Рабочая программа по информатике 6 класс, по учебнику Л.Л.Босовой, по ФГОС
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и утверждено Введено в действие
на заседании педагогического совета Протокол №______
Протокол №_____ от « » ______________2014г.
от « » августа 2014г Директор школы:
Председатель _________Р.В.Бабичева ________________П.И.Сасин
Рабочая программа
по информатике
Класс:6
Количество часов в год: 35
Планирование составлено на основе программы: Босова Л.Л. Программа по информатике и ИКТ на базовом уровне (6 класс).
Составитель: Склемина Наталья Николаевна
Вишнево, 2014г
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Цели:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год).
Формы организации учебного процесса
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» - с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.
Контрольная работа на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6 класса представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбрали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцент с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течении учебного года или даже несколько лет обучения.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерный практикум).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Тематические и итоговые контрольные работы
Тематика
Вид
Форма
1
Объекты и системы
Тематический контроль
Интерактивное тестирование
2
Информационное моделирование
Тематический контроль
Интерактивное тестирование
3
Информационное моделирование
Тематический контроль
Контрольная работа
4
Алгоритмика
Тематический контроль
Контрольная работа
5
Презентация
Итоговый мини-проект
Творческая работа
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Объекты и системы (9 часов)
Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1 на тему Объекты и системы»
2.Информационное моделирование (15 часов)
Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления. Модели объектов. Информационные модели. Логические задачи. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Схемы.
Контрольная работа №2 на тему «Информационное моделирование».
3.Элементы алгоритмизации (9 часов)
Алгоритм. Исполнитель. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Управление исполнителями Чертежник.
Контрольная работа №3 на тему Элементы алгоритмизации».
4.Повторение (1 час)
Компьютерный практикум
Работа 1. Работаем с основными объектами операционной системы
Работа 2. Работаем с объектами файловой системы
Работа 3. Повторяем возможности графического редактора инструмента создания графических объектов
Работа 4. Повторяем возможности текстового процессора инструмента создания текстовых объектов.
Работа 5. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора
Работа 6. Создаём компьютерные документы
Работа 7. Конструируем и исследуем графические объекты
Работа 8. Создаём графические модели
Работа 9. Создаём словесные модели
Работа 10. Создаём многоуровневые списки
Работа 11. Создаём табличные модели
Работа 12. Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре
Работа 13. Создаём информационные модели диаграммы и графики
Работа 14. Создаём информационные модели схемы, графы и деревья
Работа 15. Создаём линейную презентацию
Работа 16. Создаём презентацию с гиперссылками
Работа 17. Создаём циклическую презентацию
Работа 18. Выполняем итоговый проект
Темы проектов
В мире компьютерных объектов
В мире компьютерных моделей
Путешествие по стране АЛГОРИТМИКА (РОБОТЛАНДИЯ)
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; жизненные
приводить простые примеры передачи, хранения и обработки информации и деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их обратного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к полученной информации за счет ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувств личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасности эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.:
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включенными: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувствительной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранении я, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессов; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения визуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основными продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникативных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I полугодие
ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. Практическая работа №1 «Работа с основными объектами операционной системы». Компьютерные объекты. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». Отношения объектов и их множеств. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора». Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора». Системы объектов. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». Персональный компьютер как система. Проект. Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы». Понятие как форма мышления. Проект «Конструирование и исследование графических объектов». Информационное моделирование. Проект «Создание графической модели».
II полугодие
Знаковые информационные модели. Проект «Создание словесной модели». Табличные информационные модели. Проект «Создание табличной модели». Практическая работа №12 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре». Графики и диаграммы. Проект «Создание информационной модели». Схемы. Проект «Создание информационной модели». Алгоритм. Исполнители алгоритма. Типы алгоритмов. Управлением исполнителем Чертежник. Управлением исполнителем Чертежник. Практическая работа №15 «Создание линейной презентации». Практическая работа №16 «Создание презентации с гиперссылками». Практическая работа №17 «Создание циклической презентации». Итоговый проект
«Мой инструмент-компьютер». Резерв.
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Коли-чество
часов
Дата проведения
Приме-чание
Обору-дование
По плану
Факти-ческая
1.
ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.
1
2.
Компьютерные объекты. Практическая работа №1 «Работа с основными объектами операционной системы».
1
3.
Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
1
4.
Отношения объектов и их множеств. Отношение является элементами множества. Отношения между множествами.
1
5.
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».
1
6.
Разновидности объектов и их классификация.
1
7.
Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора».
1
8.
Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы.
1
9.
Система и окружающая среда. система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
1
10.
Персональный компьютер как система. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
1
11.
Контрольная работа №1 на тему «Объект и их имена».
Как мы познаем окружающий мир. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» (продолжение).
1
12.
Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструирование и исследование графических объектов».
1
13.
Определеие понятия. Практическая работа №7 «Конструирование и исследование графических объектов».
1
14.
Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создание графической модели».
1
15.
Словесные информационные модели. Словесные описания. Практическая работа №9 «Создание словесной модели».
1
16.
Словесные информационные модели. математические модели. Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
1
17.
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».
1
18.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислмительные таблицы. Практическая работа №12 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре».
1
19.
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – графики и диаграммы».
1
20.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №13 «Создаем модели – графики и диаграммы» (продолжение).
1
21.
Многообразие схем. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – графы, схемы, деревья» (продолжение).
1
22.
Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
1
23.
Контрольная работа №2 на тему «Информационное моделирование».
Алгоритм. Исполнители алгоритма.
1
24.
Что такое алгоритм.
1
25.
Исполнители вокруг нас.
1
26.
Формы записи алгоритмов.
1
27.
Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».
1
28.
алгоритмы
1
29.
1
30.
Контрольная работа №3 на тему Элементы алгоритмизации».
1
31.
Практическая работа №15 «Создание линейной презентации».
1
32.
Практическая работа №16 «Создание презентации с гиперссылками».
1
33.
Практическая работа №17 «Создание циклической презентации».
1
34.
Итоговый проект
«Мой инструмент-компьютер».
1
35
Резерв
1
7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплекс
1.Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
2.Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
3.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классах: -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,2010.
4.Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5..Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
6.Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) /
7.Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике в 5-7 классах // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». 2007. № 6.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Комплект плакатов и методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
15