рефлексивный отчет о проведении Lesson study (химия, физика, история Казахстана).
Рефлексивный отчет
по организации и проведении Lesson study вКарагайлинской средней школе
Lesson Study по теме «Педагогические условия формирования приёмов мыслительной деятельности обучающихся».
Урок-исследование является простой идеей.
Если вы хотите улучшить обучение,
что может быть более очевидным,
чем сотрудничать с другими учителями
- планировать, наблюдать и размышлять над уроками?
(Lewis, 2002)
Показателем развития государства во все времена является уровень образования в стране. В век научно- технического прогресса объем информации бесконечно увеличивается, поэтому учителя школ должны найти наиболее оптимальные способы организации учебно –воспитательного процесса, когда учащиеся не просто получают хорошие теоретические знания, а умеют самостоятельно их добывать и использовать в повседневной жизни.
В исследованиях, проведенных фондом Wallace, учителя подчеркивают важность поддержки школьной культуры, которая поощряет организацию «профессиональных сообществ», т.е. среды, в которой учителя помогают друг другу, стремясь улучшить методы и приемы преподавания. Очень важным аспектом работы по развитию профессионализма учителей является Lesson study, представляющий собой подход для исследования класса в целях усовершенствования школьной практики. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования.
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно, на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».
В Lesson Study приняли участие группы учителей гуманитарного и естественно-математического направления, которые совместно осуществляли планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя вводили новшества, а именно, идеи семи модулей уровневых курсов, направляли свою деятельность на совершенствование педагогических подходов , передавая все лучшее коллегам посредством проведения открытых Lesson Study.
В качестве исследования по плану было проведен социометрический опрос учащихся 7,8 классов с целью определения динамики межличностных отношений и выявления уровня мотивации учащихся 7,8 класса.
Результаты следующие:
1.Итоги психологического диагностирования по методу Дж. Морено
учащихся 7, 8 класса
Цель: Диагностирование эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.
Задачи:
- измерение степени сплоченности
- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые)
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
7 класс:
Объектом исследования явилось - 10 человек
Данная методика позволяет сделать моментальный срез с динамики групповых отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
При выполнении психологического диагностирования каждый учащийся пользовался отдельным бланком с заданием теста.
По результатам диагностики было выявлено, что в так называемую «зону звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов вошли: Ибраева А., Сорока А.. В зону предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве среднего показателя вошли: Баймухаметова Р., Папроцкая В., Ситдикова В., Плетнев Д.. В зону пренебрегаемых, в которую входят лица набравшие ниже среднего показателя вошли: Айткул Д.,., Идрисов Б. Плетнева Т. В зону изолированных, это те, которые не получили ни одного очка вошел Морозов М .В результате полученных данных был подсчитан «индекс групповой сплоченности» составил 0,5 (допустимо от 0,6 до 0,8). Вместе с тем, судя по мотивам выбора, стремление к сотрудничеству у ребят налицо. который чуть ниже показателя групповой сплоченности, но положение в принципе и не очень плохое для данного класса.
8 класс:
Объектом исследования явилось - 8 человек
По результатам диагностики было выявлено, что в так называемую «зону звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов вошли: Литвинова Я., Рамазанова У.. В зону предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве среднего показателя вошли: Тисенко А., Балтоканова К., Шайкомалова А., Олейник О.. В зону пренебрегаемых, в которую входят лица набравшие ниже среднего показателя вошли: Антонцов С., Приходько А.
В результате полученных данных был подсчитан «индекс групповой сплоченности» составил 0,7 который является очень хорошим показателем групповой сплоченности.
Вместе с тем, судя по мотивам выбора, стремление к сотрудничеству у ребят налицо. который чуть выше показателя групповой сплоченности, но положение для данного класса хорошее.
Итоги социометрического исследования 7,8 класса:
Вывод: по результатам социометрических исследований выяснилось, что учащиеся достаточно комфортно чувствуют себя среди сверстников, так как 22,2% учащихся входят в группу «Звезд», а 44,4 % учащихся относятся к группе «Предпочитаемых», малая доля приходится для пренебрегаемых и изолированных , хотя имеет место быть при данном исследовании.
2.Итоги диагностирования учащихся 7,8 класса - «Оценка уровня мотивации учащихся в режиме использования стратегии развития критического мышления»
Цель: изучение учебной мотивации школьников, способность учащихся к самостоя-тельным оценочным суждениям, уровень развития видов мышления, являющихся основой для формирования критического мышления.
1.Объект проверки: учащиеся 7 класса
Всего учащихся : 10
Участвовали в анкетировании: 10
Результаты анкетирования учащихся:
Уровень мотивации:
Из диаграммы видно, что значительных различий по уровню мотивации у школьников на входе и выходе имеет динамика повышения в сторону увеличения.
Из анкетирования следует отметить повышение мотивов к познавательной, преобразовательной, оценочной и коммуникативной деятельности у учащихся на выходе диагностики. Также следует отметить выраженные мотивы познавательного интереса, осознания социальной необходимости и самореализации, высокий уровень мотивации достижений и познавательной активности.
Вывод: уровень мотивации в 7 классе повысился. Эффективность применения стратегий развития критического мышления учащихся применяемый при подходе Lesson study с целью повышения мотивации к обучению имеет место применения в дальнейшем. Апробированные приемы по использованию стратегий развития критического мышления учащихся на уроках физики и истории Казахстана дало неплохие результаты, мотивация к обучению у учащихся 7 класса, работающих в режиме стратегий развития критического мышления повысилась.
2.Объект проверки: учащиеся 8 класса
Всего учащихся : 8
Участвовали в анкетировании: 8
Результаты анкетирования учащихся:
Уровень мотивации:
Из диаграммы видно, что значительных различий по уровню мотивации у школьников на входе и выходе имеет динамика повышения в сторону увеличения на одну ступень как высокого , так и с низкого уровня на средний..
Из анкетирования выявлено повышение мотивов к познавательной, преобразова-тельной, оценочной и коммуникативной деятельности у учащихся на выходе диагнос-тики. Также следует отметить выраженные мотивы познавательного интереса, осознания социальной необходимости и самореализации, высокий уровень мотивации достижений и познавательной активности.
Вывод: уровень мотивации в 8 классе повысился. Эффективность применения стратегий развития критического мышления учащихся реализованный при подходе Lesson Study с целью повышения мотивации к обучению имеет место применения в дальнейшем. Апробированные приемы по использованию стратегий развития критического мышления учащихся на уроках химии принесло неплохие результаты, мотивация к обучению у учащихся 8 класса, работающих в режиме стратегий развития критического мышления повысилась.
В целях улучшения и развития качества образования было решено использовать в Карагайлинской средней школе подход Lesson Study, был сформирован фокус- группа в составе 9 человек. Фокус-группа, выбрав тему исследования, определила для себя основные цели обучения.
Тема исследования по предмету естественно-математического направления «Развитие критического мышления на уроках через работу в коллаборативной среде».
Тема исследования по предмету гуманитарного направления «Новые подходы обучения – диалоговое обучение и групповая форма работы».
Ожидаемые результаты:
Для учителя:
- рост профессионального мастерства учителей, повышение эффективности урока через вовлеченность их в исследовательскую деятельность
- активизация учебного процесса
- совершенствование школьной практики
-привлечение учащихся к работе по активизации учебной деятельности
- создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности.
Для учеников:
-применение СРКМ, новых подходов обучения – диалоговое обучение и работа в группах, через подход Lesson Study с целью повышения мотивации учащихся;
-создание комфортной среды и позитивного настроения учащихся, в перспективе - повышение качества обучения и образования
Общая цель команды учителей урока исследования (LessonStudy): совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся
Цель для учителей: совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся.
Цель для учеников: организовать активное обучение ученика (А, В, С), способы работы в классе, а именно, и индивидуальный и групповой, с применением приемов критического мышления, новых подходов – диалоговое обучение.
Главное при проведении Lesson Study– увидеть обучение учеников в реальности; обратить внимание на проблемы детей, существующие в классе и обучении; выяснить и понять ,как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения своей практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников. Чтобы коллеги могли сотрудничать, делиться опытом, знаниями, видениями той или иной проблемы, т.к. обычно учителя работают «наедине» со своим классом. Другие учителя очень редко имеют возможность увидеть урок со стороны, обсудив при этом не мастерство и открытый урок подготовленного учителя, а реально существующих детей. Фокус-группой было решено совместно планировать все последовательные уроки в исследуемых классах. Далее 1 раз в неделю проводить урок в запланированном классе, совместно наблюдая, анализируя обучение. На 1-ой встрече Lesson Study учителя решили, что выберут трех «исследуемых» учеников, которые являются типичным представителем определенной группы учеников, т.е. сильный –А, средний – В, слабый – С. В дальнейшем уделяя внимание на обучении и развитии именно этих трех представителей учащихся.
Итак, 1-й исследовательский урок прошел в 8 классе, в котором 8 учеников. В классе 6 девочек и 2-е мальчиков. Есть одна отличница и двое хорошистов. В данном классе низкая успеваемость , не достаточная подготовка учащихся к урокам. В классе 2-е из неполных семей. Ослаблен контроль со стороны родителей. Учителями данной фокус-группы было принято решение применить новые подходы в обучении и воспитании детей через использование СРКМ. Были определены 3 исследуемых ученика: ученица, имеющая хорошие оценки в учебе , но может подтянуться до уровня отличницы, ученик со средними способностями и ученик с низкой мотивацией по всем предметам. Группой учителей были посещены 3 последовательных урока химии. Акцентирование внимания на 3-х исследуемых учениках позволило выявить много важных моментов. Мы пришли к выводу, что переходя от традиционных форм к развивающим, можно повысить мотивацию учащихся. А нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто – не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания , на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников.
Комментарии после LS:
Учитель физики Идрисов И. К.:
«В результате посещенных уроков можно сделать следующие выводы : все учащиеся активно работали на уроке химии, использованы СРКМ, были использованы задания по таксономии Блума, создана коллаборативная среда, форма работы в группе , активно используется ИКТ , критериальное оценивание . Целесообразно бы учителю использовать парную форму обучения в 8 классе, чтобы было видна работа каждого учащегося ,а именно ,ученика А, хотелось бы увидеть насколько раскрыты все его потенциальные возможности. Присутствие учителей смущало учащихся только вначале, но зато это и дисциплинировало детей, и они все активно включились в работу. Я считаю, что переход к парной форме работы при выполнении заданий высокого порядка позволило бы детям более глубоко раскрыться и увидеть свои потенциальные возможности и может помочь повысить качество знаний и у слабых учащихся.» Учитель биологии Абдиева Г.К.:
Учитель реализовала актуальную проблему «Использование СРКМ на уроках химии». Ее уроки спланированы таким образом, чтобы организовать использование активных методов обучения , индивидуальные и групповые формы работы, средств ИКТ. С помощью ИКТ предоставляется обучающимся красочно оформленной материал, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед. За активное участие учащиеся на уроке получали стикеры разных цветов — красный цвет- «отлично», желтый- «хорошо», синий цвет- «удовлетворительно». При закреплении пройденного материала были использованы приемы критического мышления. Учителю было рекомендовано поработать с индивидуальностью каждого ученика данной категории А,В,С, в психолого-педагогическом направлении.
После проведенных стадийных уроков проводились обсуждения , где мы пришли к выводу, что наши прогнозы подтвердились - сильный и средний ученики, мы правильно для них составили критерии, даже средний ученик работал более активно ,чем прежде, со слабым учеником нам пришлось труднее, 2 урока не удавалось вовлечь ее в работу в группе, только на 3 уроке при индивидуальной работе ученица проявила активность. При интервьюировании сильный и средний ученики отметили, что им нравятся групповые формы работы, им было на уроках интересно, а слабая ученица сказала, что у нее присутствует боязнь отвечать при всем классе, она боится сделать ошибки при ответах. Нами было принято решение больше внимания на следующих уроках уделять именно слабой ученице, чтобы она сама выбрала себе группу, в которой ей будет работать комфортно. На следующих уроках химии слабая ученица постепенно стала раскрываться. Она, конечно, не стала активной, но тем не менее стала отвечать, стала пытаться делать свои собственные выводы, принимать участие в составлении синквейна, вносить предложения по теме «Вода в природе. Состав, свойства и применение воды.». Анализируя серию последовательных уроков, мы с учителями пришли к выводу, что активная работа наших учеников на уроке, их успех или неудача, зависит, прежде всего, от учителя. Если каждый учитель осознает, что он творец на своем уроке, если он будет использовать богатый арсенал методов и подходов, будет ориентировать урок на каждого ученика, индивидуально подбирать задания для каждой категории учащихся. Обязательно вовлекать в работу слабого ученика. Нам всем было очень интересно участвовать в данном процессе. Было необычно вести наблюдение не за всем классом, а за конкретными учениками. Мы на примере увидели, если на уроке чаще внимание обращать на слабого ученика, оказывать ему поддержку, он будет работать на уроке. Мы ведь привыкли фокусировать весь урок на «сильного ученика». Я считаю, определение этого момента является одним из главных для нас в ходе наблюдения. Как вызвать желание работать в группе у всех детей, как научить их рассуждать? Ответы на эти вопросы зависят от учителя. У нас пока еще не все получилось.
Можно отметить , что в результате цикла LessonStudy, у исследуемых учащихся повысился познавательный интерес к предмету: учащиеся стали более активными, после проведения первого цикла (урока), дети приходили с ожиданием чего-то нового, необычного. По проведенной рефлексии можно отметить , что предложенные формы , приемы работы на уроках дают положительную оценку , используемые стратегии плодотворно влияют на развитие их критического мышления, приучают к анализу, развивают коммуникативные навыки.
Следует отметить , что на последующих циклах LessonStudy, у исследуемых был заметен рост организаторских способностей. В каждой группе лидер следил за ходом выполнения заданий и дисциплиной, разделял ответственность между всеми членами группы, он знал , что несет ответственность за всю деятельность группы. Можно отметить , что применение такого подхода положительно сказывается на слаженности работы как у группы учеников , так и учителей.
Результаты первого цикла Lesson Study на уроках химии может быть не очень впечатляющие, но главные цели, которые ставила перед собой группа, были достигнуты. В 8 классе появился прирост качества знаний по химии. Вырос интерес к предмету, ученики стали более самостоятельны, стали больше говорить, анализировать свои действия и оценивать других. С другой стороны, в школе появилось педагогическое объединение нового типа. Седьмой модуль Программы говорит о лидерстве учителя в первую очередь. Учитель, прежде всего носитель всех изменений в образовательном процессе школы. Но сам по себе учитель мало что может.
На основе наблюдения мы сделали выводы:
- активность ученика зависит от окружения, поддержки учителя, необходим индивидуальный подход к учащимся, правильно продуманные и составленные задания, каждый этап работы и определение целей для каждого ученика
- используя новые подходы в обучении, заложенные в идеях уровневых курсов , а именно, внедрение семи модулей обучения в учебный процесс , мы ориентируем на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.
Учитель будет стимулировать у учащихся их дальнейший рост и самореализацию, развивать способность учиться, используя подход Lesson Study, учащиеся приобретут новые знания и навыки, а не способности к выполнению работы (задания) , подход Lesson Study - ключ к преобразованиям .
Исследование в действии на базе школы является процессом, который позволяет анализировать, размышлять и разрешать школьные проблемы. Саморефлексивное исследование собственной практики проводится с целью более углубленного её понимания и дальнейшего совершенствования. Все усилия исследования в действии направлены на переосмысление существующей школьной практики, посредством непрерывного выявления проблем, сбора данных, их анализа и на его основе – практических действий [8, стр. 144-145]. Исследование в действии является коллаборативным подходом в обучении учителей и развитии их практики.
Следует отметить , что группа из трех учителей естественно-математического направления решили провести исследование урока физики в 7 классе через использование подхода Lesson Study, хотя предмет новый , но видно ученики не прилагают должного внимания данному предмету , да и проведенные исследования данного класса свидетельствуют о низкой мотивации к учебе и низкое качество знаний почти по всем предметам , не исключение , и предмет физика.
Со стороны действий учителей была определена цель исследования: «Как критическое мышление влияет на развитие знаний, умений, навыков учащихся».
Задачи: сформировать и развить у учащихся навыки критического мышления через работу в коллаборативной среде. Для того, чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на занятиях, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задача было построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить мотивацию.
Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?
Ученик А–имеет доминирующую, высокую познавательную деятельность.
Ученик В–с высоким потенциалом. Поставлена цель в процессе исследования изменить ее отношение к учебе, повысить желание работать самостоятельно.
Ученик С-со слабой мотивацией.
Цель - проследить, каковы будут результаты исследования, что заставит ее измениться, какие действия и подходы повлияют на нее, активизируется ли учебная и мыслительная деятельность?
Итак, за этими учениками и за классом в целом вели наблюдение коллеги.
Задания к уроку были подобраны таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, носили частично-поисковый характер, заставляющий учащихся проводить ассоциации, анализировать, аргументировать, обсуждать, делиться друг с другом знаниями, а также творческие задания на развитие коммуникативных навыков учащихся.
Во время исследования проводилась видеосъемка урока, а после уроков интервьюирование учащихся о проведенных уроках, где они сами оценивали занятие.
Учителя отметили, что в группах ребята начинают внимательно присматриваться друг к другу, у них быстрее развивается критическое мышление, они учатся признавать свои ошибки не стесняясь, пытаются учиться самостоятельно, подчеркивают способности и вклад других членов команды.
Фокус-группа отметила, что применение стратегии критического мышления влияет на развитие знаний, умений на уроках, дают возможность раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка.
Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.
Фокус-группой учителей гуманитарного цикла было проведено исследование урока истории Казахстанав 7 классе с применением подхода LessonStudy.
Исследование проводил учитель истории Дуспаев Азамат Уралович, в ходе исследования были запланированы серии среднесрочного планирования последовательных уроков в 7 классе по теме:
1.« Развитие духовной культуры Казахстана в XIV – XV веках».
2. «Образование Казахского национального государства»
3.«Историческое значение образования Казахского ханства».. Цель исследования: как применение новых подходов в обучении, диалоговое обучение, повлияет на усвоение новой темы.
Для достижения цели было осуществлено совместное планирование, преподавание, наблюдение урока. Нами были определены три исследуемых учащихся: А- сильный ученик (Ибраева Айзада), развитая ученица с средней успеваемостью по истории, имеет познавательные способности, В - средний ученик ( Плетнев Дмитрий) имеет хорошую успеваемость, но чаще всего старается сам выполнить задание, не проявляет активность в обсуждении урока, С – слабая ученица (Баймухаметова Рысалды), уровень познавательных интересов низкий, не проявляет особого интереса к учебе, при ответах на вопросы проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы Для учащихся поставили критерии успеха, которые они достигнут по окончаний проведенных серий уроков.
Ученица А – развить у ученицы лидерские качества;
Ученик В – научить не только самому проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки;
Ученица С- вовлечь в процесс совместного выполнения задания, повышение уровня обученности данной ученицы по предмету.
Первый урок был запланирован как урок – исследование, где учащиеся, работая в группах , сами должны были определять цель, проблему урока и выбирать стратегию, критически мыслить, сравнивать , сопоставлять и приходить к единому решению. Выполняя задания в группах заданным мною, учащиеся закрепили пройденный материал. По окончании урока учащиеся высказали свое мнение в рефлексии, где были положительные отзывы по данному уроку. После урока группа учителей, посетевших данный урок, проанализировали и определили критерии успеха, достигнутые исследуемыми учащимися. Наиболее важными для обучения учащихся явилось мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации.
Ключевой идеей серии последовательных уроков учителя определили: «Как применение новых подходов в обучении ,диалоговое обучение, повлияет на усвоение новой темы?»
Диалоговое обучение было решено использовать на уроках с целью более глубокого осознания и понимания учащимися. Для этого в основную часть урока были введены вопросы для учащихся, и вся деятельность учащихся на уроках была организована в тесном диалоге с учителем. Вопросы носили проблемный характер и давали возможность учащимся обсуждать их как в парах, так и в группах и аргументированно комментировать свои ответы. Работа в диалоге помогла учителям - наблюдателям получить более полный материал за наблюдаемыми учащимся.
Далее был проведен следующий урок.
Второй урок – закрепление. Предложенная учителем проблемная ситуация вывела учащихся на самостоятельное целеполагание , определили цель , после чего они определенно знали, что будут делать на уроке. Проверка домашней работы учителем была проведена в форме взаимопроверки: «Наведите в порядок, уберите лишнее», «Викторина имен» , после учащиеся сами могли оценить своего соседа. При беседе с классом были предложены вопросы различного уровня в целях определения степени понимания темы каждого ученика и участия в беседе всех сильных и слабых учащихся. С помощью кумулятивной беседы учащимися класса были составлены схемы и удачно заполнены предложенные таблицы. Работая по парам ,учащимся была дана возможность объяснить соседу свое задание. Далее был использован прием - дополни схему «паучок»,где учащиеся дополняют схему, было понятно насколько учащиеся усвоили тему . Далее велась работа в группах , используя задания по уровневым карточкам. У каждой группы было индивидуальное задание, которое направлено на анализ и синтез информации , полученной за два урока по разделу, и умения применить полученные знания. Каждая группа выдвинула своего лидера для защиты предложенных заданий, по критериальному оцениванию дети провели само и взаимооценивание. Проведенная рефлексия дала положительную оценку из числа опрошенных. После окончания второго урока учителями был проведен самонализ урока и предложен предварительный план следующего урока с учетом замечаний и предложений своих колллег.
На третьем уроке учащиеся определили тему и цель урока по выдвинутой проблеме предложенной учителем после просмотра видеоресурса «Казахское ханство». Проведена работа по формированию групп, предложены индивидуальные задания , где учащиеся решали самостоятельно , задания были исследовательского характера, велась работа с использованием ИКТ , после просмотра видеоресурса велась работа по обсуждению совместно в сотрудничестве «Учитель - ученик» , проверены работы друг друга, оценивались, высказывалось свое мнение.
Далее группам было дано задание- работать с текстовым материалом из дополнительного источника , учитель предложил использовать прием ЖИГСО-1, дети охотно поработали с данным приемом, легко выделили все неправильные слова в тексте. По окончании урока было проведено интервью среди учеников, где ученики выразили свое мнение об уроках.
В своем интервью ребята выразили положительное мнение о проведенных уроках.
Можно отметить , что ученики А,В,С активно включались в учебно-познавательную деятельность , ученик А – проявлял лидерские качества , у ученика В – были хорошо развиты коммуникативные навыки, ученик выступал составленным постером от группы, ученик С- более активно включалась в познавательное поле деятельности , но недостаточно раскрылась, но есть первые шаги.
Чтобы добиться хороших результатов на уроках ,необходимо использовать идеи уровневых курсов , идеи семи модулей, чтобы дети на уроках включались в учебно-познавательную деятельность, это стало нормой проводимых уроков , учитель должен научить трудиться учащихся, тогда увеличится темп урока, будут больше хороших учеников , с хорошей успеваемостью и стремлением к учебе, главное заинтересовать учащихся работать в том режиме , где они найдут себя , им будет интересно и нужно в дальнейшем , в становлении как личности.
Комментарий учителей
1.Наблюдатель за учеником А ( Ибраева А.)
учитель немецкого языка Баймухаметова Г.Б.
Для исследования был взят 7 класс, в котором 8 учеников. В классе 5 девочек и 3-ое мальчиков. Во 2 четверти в классе ухудшилась дисциплина, снизилась успеваемость. Большинство учащихся систематически не готовятся к урокам. Ослаблен контроль со стороны родителей. Поэтому необходимо было менять подходы в обучении и воспитании детей. Были определены 3 исследуемых ученика: отличница учебы ( Ибраева А), ученик со средними способностями ( Плетнев Д.)и ученик с низкой мотивацией по всем предметам (Баймухамтова Р.) Группой учителей были посещены 3 последовательных урока истории Казахстана. Акцентрировалось внимание на 3-х исследуемых учениках, что позволило выявить много важных моментов. Мы пришли к выводу, что переходя от традиционных форм к развивающим, можно повысить мотивацию учащихся. А нам, учителям, самим надо работать в сотрудничестве, обогащать друг друга новыми идеями, учиться на ошибках и искать новые подходы. Это очень непросто – не только обучать своему предмету, а обучать учеников критически мыслить, развивать навыки самообучения и самооценивания, на каждом уроке работать над развитием одаренности учеников. Поэтому, давайте меняться и мир изменится вместе с нами. Ведь еще Д. Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир – приходите в школу и начинайте оттуда»!
На уроках я наблюдала за ученицей А - ( Ибраева А). На первом уроке ученица смущалась, но затем при обсуждении вопросов, я заметила, что она активно включилась в обсуждение, не боялась высказывать свое мнение, не стеснялась показать свои недостаточные знания, учитель поддерживал.
На втором уроке ученица А уже не стесняясь проявляла лидерские качества , помогала слабым , презентовала свою работу на отлично.На заключительном этапе провела оценивание класса.
2.Наблюдатель за учеником В- ( Плетнев Д.) учитель русского языка Калиева С.А.
В результате посещения уроков ученик В ( Плетнев Д.) активно работал на уроке .На уроке были использованы СРКМ ,ИКТ, критериальное оценивание, новые подходы обучения- диалоговое обучение, создана коллабаративная среда, работа в группе. На первом уроке пожелала учителю использовать приемы и стратегии КМ, где учащиеся больше развивают коммуникативные навыки. Проводить и парную формы работу. Ученик В- ( Плетнев Д.) проявляет активность в групповой работе, иногда -лидерские качества (в зависимости от ситуации). В различных ситуациях ведет себя непредсказуемо: может замкнуться и не дать ответ на вопрос, и, наоборот. Предложено использовать задания по таксономии Блума , где каждый учащийся найдет для себя задания, которые посильны для выполнения.
3.Наблюдатель за ученицей С- ( Баймухаметова Р.) учитель информатики Идрисов И.К.
Анализируя серию последовательных уроков, мы с учителями пришли к выводу, что активная работа наших учеников на уроке, их успех или неудача, зависит, прежде всего, от учителя. Если каждый учитель осознает, что он творец на своем уроке, если он будет использовать богатый арсенал методов и подходов, будет ориентировать урок на каждого ученика, индивидуально подбирать задания для каждой категории учащихся, он добьется определенных результатов. Обязательно вовлекать в работу и слабого ученика. Нам всем было очень интересно участвовать в данном процессе. Было необычно вести наблюдение не за всем классом, а за конкретными учениками. Мы на примере увидели, если на уроке чаще внимание обращать на слабого ученика, оказывать ему поддержку, он будет работать на уроке. Мы ведь привыкли фокусировать весь урок на «сильного ученика». Я считаю, определение этого момента является одним из главных для нас в ходе наблюдения. Как вызвать желание работать в группе у всех детей, как научить их рассуждать? Ответы на эти вопросы зависят от учителя. У нас пока еще не все получилось. На основе наблюдения мы сделали выводы: активность ученика зависит от окружения, поддержки учителя, необходим индивидуальный подход к учащимся, правильно продуманные и составленные задания, каждый этап работы и определение целей для каждого ученика. При таком подходе урок будет обязательно ярким, насыщенным, интересным для каждого ученика.
Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Третьи требуют пойти к первоисточникам теории. Но следует помнить, что к новому просто так не приходят, значит, этого требует вся система образования! Необходимо изменить не только систему обучения, но и образ мышления учителя. Необходимо усовершенствовать педагогическую практику.
Нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения. Инновации сами по себе будут выбирать новые стратегии и подходы к обучению. они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов [Сластенин В.]. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учителя все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания [Руководство для учителя с.130.].
Но необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства -это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако, в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.
Lesson study можно рассматривать как средство для развития и усовершенствования преподавания посредством концентрации внимания на обучении учащихся и определить способы использования Lesson study в качестве инструмента для совершенствования практики группы учителей, совместно планирующих, преподающих, наблюдающих и анализирующих обучение на исследуемых уроках.
На сегодняшний день, Lesson study это мощный, профессиональный подход к обучению, который предполагает:
понимание сущности процесса обучения;
методику взаимодействия с коллегами;
способы поддержки коллег.
В процессе исследования урока, учителя работают вместе, чтобы планировать, обучать, наблюдать и совместно анализировать урок. В то время как один учитель реализует урок в классе, другие наблюдают и делают заметки на вопросы учащихся и их понимание. Совместное планирование и сотрудничество поможет учителям развить или усовершенствовать инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся.
Организация такой практики, как исследование урока имеет ряд преимуществ, среди которых выделяются следующие:1. Целевая направленность
Зачастую академические исследования, проводимые в школах оторваны от реалий современного образовательного процесса, в то время как исследования урока непосредственно отражают существующую в данном ученическом и педагогическом коллективе, в данный момент и при конкретных условиях.
2. Один из способов профессионального развития
Проведение исследования деятельности с последующим её анализом способствует тому, что педагог становится более уверенным в том, что он делает. Как следствие, отношение учителя к процессу планирования и проведения урока меняется существенно, так как систематизированное проведения рефлексии способствует выработке умения критически взглянуть на проблему.
3. Взаимодействие с коллегами
Одной из слабых сторон педагогического процесса является изоляция учителя, вызванная нехваткой времени для проведения обсуждений с коллегами новейших технологий и авторских наработок. Работая в командах, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями, доказавших свою эффективность на практике, возможность выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.
4. Возможная модификация школьной системы
Проведение исследований подобного типа напрямую влияет на образовательную ситуацию и стратегию развития школьной системы в будущем, так как исследование урока проводится не просто с целью усовершенствования умений и навыком конкретного учителя, а всего педагогического коллектива.
5. Анализ собственной работы
Осознавая, что при проведении исследования урока внимание сконцентрировано не на самом учителе, а на реакции учеников на проводимые им действия, педагог не испытывает давления со стороны коллег, находящихся на уроке. Как следствие, ему значительно проще критически взглянуть на процесс в целом.
Иными словами, организация подобного вида деятельности подразумевает, что исследование, как таковое, проводится непосредственно участниками процесса, а не приглашёнными из вне компетентными лицами. Именно это и является отличительной особенностью данной технологии в сравнении с другими видами организации и проведения исследований, которые либо описывают, интерпретируют или обобщают педагогический опыт, не принимая во внимание необходимость проведения тщательного анализа с целью выявления образовательных проблем с последующим поиском путей их решения. Целевая направленность подобной технологии заключается в изучении и последующем анализе самого процесса обучения, а не деятельности самого учителя.
Таким образом, Lesson study - это:
Наиболее эффективный способ профессионального развития;
Способствует созданию профессионального сообщества учителей;
Помогает учителям сфокусироваться на том,как думают учащиеся.
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".
В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:
Самостоятельно учиться;
Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
Принимать решения и нести за них ответственность;
Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.) Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
Использованная литература
1. Дадли Пит. Lessonstudy: руководство www.lessonstudy.co.uk
2. www.prodlenka.org/...shkola/sovremennye-innovatcionnye-formy-povy3. tm.revyakina@mail.ru
4.(из опыта работы ([http://collegy. ucoz.ru/publ/21-1-0-2438] .5. [http://ecsocman.hse.ru/direktor/msg/ 16951873.html] .6. orley-kost.kz/index.php/ru/razvitie/issledo/1125-lesson-study
7. sc0002.akkol.akmoedu.kz/documents/view/C623F133A13D32FF/?s...
8. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание.2012 г.