, синквейна, кроссворда и прочее).«Охота за сокровищами» ( каждая группа добывает нужную информацию из учебника или дополнительной литературы при помощи плана, вопросов, алгоритма).Пазлы. Приём« Телеграмма" (кратко написать самое важное, что уяснили с урока с пожеланиями одноклассникам).Приём: «Лови ошибку».Приём «Составь задание» ( составление теста по изученной теме для другой команды).Приём "Инсерт» ( работа с новой информацией при помощи условных значков: (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы.Приём: «Дуэль» (команда готовит 1 ученика).Приём “Жокей и лошадь”. Внеурочная деятельность Трудности и достоинства Групповой работе надо сначала научить. Эта работа требует от учителя особых умений и усилий.При непродуманном комплектовании групп, некоторые ученики могут пользоваться трудами более сильных одноклассников.Повышается учебная и познавательная мотивация.Снижается уровень тревожности учащихся.Рационально распределяется учебное время.В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.Улучшается психологический климат в классе.Дифференцируется работа в классе. Учителю на заметку:- не рекомендуется принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;- нельзя требовать в классе абсолютной тишины;нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе;групповая работа должна проводитьсясистематически, а не от случая к случаю. Желаю удачи!