Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему Сложносочиненные предложения (9 класс)


Тема: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРДЛОЖЕНИЯ
Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Цель: обобщить и привести в систему имеющиеся знания о сложносочиненных предложениях; помочь учащимся выявить и устранить пробелы в знаниях по теме; продолжить подготовку к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи:
Образовательные
Научиться опознавать сложносочиненные предложения, определять их вид;
Закрепить орфографические и пунктуационные знания;
Сформировать навыки выразительного чтения;
Познакомиться с методикой подготовки к ЕГЭ;
Обогатить словарный запас и расширить кругозор.
Воспитательные
Воспитывать чувство любви к малой Родине, к русской литературе, к родной природе, родному языку через использование высокохудожественных текстов
Развивающие
Развитие речевой и мыслительной деятельности;
Развитие интеллекта через заучивание терминов;
Развитие навыков самоорганизации;
Развитие воли через задание посильной сложности;
Развитие эмоций.
Оборудование: тест «Сложноподчиненные предложения», таблицы для терминологического диктанта, листы с «осколками» стихотворения А.Ахматовой для проведения динамической паузы, текст В.Ганичева для отработки части В, текст Л.Толстого для подведения итогов урока, компьютер и проектор для показа слайдов, экран.
Концепция урока
Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и мышления обучающихся. Одной из актуальных проблем для сегодняшнего учителя является подготовка выпускников к ЕГЭ. Учитывая данные трудности, был составлен сценарий урока в 11 классе по теме «Сложносочиненные предложения».
В данном классе оказалась значительной необходимость в повторении изученного по теме и в подготовке к экзамену, поэтому в структуру урока включены все необходимые этапы для систематизации и обобщения изученного ранее.
Проверка домашнего задания проводится в форме выборочного диктанта и теста с дальнейшим анализом результатов, что не только настроит учащихся на дальнейшее восприятие темы, но и позволит выявить пробелы. Показ слайдов позволяет интенсифицировать учебный процесс и облегчит работу учителя в течение урока.
Для закрепления теоретических сведений по теме целесообразно провести орфографический терминологический диктант. Практика прежних лет показала, что при сдаче ЕГЭ школьники часто совершают орфографические ошибки в написании терминов в части «В».
Необходимо помнить о здоровьесбережении на каждом уроке, для этой цели разработана тематическая динамическая пауза, где происходит смена вида деятельности, но продолжается поступление информации по изучаемой теме.
Для выполнения цели и задач урока используется работа с текстом. Задания к данному тексту приближены к части «В» ЕГЭ.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При составлении данного сценария использованы фрагменты художественных произведений русских поэтов и писателей, русские пословицы.
Работа на данном уроке русского языка и последующих направлена на выполнение главной цели: подготовить выпускников к успешной сдаче государственного экзамена, - поэтому домашнее задание приближено по требованиям к части «С» ЕГЭ. Ход урока.
Вступительное слово учителя.

– Окружающий нас физический мир, все вещества, предметы - всё состоит из мельчайших элементарных частиц. Это доказано современной наукой. В языке происходит то же: слова состоят из ЗВУКОВ (а при написании – из БУКВ); звуки объединяются друг с другом, и появляются МОРФЕМЫ – это наименьшие значимые части слова. Из морфем состоят СЛОВА. Из слов строятся СЛОВОСОЧЕТАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ: простые и сложные.
Вот о предложении и пойдет сегодня речь на уроке, о сложносочиненном предложении. Мы будем тренироваться опознавать сложносочиненные предложения в тексте, определять их вид, а также продолжим подготовку к ЕГЭ. Запишем в рабочую тетрадь дату урока и его тему.
Мы знаем, что по количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, последние в свою очередь делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. ( Слайд 2)
- В чём различие этих предложений?
Этот урок мы посвятим СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМ предложениям. ( Слайд 3)
Подготовка к восприятию материала урока.

– Перед вами 7 предложений, запишите их номера в 2 столбца, расположив слева сложносочиненные, справа – остальные (знаки препинания не расставлены). ( Слайд 4)
1.Сад был густ и по сторонам главной аллеи находилось множество скрытых аллей.
2.Окна начинались от самого пола а рамы были широки и круглы и состояли из мелких стекол.
3.Мачта дрожала и хлестал и трепался на ней красно-белый флаг.
4. Мы поехали к отелю и вскоре остановились у заросшего гибискусом сада.
5.Вернулся я когда на востоке уже белело.
6.Прохор взглянул назад сизый дым от костра совсем близко.
7.Ночь была темная и по небу двигались толстые пласты тяжелых туч.
– Проверим результаты нашей работы. На экране правильные ответы. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища на оценку, распишитесь.
( Слайд 5)
- У кого в столбце ответ неверный? Где именно?
III. Проверка теоретического блока, изученного дома, и умения работать с тестом.
– Дома вы изучили теорию вопроса, пользуясь материалом учебника. Насколько хорошо усвоен материал, поможет проверить тест «Сложносочиненные предложения».
Перед вами тест с 9 заданиями. В части «А» ЕГЭ вам предстоит поставить знак «Х» в клетку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. Здесь в листе теста даны 3 варианта ответа, из которых 1 правильный (знаки препинания не поставлены). (Слайд 6)
1. За окном сияли большие рыхлые облака и что-то журчало капало.
простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.

2. Океан резко замер и рокочет тихо и вкрадчиво.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
3. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами.

1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
4. Все лица нахмурились и в тишине слышалось сердитое покашливание Кутузова.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
5.Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
6. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
7. Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
8. Оса, описав еще один круг, улетела и он долго провожал её глазами.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
9. Полусгнившая терраса с колоннами выходит в сад и от неё тянется дорожка.
1) простое предложение, перед союзом и не нужно запятой;
2)сложное предложение, перед союзом и нужна запятая;
3)сложное предложение, перед союзом и не нужно запятой.
– Поменяйтесь тетрадями и оцените друг друга, правильные ответы и критерии оценки вы видите на экране. Выясним, где было труднее всего, проанализируем эти моменты письменно. (Слайд 7)
IV. Работа над теоретическим блоком темы.
А сейчас проведём небольшой терминологический орфографический диктант. Нужно будет вспомнить, какие союзы используются в сложносочиненных предложениях. Перед вами таблица под таким же названием. При выполнении части «В» на ЕГЭ ответы тоже будут записываться словами или цифрами, как и сейчас на уроке в отдельный бланк, каждую букву пишем в отдельную клетку, если в ответе есть знак, то его также помещаем в отдельную клетку. Я задаю вопрос, вы на него отвечаете словами на бланке.
Назовите и запишите группы сочинительных союзов, ...
* соединительные
* разделительные
* противительные

(Слайд 8)
1. В ССП простые предложения, объединяющие различные явления, происходящие одновременно или последовательно, соединяются … союзами.
Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки.

(Слайд 9)
2. В ССП простые предложения , указывающие на такие явления, которые чередуются или одно исключает другое, соединяются … союзами.
На Пересыпи не то что-то горело, не то всходила луна.
(Слайд 10)
3. В ССП с … союзами одно явление противопоставлено другому.
Гроза была сзади, над лесом, а тут сияло солнце.
– Перед вами на доске правильные ответы, проверьте и оцените сделанное по 5-тибалльной системе самостоятельно.
В чем были трудности?
V. Тематическая динамическая пауза.
Прервем наш труд на несколько минут. На партах перед вами лежат отдельные слова и выражения. Это строки одного стихотворения русского поэта. Возьмите каждый свой лист с «осколком», поднимите его. Потянитесь, посмотрите на цвет тех листов, которые подобны вашему, и постарайтесь собрать «осколки» в строфу. Что получилось у ребят с листами белого цвета, розового и синего? Пусть 1 встанет и прочитает 1 строфу, 2, 3. (Слайд 11)

- Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?
- Есть ли в этом стихотворении сложносочиненные предложения? Какие?
Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила.
Как ты можешь ещё дышать?»
Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.
Я, глядя ей в след, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.
А. Ахматова. 1915г.
Муза у Анны Ахматовой – смуглая иностранка, и отношения героини с ней складываются далеко не безоблачно; «Муза ушла…», - пишет Ахматова, земной мир слишком убог для нее, он представляется могилой, где нечем дышать. Чтобы передать свои чувства и показать причинно-следственную связь, поэт использует ССП с соединительным союзом (1строфа), а для противопоставления картин и действий автор использует ССП с противительными союзами (2,3 и 4 строфа).
VI. Работа с текстом, задания к которому приближены к части В.
А сейчас обратите внимание на текст Ганичева, лежащий на парте.
– Прочитаем его выразительно вслух.
(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (З)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15)3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
(По В. Ганичеву)
(Слайд 12)
– Выполните 4 задания на экране. Такие же вас ожидают в части «В» на экзамене. Ответ нужно написать словами или цифрами, как указано в задании. Напоминаю, что каждый знак, букву нужно оформлять в отдельную клетку, а сейчас ответы записываем в тетради в столбец.
1. Из предложения 17 выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
2. Из предложений 15-18 выписать страдательное причастие.
3. Из 15 предложения выписать подчинительное словосочетание со связью согласование.
4. Среди 6-9 предложений найти сложносочиненное предложение с соединительным союзом.
(Ответ заданий 1-3 записать словами, 4 – цифрой).

– После выполнения работы проверим себя, правильные ответы на экране.
(Слайд 13)
- В чем затруднялись? Поставьте «5» , если у вас нет ошибок, остальные запишут на поле тему раздела или орфограмму для устранения пробела в знаниях.
VII. Объяснение домашнего задания.

1.Устранить пробелы по отмеченным темам
2.Повторить проработанный на уроке материал.
3. По тексту Ганичева написать сочинение-рассуждение не менее 150 слов:
- сформулируйте проблемы текста;
- прокомментируйте одну из них;
- сформулируйте позицию автора;
- выскажите свою точку зрения ( привести не менее 2-х аргументов);
- обозначьте сложносочиненные предложения, к какой группе принадлежат союзы в них. (Слайд 14)
VIII. Подведение итогов урока.
Итак, подведем итоги нашей работы:
На какие группы по союзам можно разделить сложносочиненные предложения?
А в тексте Л.Толстого есть сложносочиненные предложения? Назовите их №. (Слайд 15)
(1)Весна долго не открывалась. <…>(2)Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов.(3) Потом вдруг на второй день святой понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь.(4) В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман…
IX. Оценивание работы учащихся.
Оцените степень усвоения темы урока, соберите все оценки свои: за тест, выборочный диктант, терминологическую диктовку, работу с текстом (у кого есть оценка). Выведите оценку урока. Кому что-то осталось непонятым, запишите проблемный вопрос, не разрешенный на уроке.