Урок математики 1 класс Многоугольники и четырехугольники
Гайдай Ю.В., учитель начальных классов,
1 квалификационная категория.
1 класс УУД
Тема: Многоугольники и четырехугольники
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: нахождению и распознаванию многоугольников и четырехугольников, сравнению геометрических фигур.
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «многоугольник», «четырехугольник», «прямоугольник», «квадрат»;
2. установление опытным путем числа вершин у четырехугольника, выделение из множества четырехугольников прямоугольников и квадратов;
3. сравнение геометрических фигур “на глаз”, путем наложения.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
-формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
-формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
-формировать умение работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Предметные:
- уметь использовать в речи термины: «многоугольник», «четырехугольник», «квадрат», «прямоугольник»;
Ход урока
Орг. момент
Подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимные приветствия учителя и учеников; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).
Психологический настрой учащихся;
Обеспечение нормальной обстановки в классе. Организация внимания всех учащихся.
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи!
- Посмотрите, все ли учебные принадлежности приготовлены к уроку?
II. Мотивация к учебной деятельности
Определение учащимися темы и целей урока (по вопросам учителя)
-17145819151
2
3
4
5
6
12
8
9
10
11
13
7
001
2
3
4
5
6
12
8
9
10
11
13
7
- Ребята, что изображено на доске? (геометрические фигуры)
- Достаньте из конвертов свои геометрические фигуры. Посмотрите на них внимательно и скажите каяк их можно назвать одним словом? (многоугольники)
- А как вы думаете, что такое многоугольник? (Многоугольник – это геометрическая фигура, состоящая из замкнутой ломаной и внутренней области)
- Кто из вас догадался о чем бы будем говорить на уроке? (о многоугольниках)
Тема нашего урока: Многоугольники. Четырехугольники.
- Попробуйте определить цель нашего урока. Предположите чем именно мы будем заниматься?
- Молодцы. Мы сегодня познакомимся с различными многоугольниками, научимся правильно их называть.
III. Актуализация знаний.
- Выберите из предложенных многоугольников те, у которых наименьшее количество сторон, углов и вершин. Напишите номера таких многоугольников на планшете. (3,6,9)
- Как называются эти фигуры? На ваш взгляд, почему их так назвали, треугольники? (три угла, три вершины, три стороны) Главное число три. Уберите треугольники в конверт.
6432552603503
3
19157952241559
009
36752153089416
6
Найдите такие многоугольники, у которых сторон, вершин и углов на 2 больше, чем у треугольника. Запишите номера данных фигур на планшете. (7,10,8)
2900680590558
8
13550901524007
7
- По вашему мнению, как они называются? (пятиугольники) Почему? (5 углов, 5 сторон, 5 вершин) Уберите пятиугольники в конверт.
398748334417013
13
- Ребята, посмотрите внимательно на оставшиеся фигуры, что у них общего? (4 угла,4 стороны,4 вершины)
2844165933455
5
1175385952502
2
577852254251
1
2106930311154
4
274701010096512
12
64325510541011
11
А как, на ваш взгляд, называются такие многоугольники? (четырехугольники)
Хорошо. Выберите такие четырехугольники, у которых есть хотя бы один прямой угол. Запишите номера четырехугольников с прямыми углами на планшете. (1,2,4,13)
- С помощью какого инструмента можно узнать есть ли прямой угол в четырехугольнике? (угольник, линейка)
- Молодцы, а есть ли среди них такие четырехугольники, у которых все углы прямые. ( да) Напишите на планшете их номера. (1,2,4) Оставшиеся многоугольники сложите в конверт.
- Как такие фигуры называются? (прямоугольники) Верно. Подскажите мне, какую фигуру можно назвать прямоугольником? (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые) Посмотрите все ли фигуры одинаковые? (нет) Чем отличаются? (длина сторон)
- Положите перед собой фигуру №4. Как она называется? (квадрат) А почему это квадрат?
( все стороны равны) А квадрат - это прямоугольником? Почему? (у квадрата тоже все углы прямые)
- А как вы думаете, можно ли прямоугольник назвать квадратом? ( Нет. Так как у квадрата - все стороны равны, а у прямоугольника не равны).- Какие вы молодцы, хорошо поработали устно, а теперь давайте проверим справитесь ли вы самостоятельно со сложным заданием.
Для этого уберите в конверт все фигуры и откройте тетрадь для самостоятельных работ на странице 91(№2)
IV. Первичное закрепление
- Откройте тетрадь для самостоятельных работ на странице 91(№2)
- Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать? (построить четырехугольник, длины двух противоположных сторон которого 5 см и 3 см) Кто может показать на доске противоположные стороны четырехугольника. Молодцы! Какие инструменты нам понадобятся, что бы строить данную фигуру. (карандаш и линейка) Выполняйте задание.
- Прочитайте следующее задание. Постройте четырехугольник, длины двух соседних сторон которого 5 см и 3 см. Кто может показать на доске соседние стороны четырехугольника? Выполняйте.
- Скажите, какие фигуры у вас получились? Одинаковые ли они? (нет) Как называется вторая фигура? (прямоугольник)
- Проверьте, верно ли вы выполнили задание (сличение с образцом на доске). Оцените свою работу. (заполнение оценочных листов)
Приступаем к №1. Рассмотрите геометрические фигуры. Отметьте многоугольники ν. Сколько многоугольников у вас получилось? (9) Заштрихуйте четырехугольники?
- Сколько четырехугольников вы заштриховали? (5) есть ли среди них квадрат? Измерьте и докажите что данная фигура квадрат.
- Проверьте выполнение задания, оцените себя. (сличение с образцом и заполнение оценочных листов)
V. Физ. минутка
VI. Практическая работа в парах
Откройте конверт, какие фигуры в нем находятся? Как они называются?
Скажите, есть ли среди них одинаковые прямоугольники? (да: №2, №3)
А как вы узнали? ( Видно) Молодцы, в математике такой способ сравнения фигур называется определение на глаз.
23361652603500270510133350039484301651000
1325245165101
001
2497455273052
002
4126230850903
003
Достаньте прямоугольники красного и зелёного цвета. Как вы думаете это одинаковые фигуры? (да, нет) Хорошо посмотрите, можно ли на глаз определить
точно. Как быть, давайте проверим? Что мы сделали? Наложили один прямоугольник на другой. За красным прямоугольником, зеленый не виден, а за зеленым, красный виден. Какой сделаем вывод? Что красная фигура, больше зелёной. Такой способ сравнения в математике называется наложение.
305371516510004724401651000
Оказывается не всегда можно определить на глаз (только приблизительно), более точный способ наложение фигур.
Посчитайте количество прямоугольников? (9)
Количество квадратов? (3)
Есть ли равные прямоугольники?
Есть ли равные квадраты?
Докажите. Как это можно сделать? (на глаз, а точно проверить с помощью наложения фигур) Разрежьте фигуру по линиями и докажите, что квадраты не равны, а прямоугольники равны. С помощью какого математического приема мы это сделаем?
16465558255000( наложения)
VII. Работа с материалом учебником с. 43 №4
Найди башню построенную только из четырехугольников.
(устные высказывания)
VIII. Создание своего мини-проекта из многоугольников
Создайте свой проект башни, используя только четырехугольники.
Подарите свои работы соседу по парте.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за…
С каким настроением заканчиваем урок?
VI. Итог.
-Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы её? Личностные
-настроить на работу;
-организация рабочего места.
Регулятивные
-целеполагание;
-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.
Коммуникативные
-владение диалоги ческой речью.
Личностные
-моторное восприятие.
Познавательные
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-упорядочивание;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные
-высказывание своих мыслей.
Коммуникативные
-работа в паре;
-контроль оценки и действий партнёра;
-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Метопредметные-сравнение фигур.
Регулятивные
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем.
Коммуникативные
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью.
Личностные
-смена деятельности (выходят к доске)
-зрительное восприятие
Коммуникативные
-принятие решения;
-владение монологической и диалогической речью.
Регулятивные
-оценка деятельности самого себя.
Коммуникативные
-контроль оценки и действий партнёра;
-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные
-сотрудничество с товарищем;
-самооценка;
-аргументирование своего мнения.
Регулятивные
-самоконтроль
Познавательные
-контроль и оценка процессов результата деятельности.
Личностные
-подведение итога урока;
-самооценка критериев успешности.
Коммуникативные.
-выражение своих мыслей;
-использование критериев для обоснования суждений.
Регулятивные
-оценивание.