Статья Метод проекта на уроках
Метод проекта на уроках.Современный мир меняется стремительно, и то, что вчера казалось, несбыточным, сегодня становится реальностью благодаря возможностям , которые открывают человеку новые технологии. Именно поэтому выдвигаются новые требования к результатам образования: критериями успешности становятся отношение человека к возможностям собственного познания , приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения , сформированность у обучающихся стремления и умения самостоятельно использовать новые знания , активной жизненной позиции , умение отстаивать свое мнение , развитие мобильности коммуникабельности и др. В связи с этим акцент в образовании делается на компетентностный подход , что рассматривается как основа самореализации личности в образовательном процессе.
На государственном уровне, в том числе и требованиях к системе образования в условиях ФГОС , все большую актуальность приобретает необходимость развития технологии и проектирования.
Согласитесь , вся наша жизнь - большой проект: мы ставим цели, планируем свою деятельность, самостоятельно ищем пути достижения цели , принимаем нестандартные решения и их анализируем. В решении этих способов сам человек превращается в свободного творца и самостоятельную личность.
Новый стандарт ориентирует школу на развитие проектной деятельности. В его основу положен «системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.» Разработка и реализация различных проектов напрямую связана с выполнением этих и многих других требований к современной системе образования , которые предъявляются государством современной общественной жизни.
Ориентируясь на требования ФГОС, учителю необходимо использовать в своей практике метод проектов, которые решает разнообразные дидактические задачи, формирует практический интеллект.
В настоящее время создана богатая теоретическая база метода проекта с опорой на достижение педагогики и психологии, что позволяет учителю осмысливать его суть и искать пути эффективного его использования на уроке.
Проведение проекта предусматривает работу по следующим этапам:
Подготовительный этап.
На данном этапе учитель создает визитку проекта, цель которой - познакомить учащегося с основными аспектами проекта и привлечь детей к работе над ним.
Планирование проекта.
На этапе планирования учитель вместе с учащимися формулирует темы исследования, определяет задания для каждой группы , обсуждается план работы учащихся, подбирается литература , намечаются формы отчета .
Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
На этапе осуществления проекта учащиеся самостоятельно работает в группах по плану , отбирают информация , составляют отчет о проделанной работе. Учитель выступает в роли консультанта .Этап защиты и презентаций проекта.
На данном этапе все группы все группы представят результаты своих исследований по проблеме.
На этапе рефлексии оцениваются результаты работы всех групп, отмечаются наиболее активные участники.
Использование проектного метода на уроках способствует достижению более высоких результатов в обучении и развитию положительной мотивации учебной деятельности