Статья по химии Исследовательская работа в рамках кружка Юный химик


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 города Воронежа.
«Исследовательская работа в рамках кружка «Юный химик»»
Уважаемые коллеги! В своей статье мне хотелось бы поделиться опытом внеклассной работы по химии с учащимися только начинающими изучать предмет, а также и с детьми 5, 6, 7 классов, которые знакомились с основами химии в курсе «Природоведение»
Не секрет, что химия - предмет своеобразный, сложный, но в тоже время интересный и, самое главное, значимый в жизни. Чтобы сформировать у учащихся интерес к химии, можно раньше начинать работать с веществами и осуществлять превращения.
В современной школе основное место отводится исследовательской деятельности. В связи с этим мною была составлены программы курсов: «Исследование индикаторов», «Карбонаты вокруг нас», «Исследование продуктов и материалов на наличие белка в их составе». ( См. программы на сайте школы). В ходе исследовательских работ предполагается краткий теоретический материал, значительное место отводится химическому мини – эксперименту, который является эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий. Предлагаются простые опыты по изучению органических и неорганических веществ, с которыми постоянно сталкиваются в повседневной жизни: йодом, крахмалом, белком, лимонной кислотой, питьевой содой и др. Далее проводятся эксперименты по исследованию тел и веществ, созданных природой, материалов, произведённых человеком: взаимодействия раковин моллюсков, мрамора, известняков, зубного порошка, изделий из жемчуга, с кислотами; бульонов и отваров, тканей, меха, волокон, молока на содержание в них белка; картофеля, бананов, различных круп на наличие крахмала и т.д.
Важно для детей, что опыты основываются на качественных реакциях, следовательно, они интересны своими результатами. Например, синей окраской вещества, полученного при взаимодействии крахмала и йода, фиолетовой – при взаимодействии белка и гидроксида меди (II). Сколько положительных эмоций у детей создаёт бурное выделение углекислого газа от действия кислоты на карбонаты, множество цветов, возникающих у индикаторов в различных средах растворов.
Также хочется отметить, что в ходе несложной исследовательской деятельности ребята учатся видеть то, о чём раньше совсем не задумывались. Они приходят к очень важным и значимым выводам. Например, культурные постройки, раковинные организмы страдают от кислотных дождей, так как в их составе содержатся карбонаты, а они то и реагируют с кислотами. Следовательно, недопустимо загрязнение окружающей среды веществами, образующими кислоты.
Исследовав покровы тела животных и человека, образуемые верхним слоем кожи, доказываем, что они состоят из рогового вещества (белка), что говорит о единстве происхождения всего живого и эволюции органического мира. Белок - строительный материал всех живых организмов. Употребление белковой пищи необходимо для его нормального функционирования.
Разве не интересно узнать, что изделия из жемчуга и малахита «боятся» кислот, как можно приготовить творог, вкусный бульон, вкусное отварное мясо, определить наличие крахмала в продуктах и йода в воде, каким образом с помощью сока вишни можно определить среду раствора.
В ходе простой исследовательской деятельности дети познают химию, окружающий мир, могут использовать знания в быту. Например, научатся распознавать шерстяные и, натуральные, шёлковые нити, объяснят применение белка при отравлении солями тяжёлых металлов, научатся готовить ярко красный со столовой свёклой.
В ходе работ в группах, решаются важные цели, которые ставятся перед школой: развитие коммуникативных качеств, воспитание социализации и поликультурности учащихся, настойчивости, терпения, внимания, доброжелательного общения с учениками, имеющими разный уровень подготовки.
При составлении рабочих программ по курсам, перечисленным выше, я использую литературу.
Руководство по набору «Юный химик» подготовлено отделом научно- технической информации ИРЕА. Научный редактор Р.И. Аистова.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.
Пособие для учителей М., «Просвещение»,1977.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов М., «Химия»,1986
Габриелян О.С.Учебники 8- 11 классов. Базовый уровень. Также использую знания и опыт.
Таким образом, я убедилась, для ребят 8 класса химия уже не кажется трудным предметом, проявляется интерес к её познанию, легче даётся теория и запоминаются формулы. Возникают вопросы в ходе её изучения. Я надеюсь, что химии найдётся место в практической деятельности учащихся.
Учитель химии и биологии Носова Е. В.