Презентация по русскому языку на тему Сложносочинённые предложения (9 класс)
Открытый урок
С полей несётся…(управление)В кустах…(грамматическая основа)И с побелевших…(управление)Струится…(согласование).Справка: яблонь сада, нежный аромат, голос стада, малиновки звенят.
С полей несётся голос стада,В кустах малиновки звенят,И с побелевших яблонь садаСтруится нежный аромат. А.А. Фет
Сложносочиненное предложение
Итак, мы будем повторять - сведения о сложном предложении; сочинительные союзы; усваивать - особенности сложносочинённого предложения;- отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;и, наконец, мы будем учиться - отличать сложносочинённые предложения от других предложений;- правильно ставить знаки в ССП
(1)Осень- следующее за летом одно из времен года. (2)Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет, и холодный туман на полях целый день неподвижно белеет. (3)Наступление осени обусловлено наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты и поворотам Земли к Солнцу Южным полушарием с 23 сентября по 21-22 декабря. (4)Ближний лес затихает , и в нем показались повсюду просветы, и красив он в уборе своем, золотистой листвою одетой. (5)Астрономическая длительность осени – 89 суток.
Осень- следующее за летом одно из времен года. Наступление осени обусловлено наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты и поворотам Земли к Солнцу Южным полушарием с 23 сентября по 21-22 декабря. Астрономическая длительность осени – 89 суток.
Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет,И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает ,и в нем Показались повсюду просветы,И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетой. И.А.Бунин.
Иван Алексеевич Бунин, русский писатель , почетный академик Петербургской Академии Наук. Родился в 1870 году. Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 году навсегда покинул Россию. Бунин прожил долгую жизнь, и умер 8 ноября 1953 году в Париже.
{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA} СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоят из двух или нескольких простых предложений СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ (БСП) СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ (ССП) СЛОЖНОПОДЧИНННОЕ (СПП)ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗЫВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ИНТОНАЦИЕЙ И СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ: Прозвенел звонок, и дети сели за парты. [ = -], и [-=]ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗЫВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ИНТОНАЦИЕЙ, ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ ИЛИ СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ: Когда прозвенел звонок, дети сели за парты. ( Когда=-), [-=]ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗЫВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ИНТОНАЦИЕЙ: Прозвенел звонок, дети сели за парты. [ =-], [-=]
{775DCB02-9BB8-47FD-8907-85C794F793BA} ГРУППЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙс соединительными союзами:с разделительными союзами:с противительными союзами:и,да (=и),ни…ни,тоже,также,не только – но и,как – так иодновременные или следующие друг за другом явленияНи ветра на земле, ни туч на бледном своде.то…то,или (иль),либо,не то…не то,то ли…то личередование или выбор явленийНе то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.а, но,да (=но),однако,зато,же,только (= но)противопоставление явленийУраган прошел, однако связи с городом еще не было.
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)2. Начертите схемы предложений. (2 балла за каждое предложение)
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову. 5. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
1. То [ = - ] , то [ = - ]. 2. Ни [ - = ] , ни [ = ]. 3. Не только [ - = ] , но и [ - = ].4. Либо [ - = ] , либо [ - = ].5. [= - ] и [= - ]. 6. [ - = ] , зато [ - = ].
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
r
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияЧасти сложносочиненного предложения разделяются запятой.
В сложносочиненном предложении запятая не ставится:1. Если его части объединены общим второстепенным членом. Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.2. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Это кто такие и что им надобно? Как хороша эта девушка и как она умна! Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
1.То светило солнце, то шел дождь. (1балл)2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны.(2 балла)3.Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
ТЕСТ
1. Найдите сложное предложениеА. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союзА. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятаяА. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибкаА. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены)А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
ВзаимоконтрольВ 5- 5Б 4- 4Б 3- 3Б 1,2- 0Б
Мой результат –моя оценкаСумма ваших баллов за урок?«5» - 22 -26 баллов«4» - 17-21 балл«3» - 12-16 баллов
Составьте небольшой рассказ, используя как можно больше ССП с разными видами союзов, по желанию составьте к ним схемы. Домашняя работа.
Спасибо за урок !