Конспект урока по русскому языку на тему Правописание безударных окончаний существительных 1 склонения в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ I СКЛОНЕНИЯ В Р. П., Д. П., П. П. В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ. 20.01.2016
Задачи урока:
Закреплять навык
правописания
– безударных падежных существительных с проверкой способом
подстановки опорных слов; – орфограммы «непроизносимый согласный в корне слова»; разбора
предложения по членам предложения Формировать коммуникативные и
личностные УУД:
– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;
познавательные УУД:
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.30–34); Рабочая тетрадь №2. I.
I Оргмомент.- кинезиологические упражнения.
II. Работа со словарными словами.
- Запишите словарные слова в три столбика по склонениям, вставляя пропущенные орфограммы.
- Оценивать будем в бальной системе по критериям. Какие критерии для оценивания возьмём? (правильность записи словарных слов и определения склонения).
Зел-н?, в-н-гре(д,т), (м,М)-сква, тр-- --вай, з-мл-ника, с-рен?, б-бл-- --тека, косм-с, кр-ват?.
- Проверьте свою работу и оцените её в баллах. Запишите количество полученных баллов карандашом на полях.
- Сравните свою работу с эталоном и оцените работу ещё раз. Количество баллов пропишите карандашом синего цвета.
- У кого результаты проверки совпали?
- Молодцы!
- Назовите лишнее слово из записанных.
Объясните, почему оно лишнее?
- Составьте предложения со словом «опушка».
- Запишите….
В лесу радует глаз весёлая зелень молодой травки.
- Объясните написание орфограмм (по цепочке).
- Укажите части речи каждого слова в предложении (по цепочке). Надпишите…….
- Написание окончания какого существительного у вас вызвало затруднение?
- Объясните, как вы рассуждали при определении окончания существительного?
- Как вы думаете, над какой темой мы продолжим сегодня работать?
- Для чего мы учимся правильно определять и записывать безударные окончания существительных?
- Как написать верное окончание существительного?
- Повторим алгоритм работы по верному определению окончания существительных.
- Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания существительных:
Б-жать (по) тра-к-.
Расск-зать (о) встреч-.Гулять (по) д-рожк-.Отметить (в) диплом-
Идти (к) побед-. II. С. 30. Упражнение 27.
Учащиеся списывают текст упражнения, выполняя все задания.
Сестрицы
Чернохвосты (черный, хвост),
Белобоки (белый, бок),
Тараторили сороки,
Словно кумушки-подружки,
У березки (I скл., ед.ч., Р.п.) на макушке (I скл., ед.ч., П.п.).
III. С. 31. Упражнение 28.
Здесь ученики отрабатывают алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных по опорным словам. Кроме того, они повторяют и другие,
ранее пройденные орфограммы, устно объясняют написание пропущенных букв и подчеркивают орфограммы.
Мчусь, как ветер, на коньках
I скл. ед.ч. Р.п.
Вдоль лесной опушки (вдоль земли).
Рукавицы на руках,
I скл. ед. П.п.
Шапка на макушке (на земле).
I скл. ед.ч. Д.п.
Раз-два! По скользкой дорожке (по земле). Раз-и-два! Веселые ножки… Раз-
два! Вперед и вперед.
После записи текста учитель предлагает вернуться на с. 6 и с помощью таблицы ответить на вопрос, чем отличаются окончания существительных I скл. Р.п от окончаний Д.п. и П.п.
IV. С. 31–32. Упражнение 29.
IV.1.
Дети списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы. Перед словами с
орфограммами в скобках пишут проверочные или опорные слова: Скину (тесен) тесные
(сапожный) сапожки И (штанишек) штанишки засучу.
По ( канаве) (по земле) канавке вдоль (дорожный) (вдоль земли) дорожки С
визгом рысью поскачу...
И так далее.
IV.2.
После записи всего стихотворения ученики находят в первом четверостишии
существительные с чередованием согласных в корне и выполняют задание:
сапожки, сапожок ← сапог/+ ок + ; дорожка
← дорог/+ к + а.
IV. 3.
Затем дети выписывают подчеркнутое слово в начальной форме: поливалка;
определяют, что это имя существительное, подбирают и записывают рядом родственный глагол – поливать. Можно сделать вывод, что глагол поливать дал жизнь слову поливалка.
V. С. 32–33. Упражнение 30.
Цель этого упражнения – повторить орфограмму непроизносимый согласный в корне слова≫ и продолжить формирование навыка правописания безударных падежных окончаний существительных.
V. 1.
Из первой части дети выписывают следующие слова: красный – красен; прекрасно – прекрасен; ясно – ясен.
V.2.
Затем записывают первое предложение и разбирают его по членам предложения: в
стѐкла (обстоятельство) смотрит (сказуемое) месяц (подлежащее) красный (определение).
V.3.
Из второй части выписывают словосочетания:
не спустился (из кого? из чего? откуда?) из печки (I скл., ед.ч., Р.п.); не спустился (на ком? на чем?) на тесемке (I скл., ед.ч., П.п.).
VI.С. 33–34. Упражнение 31.
Цель данного стихотворения – научить детей видеть и исправлять ошибки в произношении слов. Возможно, учеников рассмешит, как произносит слова герой этого стихотворения. Учитель может предложить исправить ошибки Пети сначала устно, а
затем письменно. В исправленном виде слова будут записаны так: магазин, стаканы, свѐклу; директор, сечѐт, печѐт.
VII. С. 34. Плакат Летучей Мыши ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! . После выполнения упражнения 31 дети знакомятся с текстом плаката. Данный плакат составлен с целью научить детей правильно произносить слова с буквой Г в середине.
VII.1.
Учащиеся произносят вслух слова: сине[в]о, е[в]о, но[г]а, се[в]одня.
VII.2.
Дети отвечают на вопрос плаката: на месте выделенных букв в словах произносятся разные звуки – [в] и [г]. Лишнее слово здесь – нога, так как только в нем буква Г обозначает звук [г].
VIII. Домашнее задание:
Упражнение 20: завершить выполнение заданий к тексту, которые не выполняли в классе (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.21).
IX. Рефлексия.