«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (11 класс)
11 класс
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с придаточными определительными;
формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;
закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточными определительными;
формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно и необходимо), конструировать СПП с придаточными определительными.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Работа у доски,слайд с таблицей
- Соедините стрелками части рассыпанного текста.
Простые предложения -
это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения -
это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые предложения -
это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые предложения -
это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные предложения -
это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
-А теперь я хочу проверить, как вы усвоили теоретический материал по теме «СПП».
На каждой парте лежит распечатка, прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.
Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
Придаточное предложение всегда стоит после главного.
Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
Части сложноподчиненного предложения равноправны.
Союзное слово не является членом предложения.
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.
Ответ: 10100111.
-Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения.
-Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
-Ребята, какие виды придаточных вы знаете? Как определить вид придаточного? (по вопросу и по союзу или союзному слову)
А теперь переходим к изучению СПП с придаточными определительными.
3. Тема урока:
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
- Раскройте смысл выражения «определительное придаточное».(С.И.Ожегов «Определение – объяснение, раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего- нибудь».Следовательно, определительные придаточные – это такие придаточные, которые раскрывают смысл чего-то).- Верно ли это? Рассмотрим на примерах.
На столе лежала книга, которая была открыта на последней странице.
4. Объяснение
Мы должны отметить, что общего в этих придаточных предложениях.- Где стоят придаточные определительные по отношению к главному? (Все придаточные определительные стоят после главного предложения или внутри него).- К чему относятся? (Относятся к существительному в главном предложении).- На какие вопросы отвечают? (Отвечают на вопросы определений).- Чем присоединяются к главному? ( Союзными словами).- Есть ли указательные слова? ( Не во всех главных предложениях есть указательные слова)- Возможна ли перестановка придаточных? ( Перестановка придаточных невозможна)
Учитель:
Сделайте вывод в виде таблицы, схемы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Упражнение 183.
Единственное число
муж.
род
Рассказ (какой?) , который мы прочитали в журнале,был коротким,но интересным.
жен.
род
Повесть (какая?) , которая появилась в журнале,была небольшой,но интересной.
сред.
род
Стихотворение (какое?) , которое появилось в газете,посвящалось детскому празднику.
1. Дом , в котором нет книг, подобен телу без души.
2. Есть книги, которые переходят от поколения к поколению.
3. Книги, которые были изданы русским первопечатником Иваном Федоровым, хранятся в Москве, в Российской библиотеке.
5. Самостоятельная работа
1 группа: Прочитать текст.Озаглавить его.Составить план к тексту.
Чему учат книги?
Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя: Как же он будет учиться, если он слепой? Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, объяснил учитель. Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное. Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца. В этот момент слепой мальчик закричал: Нашему учителю плохо, срочно нужен врач. Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу. Как ты узнал, что учителю плохо? удивились дети. У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял. Разве ты видишь? спросил один мальчик. Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома. Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? изумился Антуан. Меня книги научили чувствовать, объяснил слепой мальчик. Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».
2 группа: Предложения с причастным оборотом переделать в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.[В воздухе чувствовался
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ], (который плывет с далеких полей).
Упражнение 186.Допишите окончания союзного слова который.
6.Домашнее задание
Знать определение СПП с придаточным определительным.
1 уровень. Упр. 187.
2 уровень. Составить 2 СПП с придаточными определительными, составить схемы
3 уровень. Упр. 188.
7.Комментирование оценок.
15