Рефлексивный отчет по уроку «Изменение агрегатных состояний вещества » в 8 «Г» классе, проведенный в разрезе подхода Lesson Study. Дата проведения 21.10.2015

Рефлексивный отчет по уроку «Изменение агрегатных состояний вещества » в 8 «Г» классе, проведенный в разрезе подхода Lesson Study. Дата проведения 21.10.2015

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.
Мишель Монтень.

Этот урок я построила с использованием активных методов преподавания и обучения. Так как именно на повторно - обобщающем уроке с помощью данных методов можно показать глубину усвоения тепловых процессов каждого ученика.
Данный урок является одним из составных элементов тематического планирования, составленного на основе учебной программы по предметам образовательной области «Естествознание» для общеобразовательной школы. Раздел « Тепловые явления», урок №18.
Мною была поставлена цель в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями  учащихся, с учётом особенностей учебного материала. Учащиеся должны знать : определения тепловых процессов; формулы, описывающие тепловые процессы. Учащиеся должны уметь: распознавать тепловые процессы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Считаю, что доказательством успешности моего урока будет являться критериальное оценивание и перевод набранных баллов в оценки, а так же суммативное оценивание в завершении урока в виде тестов.
Урок в целом построен мною на применении таксономии Блума. Это задания низшего ( узнавать, понимать, применять) и высшего (анализ, синтез, оценка) уровней. Для того, чтобы выяснить как учащиеся усвоили предыдущий материал, я на этапе «Знания» использовала прием «МИНУТКА». Он очень удобен при работе в малых группах: происходит самоуправление, развитие мышления. Но все - таки внимание подростка в этом возрасте (13-14 лет) рассеянно и не все тепловые явления и процессы были названы. Это отразилось на этапе «Понимания», когда ученики стали создавать паспорт тепловых явлений. Мною был применен прием « Граффити». Можно пронаблюдать, как каждый ученик принимает решения сам. Такие ученики как Ким Кирилл заполнил только определение процесса , а формулу не записал.





Для проверки функциональной грамотности учащихся на этапе «Применение» я с помощью помощников ( это учащиеся моего класса 11 «Г») сняла видеообращение «Веер», «Вуаль» и « Кофе». В одном из видео обращений я сама играла роль дамы с вуалью. Я считаю, что это поспособствовало не только тесному контакту учитель – ученик , но и эффекту неожиданности увидеть учителя в другой роли!!!!
При разборе видеообращения использовался прием «Круг гласности». Именно он способствует формированию способностей учеников генерировать идеи, развитию навыков слушания, развитие совместной работы. При наблюдении за работой группы «розовых зонтиков», я заметила ,что активно работал Акчурин Наиль. И на других этапах урока. Я думаю, что этому способствовало присутствие мамы Наиля на этом уроке. При собеседовании с Акчуриной Н. А. после урока я услышала, что она очень удивлена активностью сына на уроках физики и рада , что Наиль проводит исследование по бумерангу в группе учеников ,увлеченных физикой.

На этапе «Анализ» учащиеся 8 «Г» класса проводили эксперименты и оценивали значимость полученных данных, заполняя таблицу

Эксперимент
( название)
Ваше предположение, что произойдет(гипотеза
) 1балл
Что наблюдали?
1 балл
Почему так происходит? 1 балл(Если вы испытываете затруднение при ответе, обратитесь к своему консультанту) – 0,5 баллов
Результаты обсуждения( итог) Мак. кол. -3 балла







Обратная связь показала, что 41% учащихся данного класса были в восторге от физических экспериментов!!! Следили за техникой безопасности при проведении опытов ,а так же подсчитывали баллы, консультировали восьмиклассников и были экспертами на протяжении всего урока, ученики 11 «Г» класса( естественно- математическое направление) Гладченко Владислав, Муратов Алишер, Амонжолов Нуржан. Это ученики ,выбравшие профильный предмет физику при сдаче ЕНТ. Я считаю, что для данных юношей консультирование восьмиклассников по теме «Тепловые явления» является большим подспорьем при подготовке к ЕНТ. С этими мальчиками я работала на дополнительных уроках и данную тему разбирали очень тщательно!! ( Модуль Программы «Обучение талантливых и одаренных учеников). Обратная связь показала , что Илье понравилась «работа со старшаками».



Прием «Моделирования» был мною использован при проектировании и проведении урока на этапе «Синтез». Этот метод формирует такие навыки как :
*совместная работа;
*креативный подход;
*мышление, принятие решений.
100% учеников данного класса в обратной связи отметили, что на сегодняшнем уроке они научились создавать имитатор волосяного гигрометра. А это значит – микро цель этапа реализована полностью!!!!
Казалось-бы при таком насыщенном уроке, где задания были даны на повторение пройденного материала, и суммативное оценивание должно быть высоким, но нет! Итоги тестов:
«5» - 2 ученика
«4» - 9учеников
«3»- 5учеников
«2» -1 ученица( Абадова Насиба). Это девочка пришла в этом учебном году в данный класс. После проведенных серий уроков ,преподаватели фокус -группы по Lesson Study в данном классе, отнесли ее в группу С ( хотя девочка имела все хорошие оценки в табели за седьмой класс) .
На будущий урок я теперь буду подбирать для нее дифференцированные задания , рассчитанные на ее уровень знаний.
На протяжении всех этапов урока оценивание велось как критериальное так и формативное. Критерии оценивания были разработаны и розданы всем ученикам, чтобы каждый из них мог оценить свою работу и работу в целом своей группы, так как девиз урока « На группу надейся , а сам не плошай!» всегда был перед глазами каждого ученика. Что способствовало задуматься каждого, какой вклад он сделал для того, чтобы его группа ,и он сам получил высший балл, а значит хорошую отметку!!!
Выставляли набранные баллы все те же мои помощники и затем подсчитывали их сумму.




Как мы видим по фотографиям больше всех баллов набрали : Акчурин Наиль и Куатова Анель. Для меня было большой неожиданностью ,что Анель вышла в лидеры по своим знания!!! Это новая ученица в данном классе и успехи ее на предыдущих уроках были удовлетворительные. Когда я стала спрашивать ее мнение об проведенном уроке, то услышала ответ ,объясняющий полученный ею результат: « Я хорошо поняла теоретический материал данного раздела, и я дома тщательно готовилась и мне очень нравиться работать в группе, где прислушиваются к моему мнению!!!»


Но все же максимальное количество баллов из учащихся не набрал никто!? Я думаю, во - первых ,как показала обратная связь, мало времени отводилось на выполнение заданий; во - вторых, все таки данный класс по таксономии Бенджамина Блума, находится на понятивном уровне в познавательной области!!!
Это значит, на будущее я буду учитывать мнение учащихся, и строить свой открытый урок, используя в основном задания на уровень «Знание» и «Понимания». А для учеников группы А готовить индивидуальные задания на уровни «Применения», «Анализ» и « Синтез»!!!!!
И все же я еще раз убеждаюсь ,что такие уроки нужно проводить ,где ученики четко знают микро цель каждого задания и стремятся реализовать ее!!!





Учитель физики Сафонова Е.Г.
Рисунок 1Описание: C:\Users\Елена\Desktop\3LSДля урока в 8Г Классе\Открытый урок\Елена Геннадьевна\DSC_2992.JPG