В помощь спортсмену. Питание самбиста.
Подготовка к соревнованиям и участие в нихИтогом определенного периода учебно-тренировочного процессаявляются соревнования.Они определяют подготовленность борца,а следовательно,и позволяют проанализировать проделаннуюработу.На соревновательном этапе тренировки,как правило,маловнимания уделяется изучению новых элементов техники борьбы,за исключением защитных действий.В этот период основнаязадача состоит в том,чтобы совершенствовать ранее изученныеприемы и повышать работоспособность организма.Для начинающих борцов не следует на каждый случайразрабатывать определенную тактическую схему веденияпоединка.Главное,чтобы они с помощью изученных приемовборолись смело и инициативно.По мере накопления спортивного опыта участия в соревнованиях,когда борец вырастет технически и проявит свои индивидуальныеособенности,можно применять в схватках различные тактическиеварианты.Тактически грамотно провести поединок-значит рациональноиспользовать свои возможности для достижения победы в каждойсхватке и в соревнованиях в целом.Трудно дать рекомендациина все ситуации,могущие возникнуть во время соревнованиина ковре,но некоторые практические советы,как тактическиправильно строить план схватки,безусловно,принесут пользумолодым борцам.Борец,обладающий хорошей выносливостью,должен вести схваткув высоком темпе,превышающем возможности противника.Зная,какими захватами и приемами пользуется противник,борец недолжен давать ему этот захват,одновременно пытаясь применятьвыгодный для себя захват.Если противник умело пользуется подсечками,подножками идругими бросками с помощью ног,необходимо бороться в низкойстойке,затрудняя его действия.В схватке с физически сильным противником наиболее эффективнымбудет применение обманных приемов и комбинаций,проведениеатаки в направлении его опорной ноги.Борясь с противником,хорошо технически подготовленным,желательно чаще менятьзахваты,сковывать действия противника,чтобы помешать егоатаке.В данном случае можно выиграть схватку за счет большейвыносливости.Перед выходом спортсмена на ковер тренер должен подбодритьего.Выступать в соревнованиях в полную силу,используя всесвои возможности-дело непростое: нужны опыт,умение правильнораспределить силы в предстоящих схватках.Борцу,чтобы войти вритм соревнований,достаточно посмотреть несколько схваток,затем он может уйти на прогулку.В зал спортсмен должен вернуться не раньше,чем за 2—3 схваткидо своей встречи,провести разминку и подготовиться к выходуна ковер.По окончании схватки ему нужно остаться в зале,посмотреть остальные встречи в своей весовой категории ипосле этого идти отдыхать.Количество соревновании для каждого спортсмена должнобыть строго определенным.Редкое участие в соревнованияхотрицательно сказывается на соревновательном опытеспортсмена,тормозит его спортивный рост.Слишком частыесоревнования утомляют психологически.Особенно этоопасно для молодых и недостаточно тренированныхспортсменов.Вполне достаточно для них 4—6 соревнованийв году,из них 2—3 основных.Практически же борцыучаствуют в 8—9 соревнованиях в году.
Развитие физических качеств борца самбоТренер ни в коем случае не должен упускать из виду такуюважную сторону подготовки борца,как развитие физическихкачеств.Гармоничное развитие качеств,необходимых самбисту-вопрос не менее важный,чем сообщение ему знаний потехнико-тактической подготовке.В первый период необходимо укреплять организм юноши спомощью общеразвивающих упражнений,уделяя большое вниманиемногоборью комплекса ГТО.Известие что лучших результатовдостигают спортсмены,имеющие отличную общую физическуюподготовку.Основные вопросы развития физических качеств начинающихборцов решаются на учебнотренировочных занятиях путемвыполнения упражнений общего воздействия общеразвивающихи специальных упражнений в подготовительной и основнойчасти занятий.Для удобства ведения занятий тренер может применять вподготовительной части различные по форме проведения,ноединые по структуре разминки борцов.
Формы разминок:
1.Фронтальная-все занимающиеся равномерно размещаются наковре лицом к тренеру и выполняют упражнения одновременнос ним или по его команде.При этой форме разминки вместобега применяются различные прыжки.Акробатические упражнениявыполняются одновременно всей группой с одного края коврак другому.2. В движении-все упражнения выполняются группой в движениипо кругу.Необходимо подбирать упражнения для всех групп мышци суставов.3. В парах-все упражнения (беговые и акробатические)выполняются в парах (с заданием на количество раз или подсчет).4. Смешанная-упражнения общего воздействия выполняются вдвижении по кругу,общефизические-на месте (стоя в шеренгеили вокруг ковра),а акробатические-в движении через центрпо 4-6 человек.5. Индивидуальная-выполняется индивидуально каждым членомгруппы (в основном в занятии с тренировочными исоревновательными схватками)В разминку необходимо включать упражнения,способствующиеразвитию двигательных навыков для более легкого овладениятем или иным броском на этом или следующем занятии.Цель разминки-подготовить сердечно-сосудистую и нервнуюсистемы организма к предстоящим нагрузкам,разогреть мышцы исвязки,настроить спортсмена психологически.Разминка,которая проводится во время учебно-тренировочныхзанятий,имеет много общего с разминкой перед соревнованиями,но они имеют и существенные различия,обусловленные режимомработы.В первом случае самбисту после разминки предстоитбольшая работа (1—2 ч.) с переменной интенсивностью.Спортсмену же во время схватки иногда приходится работатьсчитанные минуты,ни на пределе своих возможностей.В связи сэтим разминку на соревнованиях необходимо умело дозировать.Нельзя допускать,чтобы после нее спортсмен ощущал утомление.Положительно влияет на повышение уровня физической подготовкивыполнение домашних заданий.Их содержание в начальный периоднадо обязательно конкретизировать.Нужно включать: работу ног(стандартные упражнения),имитацию изученных бросков с резиной,поясом от куртки,партнером,задания по развитию определенныхгрупп мышц конкретными упражнениями (с количеством раз ивременем выполнения).Кроме того,юноши повседневно должнывыполнять утреннюю зарядку по рекомендованной схеме.
Примерная схема утренней зарядки:
1. Упражнения общего воздействия: потягивания,ходьба,бег (наместе или в движении),прыжки (разные варианты).2. Упражнения для развития гибкости:а) плечевого пояса (круги руками,попеременные движения руквверх и т.п.)б) туловища (наклоны,вращения,повороты)в) тазобедренного сустава,колен,стоп (вращения,выпады,растягивания,маховые движения).Упражнения можно выполнятьиз положений стоя,сидя лежа.3. Упражнения силового характера (по преодоление собственноговеса,с гантелями,тяжестями,резиной,эспандером) для мышц:а) рук и плечевого поясаб) туловищав) ног4. Имитационные упражнения (выпады вперед,в сторону,с поворотомна 90°,180°,имитация бросков индивидуального комплекса).5. Заключительная часть (легкие прыжки,ходьба на месте,упражнения на расслабление).Продолжительность выполнения упражнений дозируетсясамостоятельно,но повторять каждое из них нужно не менеечем 12—16 раз.Комплексная физическая подготовка значительнолучше,чем односторонняя,развивает основные физическиекачества борца.Поэтому тренер должен использовать всесовременные методы и средства развития физических качествсамбистов.Однако уровень общефизического развития самбиста должен бытьоптимальным.Занимаясь различными видами спорта для развитияфизических качеств,борец не должен стремиться к очень высокимрезультатам в них,так как они могут затем в какой-то меретормозить рост его мастерства в самбо.На базе общего уровня подготовки самбист должен повышатьспециальную физическую подготовку,специфичную для борьбысамбо.Лучшим средством в этом случае являются схватки.Степень воздействия различных упражнений на повышениеуровня специальной подготовки самбиста отражена в схемекандидата педагогических наук С. Ф. Ионова.
Тренер должен умело управлять процессом повышенияуровня специальной подготовки самбиста.Если основныеи специальные упражнения применяются главным образомна занятиях и соревнованиях под контролем тренера,тоспециально-вспомогательные и общеразвивающие могутвыполняться спортсменом и самостоятельно.Из всегообъема указанных средств тренер,учитывая индивидуальныеособенности спортсмена,выбирает самые необходимые,помогая ему установить оптимальную дозировку их.В период совершенствования индивидуального комплексабросков максимально возрастает значение упражнений,развивающих те группы мышц,которые участвуют привыполнении этих приемов.Приводим некоторые из таких упражнений:1. Упражнения с резиновым амортизатором: 1) стоя на полу(середина амортизатора под ступнями ног),выполнятьодновременное и поочередное поднимание прямых рук вперед,через стороны,круговые вращения прямыми руками вразличных плоскостях 2) поочередное и одновременноесгибание рук в локтевых суставах,не наклоняя туловища3) наклоны туловища 4) приседания,не сгибая рук.Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизаторприкреплен к рейке),делать одновременное и попеременноевыпрямление рук 1) наклоны вперед,касаясь руками пола2) движения руками как при плавании способами брасс икроль 3) плавательные движения,стоя лицом к гимнастическойстойке 4) отведение рук назад одновременно и поочередно.2. Упражнения с поясом от куртки: изометрические упражненияимитационного характера (выполнять с максимальным усилием.Время выполнения одного усилия не должно превышать 4—6 с).Эти упражнения необходимо чередовать с динамическимиупражнениями и упражнениями на расслабление.3. Упражнения с партнером: 1) развитие групп мышц,преодолеваявес противника-наклоны 2)приседания 3) повороты туловища спартнером на плечах 4) поднимание вверх-назад партнера,висящего на ноге 5)имитационные действия с уступающимсопротивлением партнера 6) броски сопротивляющегося партнераиз начального положения броска 7) развитие гибкостипринудительными действиями партнера-сгибания вперед,назад,всторону,выполнение шпагата и др.4. Упражнения с тяжестями: гири-поднимание на грудь однойили двумя руками: 1) выжимание и толчки одной,двумя руками2) вырывание одной рукой 3) жонглирование двумя гирями4) вращательные движения вокруг головы: поднимание вверхпрямыми руками 5) приседания,держа гирю сзади,у плеча,нагруди 6) наклоны с гирей 7) выжимание двух гирь одновременно,лежа на спине 8) имитация броска через спину с поворотом ибез поворота 9) камни (5-10 кг)-броски двумя руками черезголову,прогнувшись,из-за головы,от груди,справа и слева,махом снизу вперед вверх 10) толчки одной рукой от плеча,двумя от груди 11) штанга (60—90% собственного веса)-толчки12) рывки 13) приседания 14) наклоны 15) повороты туловищасо штангой на плечах 16) выполнение тяжелоатлетическихупражнений (толчок,рывок) с подъемом максимального веса.5.Упражнения на снарядах и без снарядов с преодолениемсобственного веса: из виса на перекладине поднимание иопускание согнутых ног,поднимание ног в угол,до касанияперекладины вверху.Переворот в упор силой 1) передвижения в упоре и висе наруках по жердям параллельных и разновысоких брусьев2) размахивания в упоре на параллельных брусьях,сгибая иразгибая руки 3) размахивания в висе на кольцах.Подтягивание.Подъем силой в упор.Выкруты вперед,назад1)сидя на «козле»,ступни ног под рейкой гимнастическойстенки.Наклоны назад и повороты туловища с касанием поларуками справа и слева.То же с отягощением 2) круговыевращения туловища,сидя на гимнастической скамейке,ступниног под рейкой гимнастической стенки (руки на скамейке,за головой,в руках набивной мяч или гантели) 3) лазаниепо гимнастической стенке при помощи рук и ног произвольнымспособом,на одних руках 4)лазание по канату при помощирук и ног,одних рук (ноги прямые) 5) одних рук,держа ногипод углом 90° 6) стоя боком к скамейке,прыжки черезскамейку,с продвижением вдоль скамейки прыжками на двухногах с наскоком и без наскока на нее; с поворотом на 90°,180° 7) сгибание и разгибание рук в упоре лежа (ноги наполу,на скамейке,на рейке гимнастической стенки) 8) изупора лежа оттолкнуться руками от ковра,сделать хлопокруками 9) два хлопка 10) коснуться руками бедер 11) сделатьхлопок за спиной.6.Акробатические упражнения:1) группировка сидя,в приседе2) перекаты вперед,назад3) кувырки вперед в группировке4) два,три кувырка вперед5) кувырки через голову,через плечо6) кувырок-полет через партнера,стоящего на четвереньках7) кувырок назад8) мост из положения лежа на спине9) мост наклоном назад с помощью партнера и самостоятельно10) полушпагат и шпагат11) стойка на голове,руках12) перевороты в сторону,вперед,назад13) сальто вперед,назадМетодика определения объёма и интенсивности нагрузок борцов
Гантели
Интенсивность и нагрузку на тренировочных занятиях рекомендуетсяпланировать и контролировать по шкале интенсивности (В. И. Сытник,Э. Л. Матвеева), которая на основе показателей частоты сердечныхсокращений после выполненной работы позволяет не только определятьреакцию на нагрузку как показатель подготовки, но и дозироватьобъем, нагрузку и интенсивность работы на занятиях.
Интенсивность работы определяется по частоте пульса в течение10 с. сразу после выполнения упражнения или их серии. Полученныйпоказатель частоты пульса следует перевести в баллы оценкиинтенсивности по вышеприведенной шкале. Физическая нагрузкаоценивается путем умножения объема работы (в минутах) наинтенсивность (в баллах).
Например:
1. Борец выполнял десятиминутную разминку, пульс после этогосоставлял 21 удар в 10 с. По шкале пульс 21 удар в 10 с.оценивается в 2 балла. Нагрузка 2X10 = 20 усл. ед.
2. Упражнения на совершенствование техники выполнялись втечение 8 мин, пульс составил 24 удара за 10 с, интенсивность— 4 балла, нагрузка 8X4 = 32 усл. ед.
Таким образом, вся тренировочная работа, выполненная борцомна занятии, оценивается в условных единицах, которыепоказывают объем нагрузки:
1) минимальная — до 200 усл. ед.,
2) средняя — 200-400 усл. ед.,
3) большая — 400-600 усл. ед.,
4) максимальная — 600-800 усл. ед.
Роль и качества тренера самбоМожет сложиться мнение,что в профессии тренера нет ничегосложного.Выбирай талантливых подростков,регулярно ихтренируй-и можешь ожидать чемпионов,даже олимпийских.Однако от мечты тренера подготовить настоящего мастера доее осуществления большое расстояние.Тяжел и длинен путьот первых ступеней комплекса ГТО до чемпионских медалей.Не все его смогут пройти.Чтобы окончательно определитьспортивную пригодность ученика,потребуется не один год.Многое здесь зависит и от личных качеств тренера.На первом этапе учебно-тренировочной работы с новичкамиглавное-процесс обучения.В этот период следует как можноближе узнать учеников (черты их характера,привычки,интересы,успеваемость в школе),познакомиться с их родителями,домашними условиями.Это облегчит проведение занятий,поможетнайти подход к каждому из учеников,наиболее эффективновоздействовать на них в нужном направлении.На занятиях тренер должен выбирать себе место на ковретаким образом,чтобы была возможность видеть всю группу,подсказать или помочь занимающимся в любой момент.Объяснение материала должно быть четким,кратким.При этомнужно стараться употреблять термины,которые известнызанимающимся,а неизвестные пояснять.На занятиях не следует повышать голос,но за все случаинарушения дисциплины нужно строго наказывать.Обязательное условие на первом этапе тренировки-интересноепроведение занятий.Для этого нужно старательно готовитьсяк каждому уроку,иначе каким бы опытным ни был тренер,онсможет провести без подготовки 10-20 уроков,а затем онистанут похожими один на другой.А когда тренировкистановятся однообразными,значительно ухудшается дисциплина.У ребят исчезает интерес к занятиям,и начинается отсев,причем первыми покидают «скучного» тренера,как правило,лучшие ученики.Тренеру необходимо помнить,что в основе учебной ивоспитательной работы с детьми должен лежать игровойметод,всегда должен присутствовать «эликсир» радости.Известно,с каким нетерпением ожидают юные спортсменыпервых соревнований! Для победителей эти соревнованиястанут стимулом к дальнейшему совершенствованиютехники. А для проигравших? Если неудачи будутповторяться слишком часто,ученики могут потерять верув себя и перестанут ходить на тренировки.Вот почемутренер должен быть особенно внимательным к тем,ктопроиграл.Он должен поддержать их,отметить тоположительное,что было в схватке,убедить,что ещебудут и победы.Тренер должен предвидеть эффект от занятий с каждымучеником.А чтобы ошибок было меньше,ему самому следуетпостоянно учиться,совершенствовать свое мастерство.Какотметил один выдающийся педагог: «Учитель живет,покаон учится».Работая с юношами,тренер должен помнить,что у нихфизическое развитие еще продолжается и моральный обликне сформировался.Это накладывает особую ответственностьна него.Большую роль в воспитании учащихся играетличный пример тренера.Юные спортсмены не способны предвидеть отдаленныерезультаты своего труда,поэтому тренер обязан ставитьперед учениками определенные задачи,которые те должнырешать в небольшие промежутки времени.Кроме того,ондолжен умело подводить их к общей цели.Однако задачидолжны быть посильными,чтобы юноши могли ощутить плодысвоих усилий.Чрезмерно трудные,невыполнимые задачимогут подорвать у юных спортсменов веру в свои силы.Большую работу приходится проделывать тренеру по сплочениюколлектива,развитию у юношей чувства товарищества,взаимопомощи,коллективизма.Создание дружного коллективасодействует более быстрому росту мастерства спортсменов.Все они становятся помощниками тренера.
Подбор начинающих самбистовБорьбой самбо может заниматься каждый практически здоровыймолодой человек независимо от веса и роста.Однако занятиясамбо лучше начинать в юношеском возрасте,т.е. в 10—13 лет(официально разрешено принимать в секции самбо с 10 лет).Дело в том,что такие физические качества,как гибкость,быстрота,ловкость,можно эффективно развивать и довести довысокого уровня совершенства лишь в строго определенномвозрасте.Если это время упущено,то практически уже неудается добиться желаемого.Количество желающих заниматься самбо очень велико,и тренерыделают тщательный отбор,чтобы из 200—300 новичков выбрать20—30 наиболее способных.Универсальных методов отбора длязанятий борьбой самбо нет.Одни тренеры отдают предпочтениесиле,другие-смелости,третьи-ловкости.Бесспорно,очень тяжелонайти подростка,который обладал бы всеми этими качествами.Председатель Болгарской федерации борьбы Р. Петров считает,что борцов готовить очень трудно.Если развивать силу-уменьшается гибкость,развивать выносливость-теряется сила.Все зависит от мастерства тренера.Интересное мнение по этому поводу высказал заслуженный тренерРСФСР Д. М. Моторин: «К «дутикам» (развитым физически ребятам)отношусь настороженно.Выглядят они внушительно,а на поверкувсе оказывается далеко не так.Уверенные в своей силе,они идутнапролом,забывая о технике и тактике.Поэтому я в секциюпринимаю ребят,может,и не очень физически сильных,но с хорошейреакцией,смелых,которые могут противопоставить хитрость,разумный риск».Из этого следует,что отбор по внешнему виду очень часто бываетобманчивым.Любителям спорта хорошо известно имя олимпийскогочемпиона Я. Пункина.Но не многие знают,что когда он приехалвпервые на юношеское первенство страны по классической борьбе,то был на вид такой хилый,что его допустили к участию всоревнованиях только после представления дополнительныхсправок.Большую настойчивость пришлось проявить в юности ивыдающемуся советскому самбисту О. Степанову,чтобы попасть всекцию.Маленький,щупленький паренек долго надоедал тренеру,прежде чем его зачислили в группу.И все-таки некоторые отправные данные для отбора желающихзаниматься самбо существуют.Желающие заниматься в секциидолжны сдать контрольные нормативы,включающие упражнениядля выявления силы,быстроты,координации,гибкости,смелости.Уровень силовой подготовки помогают выявить следующиеупражнения: подтягивание на перекладине,разгибание рук вупоре,приседание на одной ноге,сгибание туловища из положениялежа на спине.Для определения быстроты используют бег на короткие отрезки(15—30 м),ловлю камешка,роняемого напарником из вытянутойвперед руки,и т.п.Координацию движений можно выявить спомощью простейших акробатических упражнений (кувырки вперед,назад,через плечо и др.).Заключение о гибкости можно сделать по степени сгибаниятуловища вперед и назад,выполнению шпагата.Программа длядетско-юношеских спортивных школ предусматривает контрольныенормативы для борцов разного уровня подготовки (приложение 4).Спорт-это трудная работа,это строгое выполнение режима дня,большая самодисциплина и огромное стремление к достижениювысоких спортивных результатов.Для этого,наряду с отличнымифизическими качествами,необходимы: воля,настойчивость,бойцовский характер и преданность своему виду спорта.Главным помощником спортсмена на тернистом пути в большойспорт является тренер.От его личных качеств и значительнойстепени зависят успехи учеников.
Тактические действия борца самбоКаждый борец из всех технических действий,изучаемых впроцессе обучения,выбирает затем наиболее подходящиедля индивидуального арсенала.С помощью тактическихдействий техника борца оформляется в определенныйструктурный каркас атаки в соревновательных схватках.На спортивные результаты борца влияет его способностьпланировать свои действия,варьировать ими в зависимостиот ситуации.Действия борцов в схватках обычно имеют своизакономерности.Поэтому при построении плана схваткикаждый из борцов должен учитывать особенности действийпротивника,основными из которых являются:1) реакция на действия (уступающая или сдерживающая)2) характер действий (агрессивный,пассивный)3) психологическая устойчивость (мобилизация,апатия)4) физическая подготовка (сила,выносливость,гибкость,быстрота)5) техническая подготовка (направление и содержаниеатак)Обучая борцов технике выполнения бросков и приемов,необходимо сообщать им и способы применения этихдействий в различных ситуациях схватки.Тактическиедействия,позволяющие создать благоприятные ситуациидля атаки,условно делятся на три группы:1. Подавление инициативы противника-это действия,которые позволяют создать и использовать превосходствонад противником.Для подавления инициативы противникаиспользуюта) техническую подготовленность,силу,выносливость,быстроту,гибкость,ловкостьб) психологическую настройку-смелость,решительность,выдержку,инициативность.2. Маневрирование-это действия,выполняемые путемсмены захватов или перемещений с целью созданияблагоприятных ситуаций для атаки.3. Маскировка-это действия,обусловливающие реакциюпротивника,которая благоприятствует выполнениюнамеченных задач или усыпляет его бдительность.Среди способов маскировки различают:а) угрозу-вызов противника на защитное действиеб) вызов-создание ситуации для применения противникомопределенного атакующего действия.
Способы маскировки атакующих действий
Угрозы:
-для проведения боковой и передней подсечек 1) зацепомизнутри 2) задней подножкой 3) захватом ноги или двухног 4) выведением из равновесия-для проведения задней подножки 1) подхватом 2) зацепомизнутри 3) бросками через спину,через бедро,через голову4) передней подножкой-для проведения передней подножки 1) захватом за пяткуили подколенный сгиб 2) зацепом голенью изнутри3) задней подножкой 4) подсечкой изнутри 5) подхватомпод одну ногу 6) броском через голову 7) бросками черезспину-для проведения подхватов 1) выведением из равновесия2) зацепом голенью изнутри 3) задней подножкой4) бросками через спину 5) подсечками 6) броском черезголову-для проведения зацепа голенью изнутри 1) броскомчерез голову 2) подсечками 3) задней подножкой4) броском через грудь 5) захватом ног-для проведения бросков захватом ног (ноги) 1) броскомчерез голову,через бедро,через грудь 2) подсечками3) зацепим стопой-для проведения бросков через спину или бедро1) выведением из равновесия 2) захватом ног 3) подсечками4) подхватами 5) подножками 6) зацепами голенью7) броском через голову-для проведения броска через голову 1) зацепом голеньюизнутри подсечками 2) задней подножкой 3) броском черезгрудь 4) зацепом стопой
Вызовы:
-для проведения боковой или передней подсечки-на захватноги или двух ног,зацеп голенью изнутри,боковую подсечкуили подсечку изнутри-для проведения подхватов-на захват ног,подножки,подсечки,зацепы голенью,броски через спину-для проведения зацепов-на подсечки,выведение из равновесия,захват ног или ноги,подножки,подхваты,зацепы,броски черезспину-для проведения передней подножки-на заднюю подножку,подсечку,подхват,зацеп изнутри,бросок через спину-для бросков через голову,спину,грудь-на захват ног,зацепизнутри,подсечку изнутри,заднюю подножку.
Средства и методы обучения самбоПриступая к изучению того или иного приема,необходимо показатьего с максимальной скоростью в ситуации,близкой к соревновательной.Это создает правильное представление о броске и повышает интересзанимающихся к усвоению материала.Начинать изучение приемов борцыдолжны на несопротивляющихся партнерах.В процессе изучения приемаследует больше внимания уделять неизвестным еще элементам.Чтобыборцы имели правильное представление о направлении сбросовогоусилия,рекомендуется в некоторых случаях начинать разучиваниеброска с его концовки.Важную часть процесса обучения составляетподготовка к броску.При овладении бросками в движении необходимоприучать борцов чувствовать темп шагов.Это достигается выполнениембросков сначала под счет тренера,затем под самостоятельный.Приемы борьбы лежа легче усваиваются,если их изучение начинается сконцовки.При тренировке необходимо выполнять приемы в обе стороны.Для совершенствования изученного материала могут использоваться:1) учебно-тренировочные схватки: без сопротивления (на месте и вдвижении),с односторонним сопротивлением общим и по заданию),сответными действиями2) схватки по заданию3) интервальные схватки4) тренировочные схватки5) схватки соревновательного характера.
Примерная схема построения занятий
1. Построение,объяснение задач урока,показ нового.2. Разминка.3. Специальные подготовительные упражнения.4. Изучение новых бросков.5. Изучение новых приемов борьбы лежа.6. Совершенствование бросков в схватках по заданию7. Совершенствование приемов борьбы лежа в схваткахс односторонним сопротивлением.8. Тренировочные схватки.9. Заключительная часть: упражнения на расслабление,сообщение домашних заданий.Схемы занятий могут меняться в зависимости от основной задачиурока.В общем плане урока решению основной задачи выделяетсябольшая часть времени.Обязательно надо чередовать борьбу лежас работой в стойке.На учебно-тренировочных занятиях с юношаминужно использовать игровые формы изучения материала,нацеливаязанимающихся на определенный результат.С большим интересомизучают юноши броски и приемы с прикладными элементами.Например,противник наносит удар кулаком сверху — сделатьбросок через плечо.Целесообразно устраивать бросковую «чехарду».Для этого группаразбивается на две команды,которые получают задание: быстреевыполнить определенный бросок на всех членах команды.Вариантызаданий могут быть разные.Можно устраивать соревнования с заданиями: 1) какая из командвыполнит большее количество раз один и тот же бросок вопределенный отрезок времени 2) какая команда выиграет,применяя определенный бросок или прием борьбы лежа.Для закрепления изученных бросков,приобретения уверенностипри их выполнении в схватках необходимо на занятиях устраиватьусловные соревнования: продолжает соревнования тот,кто не смогбросить противника в схватке заданным приемом.Так продолжаетсядо тех пор,пока борец не бросит кого-нибудь этим броском.Такоезадание можно выполнять как всей группой,так и разделив ее нанесколько команд в зависимости от веса и физической подготовки.Для совершенствования техники бросков применяются следующиесредства и способы,приближающие выполнение броска к сложнымусловиям схватки:1) выполнение броска на несопротивляющемся партнере безпередвижения и в движении2) выполнение броска на партнере,оказывающем неполноесопротивление,без передвижения и в движении3) выполнение броска на партнере,который не позволяет взятьнужный захват,без передвижения и в движении;4) выполнение броска на партнере,оказывающем полноесопротивление (с завязанными глазами),без передвижения и вдвижении5) выполнение броска на партнере,оказывающем сопротивлениеи находящемся в неудобной стойке для проведения броска6) выполнение броска в учебной схватке с заданием7) выполнение броска в соревновательных схваткахС целью облегчения выполнения бросков следует использоватьразличные подготовки,а также движение противника,его усилие,особенности стойки и т.д.Броски назад должны выполняться придвижении противника назад (отступает,тянет на себя).Иногдадля выполнения бросков назад используются движения противникав стороны и вперед.Если при движении назад основнойподготовкой является осаживание,то при движении в стороны ивперед-заведение.Для реализации намеченных планов схваток на занятиях партнерыдолжны выполнять следующие задания:1) напирать на противника,толкать его2) отступать,тянуть на себя противника3) двигаться в сторону (приставными или скрестными шагами)4) бороться в низкой стойке5) становиться на колени при попытке противника атаковатьлюбым броском6) срывать нужный захват,не давая противнику подготовитьатаку.Большое значение для прочного усвоения материала имеетраспределение изучаемых действий по периодам обучения.Занимающихся нельзя перегружать большим количествомбросков,так как это ведет к поверхностному усвоениюматериала.Если определить период обучения в три месяца,то в этот отрезоквремени должно быть изучено не более 8—10 бросков.В этот период изучается столько же приемов борьбы лежа,иногдаих количество удваивается: изучаются переворачивание иудержание или болевой прием.Направление бросков в процессе обучения должно чередоватьсяследующим образом: один день-бросок назад,второй день-бросоквперед.При таком изучении техники бросков легче перейти ковладению комбинационной борьбой.Изучаемый материал следует располагать таким образом,чтобычерез три месяца занимающиеся могли проверить свои знанияна соревнованиях в секции.В программу соревнований должнывходить: показательные выступления в объеме усвоенногоматериала (выполняются лучшими учениками илиборцами-разрядниками),выполнение бросков по заданию нанесопротивляющемся партнере и 2-4 изученных броска в течениеминуты на количество раз (зачет по парам),а также вольныесхватки в течение 4 мин.При проведении схваток могутприменяться различные системы оценки бросков.В конце соревнований подводятся итоги.Победители награждаютсяпризами.Для этого могут использоваться небольшие подарки(шоколадные медали,книги,конфеты,сувениры и т.д.).В следующий период обучения (также 3 месяца) необходимонаряду с совершенствованием ранее изученных бросков иприемов усваивать их варианты и разновидности.В процессе обучения следует уделять много вниманияинтервальным схваткам со сменой атакующего.Например,втечение минуты один атакует,а второй защищается сприменением контрприемов,затем наоборот,и так несколькораз.Время атаки можно изменять произвольно.Приподготовке к определенным соревнованиям борец долженпроводить учебно-тренировочные схватки с партнерамиразного уровня физического развития и техническойподготовки.Большую помощь здесь оказывают совместныетренировки с борцами других коллективов.В конце полугодия занимающиеся могут принять участие вклассификационных соревнованиях,но тренеры при этомдолжны давать следующую установку: меньше силы,большетехники.Борцам,впервые выступающим в официальныхсоревнованиях,очень большую помощь окажут примерные,планы схваток,составленные тренерами с учетом ихособенностей.Эти планы должны включать основныезахваты: 2-4 броска (вперед назад),примерноеколичество попыток и последовательность чередованиябросков.Такие планы-задания в дальнейшем будут способствоватьразвитию тактического мышления борца,формированиюопределенной системы ведения схваток с применениемразнообразных технических действий.После окончания соревнований необходимо подробнопроанализировать выступления всех борцов,при этомнужно отметить волю к победе,решительность вдействиях,выполнение заданий.Особенно подробноследует остановиться на случаях безволия,трусости,нерешительности,приводящих к поражению в схватке.Во втором полугодии следует увеличить количество бросковдля изучения,так как формирование двигательных навыкову занимающихся идет уже быстрее.Периодически необходимопроводить контрольные занятия,чтобы определить степеньусвоения материала занимающимися.В конце первого года обучения занимающиеся принимаютучастие в соревнованиях на первенство секции,коллектива(можно объединить несколько коллективов).При подведенииитогов по-прежнему основное внимание обращается наумение применять технические действия без излишнейскованности в схватке,с использованием плана ее ведения.Отмечаются все положительные и отрицательные моменты всхватках.На втором году обучения изучение технических действийможет осуществляться по недельным циклам: изучение,совершенствование,применение бросков и приемов в учебныхсхватках с заданием.Периодичность обучения можетоставаться прежней.Занимающиеся начинают знакомиться с элементамикомбинационной борьбы: 1) повторные атаки (повторноевыполнение броска) 2) обманное движение-бросок3) два броска в одном или разных направлениях.Навыки комбинационной борьбы желательно совершенствоватьв следующей последовательности:1) подготовка (осаживание,заведение)-бросок2) повторная атака (одним и тем же броском)3) тройная атака4) обманное движение-бросок5) комбинация из двух бросков (одного или двухнаправлений)6) комбинация из трех бросков (назад вперед назад).Овладение комбинационной борьбой-одна из основных задачпри подготовке борцов высших разрядов.Роль тренеразаключается в том,чтобы помочь борцу отыскать средимножества бросков такие,которые позволили бы емууспешно бороться с разными противниками.На третьем и в последующие годы обучения более широкоизучаются вопросы тактической подготовки исовершенствования комбинационной борьбы.
Принципы обученияОбучение и тренировка-две стороны единого педагогическогопроцесса.Процесс обучения тренер должен строить на общих дидактическихпринципах: сознательности и активности,доступности,наглядности,систематичности и последовательности,прочности.Не будет хороших результатов у спортсмена,если он не видитконечной цели и перспектив спортивного совершенствования.Без энтузиазма,постоянного поиска нового,стремления двигатьсявперед,не достичь вершин мастерства.Правила от простого к сложному,от легкого к трудному,отизвестного к неизвестному всегда должен помнить тренер припостроении учебного процесса.Зеркальный метод («делай,как я»)-лучший способ создать узанимающихся верное представление о том или ином приеме.Приэтом рекомендуется идти от показа приема с максимальнойскоростью к показу основных деталей и снова к целостномупоказу.Без систематического и последовательного овладения основамимастерства рост спортивных результатов борца будет проходитьнеравномерно,с частыми срывами.При этом нужно учитывать,чтофизические качества занимающихся развиваются относительномедленно и всякое форсирование процесса обучения не принесетничего,кроме вреда.Не переходи к новому,не усвоив старого.Исходя из этого правила,тренер должен большое вниманиеуделять прочности усвоения изученного материала,подбираяразличные методы совершенствования техники борьбы.
Ответные действия в самбоБорец в схватках выполняет броски уверенно лишь в томслучае,если знает,чем грозит ему применение противникомзащит или ответных бросков,и,в свою очередь,умеетзащищаться от действий противника.Поэтому ответные действия необходимо изучать исовершенствовать параллельно с атакующими.Ответные действия подразделяются на защиты и ответныеброски.Защитные действия борца могут начинаться до проведенияброска,в начале броска и при развитии броска.Всезащитные действия можно подразделить на:предупредительные,уступающие и сдерживающие.К предупредительным защитным действиям относятся:1) срывы захватов противника скручиванием,рывком,ныркоми т. д.2) сковывание ближнего плеча противника;3) блокирование ближнего бедра упором кистью илипредплечьем4) маневрирование изменением положения тела и стойки.Уступающие пли сдерживающие защитные действияприменяются в момент начала атаки противника.Применениеэтих действий зависит от положения защищающегося вначале атаки.Уступающие защитные действия выполняютсяв направлении усилия противника.К ним относятся:1) перешагивание через атакующую ногу2) отставление атакуемой ноги3) соскальзывание с бедра противника уходом в сторону4) уверткиИз сдерживающих защитных действий наиболее частоприменяются:1) остановка движения атакующего противника упоромладонью или предплечьем (в плечо,бедро,голень,тазобедренный сустав),резким выпрямлением туловища(подавая таз вперед)2) осаживание противника на опорную ногу илиперемещение центра тяжести противника за егоопорную ногу3) зацепы стопой или голенью опорной ноги противника.Поскольку перечисленные защиты выполняются в моментразвития атаки противника и приводят к частичнойпотере равновесия противником или остановке атаки,защищающийся борец должен уметь продолжить своидействия путем выполнения того или иного ответногоброска.Приводим некоторые ответные броски,которые можно суспехом применять против многих бросков разныхнаправлений:1) бросок через грудь2) зацеп опорной ноги снаружи3) задняя подножка на пятке;4) боковой переворот5) выведение из равновесия скручиванием.Эти ответные броски выполняются после применениясдерживающих защитных действий от бросков черезспину,бедро,плечи,передней и задней подножки.Приводим более конкретные зашиты и ответные приемыот некоторых основных бросков.
Боковая подсечка
Защиты: 1) сгибая атакующую ногу,отставить ее назад2) перенести вес тела на атакуемую ногу,захватитьатакующую ногу за бедро снаружи.Ответные приемы: боковая подсечка,задняя подножкаили отхват с захватом ноги противника снаружи.
Передняя подсечка
Защиты: согнуть ноги и отклониться назад,перенестинеатакованную ногу через атакующую.Ответные приемы: задняя подножка,отхват с захватомноги снаружи.
Броски захватом ног (ноги)
Защиты: 1) отставить ногу назад,упереться рукой вплечо противника 2) поставить ногу между ногпротивника.Ответные приемы: боковая подножка в падении,зацепголенью изнутри,бросок через голову.
Подхваты и подсад голенью
Защиты: 1) резко выпрямить туловище,подавая таз вперед2) перенести ногу через атакующую,захватить изнутрибедро опорной ноги противника.Ответные приемы: подхват,боковой переворот,зацеп голеньюснаружи,задняя подсечка,зацеп стопой изнутри опорнойноги противника.
Все защиты от бросков,выполняемых с колен,строятся напредупредительных и сдерживающих защитных действиях засчет сгибания ног и осаживания противника в сторону,противоположную направлению бросков.В качестве ответногоброска применяется задняя подножка на пятке.От бросковсадясь и с разворотом используются в основномпредупредительные и уступающие защитные действия.