Психолого — педагогические основы интеллектуального развития школьников в личностно – ориентированном обучений


Северо- Казахстанская область
город Петропавловск,
КГУ «Средняя школа №5»
учитель казахского языка
и литературы
Уаисова Алма Сурагановна
улица Мира 195, р.т. 51-05-83
Психолого - педагогические основы интеллектуального развития школьников
в личностно – ориентированном обучений.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.Возникновение таких проблем, трудностей,
неожиданостей озночает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытного.Следовательно, нужно все более глубокое познание мира,открытие в нем все новых и новых процессов,свойств и взаимоотношений людей и вещей.Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел»,от его умения организовать систематическую позновательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная педагогика и психология.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.
Психологической основой концепции проблемного обучения явлется теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубенштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Значительный вклад в раскрытие прблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я. Галперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, М.И.Махмутов и другие.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно – ориентированное развивающее обучение к деятельностной и личностной модели обучения.
Такая модель обучения требует новых форм организаций учебного процесса и педагогических технологий.
Популярность личностно – ориентированного подхода в обучений обусловлена рядом объективных обстоятельств:
1.Во- первых, динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного,сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и остоваться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
2.Во- вторых,современные школьники прагматичны в мыслях и действиях,мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействий с учащимися.
3.В – третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он изучает, то что соответствует его интересам потребностям и возможностям.Когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт,может активно действовать, экспериментировать и исследовать на практике.
Стимулирующее воздействие внешней мотиваций на процесс обучения может быть достаточно сильным,поэтому его важно строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом этапе ощущали продвижение к поставленной цели.Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения казахским языком.(книжки- малышки, различные журналы, книжки «Сен білесің бе?»)
Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остается искусственным компонентом этой ситуации.Поэтому необходимо больше обращаться к воображению ребят, к фантазии, к игре. Игра раскрепощает ребенка,стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие.Использование игровых форм обучения : ролевых,
дидактических,национальных игр является отличительной особенностью интенсивных методов.Задания творческого характера, предпологают выполнение в первую очередь речевых упражнений , а также составление рассказов по картинке, различных диалогов по темам.
Особое место в интенсивном обучении отводится работе с музыкой, песнями, стихами, наглядными пособиями .Замечено,что прослушивание, заучивание стихотворений,песен и пословиц не только создает паузу для расслабления, отдыха, но и включает в работу над материалом урока.
Для повышения мотивации к изучению государственного языка и развития школьников в личностно –ориентированном обучении, можно использовать постановки сказок на казахском языке.
Воспитание интеллектуального развития школьников в личностно- ориентированном обучений основывается на применений системы творческих заданий стимульно – продуктивного, эвристического и креативного уровней в сочетаний с приемами эмоцианально – интеллектуального стимулирования: реализации потенциала личности в ситуации успеха, использование индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм работы, создание благоприятного микроклимата в учебной группе.