РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ


Открытый урок по предмету «Слушание музыки»
II класс (итоговое занятие - I четверть)
Тема урока: Лад (Тоника, тоническое трезвучие, вводные ступени).
Интервалы – ч 1,5,8. Аккорды (трезвучия)
Цель урока: Усвоение новой темы – Тоника, Тоническое трезвучие, вводные ступени.
Закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала.
Задачи:
Образовательная:
Закрепление теоретических знаний.
Учить понимать музыку, анализировать ее.
Закреплять у детей умение чисто интонировать, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
Развивающая:
Развивать музыкальный слух (метрическое и ритмическое чувство, вокально-интонационные навыки и умения, звуковысотный слух).
Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Воспитательная:
Воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Наглядные пособия:
Ритмические карточкиСтолбицаКарточки с интерваламиДоска с разноцветными магнитами разной величины
Оборудование:
Инструменты шумового оркестраФортепианоПлан урокаОрганизационный момент.
Теоретические сведения:
ЗвукорядЛад – мажор, минорГамма До-мажорТоникаВводные ступени – седьмая и втораяТрезвучиеИнтервалПульс – сильная доляРепризаДлительности – целая, половинная, четвертная, восьмаяВокально-интонационные навыки:
Пение звукорядов от разных звуковПение интервалов (прима, квинта, октава)
Пение упражнения (чтение с листа - № 25 В. Моцарт «Вариации на тему французской песенки», /Сольфеджио 1 часть – одноголосие – Б. Калмыков – Г. Фридкин/ - простучать ритмический рисунок и назвать ритмослогами, нотами, узнать интервал квинту, приму)
Пение гаммы До-мажор, в ней тонику, вводные ступени, тоническое трезвучие
Слуховой анализ:
Четыре вида трезвучий – мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное
Интервалы – прима, октава, квинтаАнализ музыкального произведения – Й. Гайдн «Анданте» (регистр, жанр, лад, характер, темп, смена частей - динамические оттенки, движение мелодии вначале по звукам мажорного трезвучия)Метроритмические навыки:
Сильная доля в «Анданте»
Стихи про часы – ритмический рисунокЗапись ритмического рисунка на доске магнитиками, знак репризы
Повторение ритмических блоковЭлементарное музицирование - ритмический аккомпанемент– Й. Гайдн «Анданте»
Подведение итогов урока, выставление оценокДомашнее задание – рисунок к «часовой симфонии»
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение и закрепление теоретических сведений – звукоряд, лад, мажор, минор.
Звуки выстроились в ряд,
Получился - звукоряд.
Звукоряд, звукоряд –
Вышли нотки на парад.
По порядку все идут
Звонко песенки поют!
Дружбу звуков, говорят,
Называют словом – лад!
Музыкальный материал:
«Едет, едет паровоз»
«Во саду ли, в огороде»
«Перепелочка»
«Янка»
Интонирование звукорядов от разных звуков с уточнением повторяющегося первого и последнего звуков.
Пение интервалов – примы, квинты, октавы (дрозд, медуза, радуга) – подготовка к интонированию упражнения.Чтение с листа - № 26 (Калмыков - Фридкин)
простучать ритмический рисунокназвать ритмослогами,
нотами,
узнать интервал квинту, приму – спеть их.
Объяснение новой темы: каждый звукоряд содержит восемь звуков – семь звуков и верхний восьмой повторяется.
Гамма До-мажор – каждый звук гаммы называется ступенькой.
Получается восемь ступеней.
Первая, самая главная и устойчивая – называется Тоника.
Ее окружают соседки – вводные ступеньки – неустойчивые – седьмая и вторая.
СЕДЬМАЯ и ВТОРАЯ нотки песенки поют,
О том, как в ТОНИКЕ весело живут,
ВВОДНЫМИ ступеньками детишки их зовут!
Закрепление: пение в звукоряде только тоники, вводных ступеней, (пение звукорядов от разных звуков таким способом).Возвращение к гамме До-мажор – построение трезвучия (повторение определения - трезвучие – это три звука через нотку) тонического трезвучия.
Слуховой анализ:
- Трезвучие – закрепляют определение, какие бывают трезвучия по окраске – мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное. Работа с карточками. Угадывают всей группой, затем индивидуально.- Интервал - если из трезвучия убрать серединку, то останется два звука – определение понятия – интервал – два звука. Каждый интервал имеет свой характер, свой образ – прима, квинта, октава (дятел, медуза, радуга). - Анализ музыкального произведения – Й. Гайдн «Анданте» (нотное приложение, наглядное пособие -1) - регистр, лад, характер, настроение, смена частей, динамические оттенки, темп, движение мелодии по звукам мажорного трезвучия, интервал – прима-дрозд.Метроритмическая работа –
-определение сильной доли в «Анданте» (с музыкальными инструментами)
Доля сильная вступает вместе с кратким словом «РАЗ».
Остальные все слабее, меньше значимы для нас.
-ритмическая партитура «Часовая симфония» (повторение длительностей) (Наглядное пособие – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)
большие башенные часы – целая – бомнастенные часы – половинные – дин – донобыкновенные часы –четвертные – тик – так, тик – такнаручные маленькие часики – восьмые – ти-ки-та-ки, ти-ки-та-ки.Есть часы во всех домах – тик – так, тик – так,
Стрелки ходят на часах – тик – так, тик – так,
Очень всем часы нужны – тик – так, тик – так,
Мы их слушаться должны – тик – так, тик – так
- простучать ритмический рисунок с названием ритмослогов- записать ритмический рисунок стихотворения на доске магнитиками (четверти – красные магниты, восьмые – синие магнитики)
- сократить запись с помощью знака репризы (определение – реприза)
Знак РЕПРИЗЫ в наших песнях
ПОВТОРЕНЬЕ – всем известно!
Знак тот в нотках повстречаем
Все с начала ПОВТОРЯЕМ!
Элементарное музицирование – «Часовая симфония»,Й. Гайдн «Анданте» - ритмический аккомпанемент.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание – нарисовать рисунок к «Часовой симфонии»

Методическое пособие к уроку
3365500844550024301451390650018249901270000094488012636500571519113500
Заметь, что сильный счет у нас
Всегда приходится на РАЗ!
Две латинских буквы тут,
Эти буквы знать дают:
f – где ГРОМЧЕ, p – где ТИШЕ,
Композитор так и пишет!
Там, где стрелка вот такая,
Мы играем – ЗАТИХАЯ,
Повернулась стрелка вдруг –
Надо здесь усилить звук!
«ФОРТЕ» - громко,
Тихо – «ПИАНО», -
Важный в музыке момент!
Вместе ФОРТЕ и ПИАНО –
Музыкальный инструмент!
Доля сильная вступает
Вместе с кратким словом «РАЗ»!
Остальные все – слабее,
Меньше значимы для нас.
Знак РЕПРИЗЫ в наших песнях
ПОВТОРЕНЬЕ – всем известно!
Знак тот в нотках повстречаем
Все с начала ПОВТОРЯЕМ!
У нас домик КРАСНЫЙ есть,
Семь ступенек всегда здесь!
МАЖОРОМ домик тот зовут –
И нотки дружно в нем живут!
Домик СИНИЙ тоже есть,
Семь ступенек также здесь,
МИНОРОМ домик назовем
И отдыхать мы будем в нем!
ГЛАВНЫХ звуков только ТРИ!
Ты запомни и смотри:
Должен точно ты их знать –
СТУПЕНЬКИ номер – ОДИН, ТРИ, ПЯТЬ!
НЕУСТОЙЧИВЫЕ нотки скорее ты возьми,
В ближайшие УСТОЙЧИВЫЕ их переведи.
И это РАЗРЕШЕНИЕМ возьми и назови!