Сценарий классного часа на тему Дружба и товарищество — основа кадетского братства


Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Севастопольское президентское кадетское училище»

Учебный курс 5-х классов
УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель 1 курса
______________ А.Ю Халевин
«12» сентября 2015 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого мероприятия

Тема:
«Дружба и товарищество-
основа кадетского братства»

Разработка: воспитатель 5-А класса
Лаврушкина Е.В.
Севастополь
2015 г.
Цель: 
Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества, как основу кадетского братства.
Приобщать к традициям училища.
Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка.
Сформировать понятие о дружбе, товарищеских взаимоотношениях в армейских условиях.
Прививать навыки вопреки личным убеждениям и привычкам на первое место поставить общие интересы, защиту Отечества и подготовку к ней.
Прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Воспитывать патриотизм, любовь к своему классу, курсу, училищу.
Воспитывать культуру чувств.
Место проведения: читальный зал библиотеки.
Материально-техническое оснащение:
проектор;
экран;
компьютер;
реквизит для игр.
Форма проведения: информационно-игровая.
План мероприятия.
Вступление.
Дискуссия.
Дискуссия между классами о понятиях дружба, товарищество. Определение качеств, необходимых для вступления в кадетское братство. Что объединяет кадет.
Основная часть: презентация. Использование наглядного материала для ознакомления с кадетством и основными понятиями дружбы и товарищества. Игры.
Классы объединяются в смешанные группы.
Физкультминутка (мимическая пауза)
Заключительный этап. Рефлексия.
Ход мероприятия.
Вступление.
- Приветственное слово воспитателя.
- Ознакомление с планом работы. Мотив. (слайд 1)
Уважаемые воспитанники! Сегодня мы проводим открытое мероприятие, и мы вместе прикоснёмся к этике человеческих отношений. А также ответим на вопросы: что такое дружба? Кто может называться другом? Что такое товарищество? Почему необходимо вырабатывать в себе определенные качества, чтобы достойно носить гордое звание кадет? Что является основой кадетского братства? Что объединяет всех кадет? И непременно поиграем.
Приветствуем наших гостей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дискуссия.
Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.
У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Воспитатель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые хорошо понимают смысл слова «друг». Некоторые употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?
А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите… приятель.
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
Воспитатель: Мы уже много раз говорили о том, кто такие кадеты? Кадет-до революции это воспитанник кадетского корпуса- закрытого среднего военно–учебного заведения для мальчиков (дворянских и офицерских детей), готовящихся к офицерской службе. Такая система подготовки национальной элиты имела ряд отличительных черт: она воспитывала будущих государственных деятелей с детства, воспитывала в вере и нравственной строгости, образование носило широкий гуманитарный характер и развивало ответственность, способность принимать решения и быть лидером, а также несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. В 2007 г. создана всероссийская организация «Российское кадетское братство».
Основная часть: презентация. Использование наглядного материала для ознакомления с кадетством и основными понятиями дружбы и товарищества. Игры.
Кадеты читают стихотворение «Клятва кадет».
Автор- преподаватель математики Е.В. Олькиницкая.
Еще вчера мы были детвора.
Ребята севастопольской прописки.
А нынче повзрослеть пришла пора,
Кадетства  начиная путь неблизкий.
Мы стали старше, строже, и еще
Мы друг за друга постоим горою!
Вот, друг, тебе надёжное плечо,
И спину я всегда тебе прикрою!
Вперёд пойдём дорогами отцов,
И пусть гордиться нами будут  деды…
Нахимов, Грейг, Суворов, Ушаков
Нас поведут под знаменем Победы!
Наш город – белокаменный герой,
Тебя достойны будем каждым вздохом!
Кадета званье нам дано судьбой,
Мы  с ним шагаем в новую эпоху.
К причалам тихо ластится волна,
И замер флот своим могучим строем.
Мы тишиной у вечного огня
Почтим ушедших воинов-героев.
Навеки вместе гордый русский флаг
И Севастополь – славный сын России.
Мы с ним в своих стремленьях и мечтах.
Мы в нем черпаем мужество и силу!
И мы клянемся сердцем и душой
Что будем чести города достойны
В веках прославим Севастополь свой!
Не испугают нас лихие штормы!
Все помнят фильм «Кадетство». Жизнь кадет в суворовском училище, их крепкая дружба, кадетское братство - всё это очень понравилось многим ребятам, которые тоже захотели стать кадетами. Сегодня мы обратились к истокам кадетского братства, узнали, какими были кадеты 200 лет назад. И оказалось, что они были такими, как и современные мальчишки: получали двойки, хулиганили, нарушали режим и дисциплину, мечтали о подвиге. И так же дорожили дружбой и товариществом.
Какие знаменитые фразы великих и известных людей о дружбе и товариществе вы знаете? (обсуждение, слайды.)
Прекрасные ответы.
КОНКУРС 1. Я предлагаю объединиться в три экипажа и нарисовать свой дом. (5 мин.
Пока экипажи занимаются творчеством, мы с вами вспомним песни, в которых поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём.
(Командам предлагается напеть несколько строк из песен в которых встречаются слова о дружбе.)
С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки.
Я иду и пою обо всём хорошем. И улыбку свою я дарю прохожим.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги!
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг. Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
Если с другом вышел в путь - веселей дорога.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий друг.
Обсуждение рисунков.
Мимическая пауза.
– Улыбнитесь друг другу.– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?
– Могут ли руки помочь  подружиться?– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
Конкурс 2: «Закончи пословицу или поговорку» (команды по очереди заканчивают пословицу)
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
- Один за всех (и все за одного).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Гора с горой не сходится, (а человек с человеком сойдутся).
- Друзья познаются (в беде).
- Дружба дружбой, (а служба службой).
КОНКУРС 3.
Воспитатель: Я вновь предлагаю объединиться в экипажи и собрать пазлы с изображением своей боевой машины. (4 мин)
Конкурс 4. «Семицветик. Радуга - дружбы» (2 варианта)
В это время всем остальным участникам нашего мероприятия предстоит немного потрудиться и выполнить аппликацию. На столах лежат кружочек и лепестки на которых написаны разные поступки. Необходимо собрать в цветок так лепестки, чтобы они описывали поступки настоящего друга.

Поступки:
В лицо говорит одно, а за спиной другое.
Всегда придет на помощь.
Отдаст последний кусочек хлеба.
Будет драться за место за партой.
Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.
Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.
Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать тебя.
Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.
Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.
Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать.
Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться.
 Интересно, ребята, а как вы считаете. Какими нравственными качествами должен обладать друг? Давайте попробуем это определить.
(на столе у воспитателя лепестки, на которых напечатаны нравственные качества, дети по одному берут, зачитывают вслух –лепестки с положительными качествами вывешиваются на доску в форме Ромашки)
Доброжелательность
Грубость
Лживость
Терпеливость
Уступчивость
Отзывчивость
Равнодушие
Заботливость
Вредность
Скупость
Честность
Щедрость
Драчливость
Жадность
Бескорыстность
Нетерпимость
Зависть
Тактичность
Ответственность
Льстивость
Подлость
Эгоизм
Хвастовство
Вежливость
Продолжение игр.
Конкурс 5: Напиши «письмо другу» Команды пишут письмо своему другу 4-7 предложений, сообщают о своих успехах, радостях, неприятностях, событиях в жизни. Затем обмениваются письмами и пишут ответ.
Образец письма
Здравствуй дорогой друг! (имя)Как твои дела? Почему не пишешь? У меня все хорошо. Я поступил учиться в кадетское училище. Правда на соревнования не поехал, катался на роликах во дворе и подвернул ногу теперь лежу на диване выздоравливаю! А ты пиши буду очень ждать. Отвечу Сразу.
Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного».
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
Подведение итогов. Победила дружба!
5. Заключительный этап. Рефлексия.
Воспитатель вместе с детьми подводит итог классного часа:
- Что вы сегодня делали на уроке?
- Каковы результаты работы?
- Как вы чувствовали себя во время работы?
- Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?
Все вместе кадеты поют «Гимн кадет».
Заканчивается классный час песней: «Не вешать нос, гардемарины!»