Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе по теме Великая война и великая победа


Организационная информация
Тема урока
Тема «Великая война и Великая победа»
Предмет Окружающий мир
Класс 4 класс
Автор урока (ФИО, должность) Шурыгина Наталья Поликарповна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика/край, город/поселение Республика Бурятия, Заиграевский район, посёлок Онохой
Методическая информация
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Цели урока
1.Сформировать у учащихся представление о ВОВ
2. Развивать интерес к истории, умение работать с различными источниками.
3. Воспитывать патриотизм и любовь к Родине на примере героев войны
Ход урока.
1)Организационный момент
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо.Мы легонечко вздохнемИ урок сейчас начнём
А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Я желаю вам успехов в работе!
2)Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель: - Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в « абсолютном мире», видно совсем недолго. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества - это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны пришли из Германии.
1 слайд. (Памятник погибшим воинам - землякам.)
Учитель: - Посмотрите внимательно на слайд. Я думаю, что вы узнали это место?
- Что вы можете о нём рассказать? (этот памятник находится в центре нашего посёлка и посвящается он погибшим воинам – землякам. Учитель: - Верно, ребята, этот памятник – символ в честь наших земляков, погибших в боях во время Великой Отечественной войны.
2слайд: у памятника имеются две мемориальные плиты, на которых записаны имена тех, кто сложил свои головы на поле боя, защищая свою Родину. А какой самый светлый, самый важный праздник отмечаем мы весной? (День Победы)
Как связаны между собой памятник и День Победы? ( В День Победы у нас проходит эстафета и здесь мы чествуем наших ветеранов войны. Взрослые и дети возлагают к памятнику гирлянды и цветы, гремит праздничный салют)3) Постановка учебной задачи.
Учитель: - Думаю, вы догадались какова тема нашего урока? Попробуйте сформулировать её. (Тема « Великая Отечественная война»)
4) Работа по теме.
Звучит голос Левитана.
Учитель: - Именно эти слова услышали мирные жители по радио.
А что вы, ребята, знаете об этой войне? (высказывания детей) Кто начал эту войну?
Рассказ учителя: 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге.( показ учителем на карте) Через полгода от Советского Союза, а раньше так называлась наша страна, в состав которого входило 15 союзных республик, должно было остаться только воспоминание, на это рассчитывали фашисты. Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны, на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
5) Отчёт групп о проделанной работе.
Учитель: - Дети! Вам было задано 4 задания, на которые вы должны ответить. Каждый из вас выбрал для себя одно задание. Таким образом, у нас сформировалось 4 исследовательские группы. Поэтому, сейчас мы вместе проверим, как поработала каждая группа
1 группа - блокада Ленинграда ( 1 ученик делает сообщение, другие дополняют его, слайд о блокаде Ленинграда)
2 группа - Битва под Москвой. ( 1 ученик делает сообщение, другие дополняют его)
Клип «Битва под Москвой»
3 группа- великие полководцы
4 группа – дети - участники Великой Отечественной войны
Подведение итога работы в группах. Дети, вы все очень хорошо поработали с дополнительными источниками. Молодцы!
6) Физкультминутка.
7) Работа с учебником стр 142 – 145 (самостоятельно прочитать текст и ответить на мои вопросы)
О каких битвах вы узнали из текста? Расскажите, когда началась Сталинградская битва? (Летом 1942 года) Что вы можете о ней рассказать? Что можете рассказать о битве под Курском? Когда начался штурм Берлина? (апрель, 1945 г) Кто руководил этим штурмом?
Какой день стал Днём Победы над фашистской Германией? (слайд, песня «День Победы»8) Обобщение знаний по теме.
Учитель: - Ребята, давайте проверим стали ли ваши знания о войне глубже? Я предлагаю вам поработать в паре и выполнить тестовые задания. (Приложение)
9) Итог урока. Дети, как вы думаете почему советский народ одержал победу над фашистской Германией?
Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Ещё древние люди говорили: Если войну забывают, начинается новая. Помните об этом!
Оцените свою работу на уроке (дети показывают сигнальные карточки). Выставление оценок.
10) Домашнее задание.
Учитель: - Перед наступлением обычно наступало затишье, кто-то в землянке, в окопе, но всем не до сна, вспоминали о родных.
-Как они там? Ждут ли от меня весточку?
Дома попробуйте написать письмо с фронта.
Подумайте, к кому обращались солдаты? О чём писали? Представьте себя на месте тех солдат.
Письма во время войны складывались треугольником ( Учитель показывает). Спасибо за урок!