Формирование исследовательской деятельности учащихся в работе кружка Юный химик. Из опыты работы у
Формирование исследовательской деятельности учащихся в работе кружка «Юный химик». Из опыта работы учителя МБОУ»Школа№5» г.Дзержинск
Мартыновой Л. Ф.
Одной из традиционных форм в системе внеклассных мероприятий являются химические кружки. Интересы учащихся. решивших заниматься в кружке, разноплановы, неопределенны, расплывчаты. В химии их интересует чаще всего практическая сторона. Интерес – стимул к познанию. Школьников среднего и младшего возраста больше всего интересует внешняя сторона химических явлений: взрывы, вспышки, изменения окраски. Элементы занимательности порождают удивление, напрягают внимание, активизируют их мысли. Занимательные опыты, вопросы, рассказы способствуют возникновению и развитию у учащихся познавательного интереса.
Для учащихся 8 класса, только начинающих изучать химию это процессы превращения веществ, особенно занимательные опыты, очистка и получение веществ, выращивание кристаллов, а также биографические сведения о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Учащиеся работают главным образом самостоятельно, и как правило, индивидуально по – разному.
При этом они используют необходимые литературные источники( учебные пособия, научно – популярную литературу, материалы периодической печати, особенно местной, знакомятся с производствами , на которых работают их родители, делают краткие сообщения на заседаниях кружка. Так большое внимание уделяем ознакомлению с химическими профессиями. Тесно связана работа химического кружка с подготовкой к олимпиадам.
Кружковцы выполняют большую работу. Каждый год они проводят «Неделю химии» в школе, где выступают с докладами о новейших достижениях в науке и промышленности, проводят занимательные опыты для младших школьников, тематические игры – путешествия:»Страна химия», «Путешествуя по периодической системе», «Путешествие в мир химии», викторина, посвященная Д.И.Менделееву, познавательные беседы «Женщины –химики», «114 химических элементов»
Ребята занимаются и научно – исследовательской работой.
Под научно - исследовательской работой учащихся понимается целенаправленная экспериментальная работа, результаты которой им заранее не известны. И вот уже 3 года мы участвуем в этом творческом поиске. Темы берем разные, по интересам. Работы наши печатаются в журналах издательства »Первое сентября»
После того как выбрана тема работы, пути ее экспериментального практического воплощения, наступает этап ознакомления школьников с литературой. Неправильно начинать работу непосредственно с экспериментирования без детального освоения литературы, имеющейся по данному вопросу.
Работа с литературой при выполнении заданий поискового характера составляет одну из наиболее важных задач. Важно научить ребят ориентироваться в специальной литературе.
После собеседования по теоретическому материалу темы начинают выполнять экспериментальную работу.
При выполнении работ поискового характера необходимо предвидеть, что как и в настоящих научных исследованиях, результаты могут не оправдать ожиданий экспериментатора. Надо с самого начала рассмотреть и такую возможность.
При возникновении неожиданных результатов первое, на что следует обратить внимание – это воспроизводимость опыта, поскольку единичный результат не есть еще научный факт. Многие практические работы позволяют ученикам проявлять творчество и изобретательность
.К числу таких работ можно отнести работы , связанные с определением % содержания соли в смеси, определение кислотности молока, анализ крахмалосодержащих продуктов, анализ вареных колбасных изделий, анализ фруктовых соков, определение качества меда. исследование шоколада.
Кроме того, помогают в обучении следующие практические навыки: обращение с химической посудой и реактивами, растворение твердых веществ, фильтрование, промывание осадка, титрование, пользование справочной литературой и составление отчета.
Многие кружковцы в качестве консультантов помогают слабоуспевающим. Для некоторых кружковцев и это оказывается мало, тогда таких ребят направляем в химическую школу при политехническом университете, которую они охотно посещают.
Необходима связь и с родителями учащихся, надо обратить внимание родителей на одаренность их ребенка, стараясь через них влиять на развитие детей.
15