Открытй урок в 6 классе по теме :Деление дробей
Открытый урок в 6 «а» классе по теме: « Деление дробей»
Учитель математики МБОУ СОШ №2
Печковский Виталий Леонидович
г.Белореченск Краснодарский край
01.12.2015
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цель урока: научить выполнять деление дробей.
Планируемые результаты:
Личностные: устойчивый познавательный интерес.
Метапредметные:
познавательные: строить логическую цепочку рассуждений;
регулятивные: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий, совершенствовать навыки сотрудничества .Предметные:
формулировать и записывать с помощью букв правила деления дроби на натуральное число, деления дробей;
вычислять частное дроби на натуральное число, частное дробей.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: классная доска , медиапроектор , листы самооценивания, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.
Ход урока
№ Этап урока Время Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Организационный момент 1
мин Создание благоприятного психологического настроя Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Сообщает тему урока, формулировать цели урока, знакомит с планом работы на уроке.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать действия с обыкновенными дробями. мы будем работать в маршрутных листах . За каждый этап работы на уроке вы себе будете ставить баллы, а в конце урока мы узнаем, кто из вас был успешен на уроке Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на деловой ритм работы Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками
2 Актуализация опорных знаний 15
мин Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организует работу учащихсяЗадание №1 ( устно) верно ли утверждение? 1. При умножении дробей нужно умножить их числители, умножить их знаменатели, и первое произведение записать в числитель, а второе в знаменатель. 2. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к наименьшему общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 3. Чтобы умножить смешанные числа , надо умножить их целые части и дробные части . 4. Чтобы умножить дробь на натуральное число, нужно числитель дроби умножить на это число, а знаменатель дроби оставить тем . 5. Дробь называется неправильной, если числитель меньше знаменателя
Задание №2 Представьте неправильные дроби в виде смешанного числа:7/2 ; 19/4; 99/11
Задание №3 Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей: 1 5/24;4 3/20;2 7/51
Задание №4 Восстановите деформированные равенства:
16=□24□56=4735.□10=18□112∙□=127∙□=1415∙□=1
27∙□=1 Задание№5 Записать число обратное данному
2/5 ;3/7 ; 7/4 ; 3 ; 2 3/8 ; 0,5 ; 0,7 ; 4,4 ; 10
Участвуют в работе. В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек: согласны - зеленая, не согласны –красная и оценивают себя
Проставляют в листе самооценивания количество правильных ответов.
Выполняют решение.
Выполняется самопроверка(ответы на обратной стороне оборотной доски), подсчитывается количество решенных примеров и из них правильных. Выставляют оценку в лист самооценивания напротив каждого задания
3 Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 2
мин Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока Предлагает учащимся задание.
Задание. Решить уравнение:
х∙35=27.
Учитель выясняет, почему учащиеся не могут решить уравнение.
- Значит, что необходимо нам сегодня научиться делать, чтобы мы могли выполнить это задание?
- И значит, какова цель нашего урока?
- Хорошо. Запишите тему урока «Деление дробей». Учащиеся сталкиваются с проблемой, т.к. не умеют делить дроби.
- Нам нужно научиться делить дроби.
Записывают в тетради тему урока.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что известно и что нет.Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.
4 Физкультминутка 2
мин Смена деятельности Вы наверное устали, (текст команд на экране)
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Потянулись, улыбнулись,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки дружно закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Выполняются упражнения по команде учителя
5 Изучение нового материала 12
мин организовать работу по проблемному объяснению нового материала
«Лаборатория исследований». 1 этап.
Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 сантиметрам.(Сколько это клеточек) Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по ½ сантиметра. Сколько таких отрезков получилось? Записали: 8∶ 1/2=16 2 этап. Каждая группа ( сидящие в одном ряду) получает индивидуальное задание. 1. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по 1/2см. 2. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по 1/2см. 3. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по 1/2см. . 3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Выдвигается гипотеза: «чтобы разделить на дробь нужно число умножить на знаменатель и разделить на числитель. 4 этап. Проверка гипотезы. Возьмём произвольное число 15∶ 2/3= (15 ∙3)/2= 45/2 Проверка: .45/2 ∙ 2/3= (45 ∙2)/(2 ∙3)= 45/3=15 Обратите внимание на дроби 2/3 и 3/2 . Какие они? Т.е мы умножали 15 на дробь обратную делителю. 5 этап. Как разделить дробь на дробь? Скажите число 15 можно представить в виде обыкновенной дроби? Проведите деление, заменив число 15 на дробь. Вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю. ( делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).
Запись решений на доске
3∶ 1/2=
4∶ 1/2=
5∶1/2= Ученик от одной группы записывает свой результат
Взаимно обратные
Постарайтесь сами сформулировать правило деления дробей.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Регулятивные:
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить свои высказывания.
6 Закрепление изученного материала 10
мин закрепление полученных знаний - Записать правило деления в тетрадь с помощью букв.
: =
Задание №6 Решение примеров 3/4 ∶ 8/9= 7/12 ∶ 3/5= 3 1/5 ∶2 2/15= 1 7/8 ∶4 1/6= 3/(4 ) ∙ 8/9 ∶ 9/4= Задание №7 Установи соответствие: 2/5 ∶ 4/15 2/3 6 1/2 ∶1 6/7 1 1/6 5/12 ∶ 5/8 9/20 11/15 ∶ 22/35 3 1/2 1 7/8 ∶4 1/6 1 1/2 Учитель оказывает адресную помощь в процессе решения заданий 6 и 7. Ученики самостоятельно решают задание №6 и сверяются с ответами , записанными учителем на обратной стороне оборотной доски
Ученики самостоятельно решают задание №7 и сверяются с ответами , записанными учителем на обратной стороне оборотной доски Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Регулятивные:
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
7 Рефлексия 2
мин Дать качественную оценку работы учащихся, создать условия для формирования самоанализа Подводит итоги урока (чему научились? достигли ли поставленной цели?).
Итак, задание классу:
- что узнали нового про дроби?
- Что было сложно?
- Как выполнять деление дробей?
Предлагаю оценить себя на уроке по 5-й шкале.
- Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». ?- Урок хочу закончить такими словами, внимательно их послушайте!
На экране замечательные слова Л.Н.Толстого «Человек есть дробь. Числитель – достоинства человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может умножить свой знаменатель – своё мнение о самом себе».
Подумать о чём эти слова. Следующий урок начнём с них
Оценивают себя.
Подводят итоги урока. Сдают листки самооценивания , для того , чтобы учитель имел возможность выставить ученикам в классный журнал Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке8 Домашнее задание 1
мин
§ 14 № 447, 449, 451 (1,2), 455.
Лист самооценивания Фамилия и имя ученика_________________________
№1 Верно ли утверждение _Баллы№ 2. Представьте неправильные дроби в виде смешанного числа №3.Представьте смешанные числа в виде неправильных дробей
№4.Восстановить деформированные равенства
№5. Записать число обратное данному №6. Решение примеров №7. Установи соответствие: Итоговая отметка