Дифференцированная система оценки учащихся с различной степенью физической подготовленности.
Повышение позитивного настроя учащихся на уроках физической культуры,
путем дифференцированного подхода к системе оценки физической
подготовленности.
В процессе профессиональной деятельности я пришла к выводу, что традиционная система тестирования и оценки физической подготовленности учащихся не является достаточно гибкой, а поэтому требует некоторой корректировки в зависимости от периода проведения тестирования и изменения результативности каждого конкретного учащегося.
Сразу оговорюсь, что речь пойдет о детях, чья группа здоровья является основной. В силу некоторых обстоятельств далеко не все учащиеся с основной группой здоровья имеют хорошие медицинские и физические показатели.
Зачастую дети, родители которых в силу занятости, отсутствия денежных средств, или просто пренебрежительного отношения мало внимания уделяют физической активности ребенка, очень сильно отстают в физическом развитии от своих сверстников.
Занятия физической культурой в рамках школьной программы для таких детей, очень часто закомплексованных и зажатых, превращается в определенного рода испытание, преодоление себя. Существующая система тестирования, основанная на усредненных антропометрических и иных показателях данного возраста, может привести к усилению дискомфорта на уроке физкультуры для таких детей, а как следствие этого, привести к нежеланию посещать уроки физкультуры. Результаты тестирования детей со слабым уровнем физической подготовленности, остаются на уровне оценки «2» - «З». К примеру, при тестировании учащихся 7 класса в беге на короткие дистанции результат ученика может быть «З», а даже при условии роста его личных достижений при переходе в 8 класс результат снова будет - «посредственно». Конечно, при регулярном и ответственном посещении занятий любой учитель поставит положительную оценку такому ученику с формулировкой « за работу на уроке». Несомненно, это очень важно и правильно, но никто не может умалить и значения наглядности роста личных достижений учащегося, для самоутверждения подростка и для укрепления его авторитета в классе. В противном случае это может привести к тому, что и к ученику в классе может сложиться пренебрежительное отношение, да и у самого ученика стремления к личностному росту может в таком случае отсутствовать, ведь для положительной оценки достаточно просто выполнить все задания.
В результате анализа подобной ситуации, я выработала простое и, как мне кажется, достаточно действенное решение. Начиная с 2010 года, мною ведутся журналы результативности учащихся, в которые заносятся итоги тестирования в течение всего года. Сюда входят и президентские тесты, и контрольные нормативы по легкой атлетике. Это позволяет отслеживать рост личных достижений как учителем, так и самим учащимся, а также помогает мотивировать выставление более высокой оценки . Например, при результате в беге на 60 метров 10.2сек.- оценка «З»;а при улучшении результата до 10.0 сек.- оценка может быть выставлена уже «4».При этом, никакой «дискриминации» по отношению к другим учащимся нет т. к. данное правило работает для всех. Даже для тех, кто с легкостью выполняет школьные нормативы на «отлично», в случае улучшения результата возможно поощрение ученика второй отметкой. Как следствие введения подобной дифференцированной системы оценки является улучшение эмоционального состояния учащихся, и заинтересованность в росте личных достижений.
На основании этих журналов, также можно проводить и оценку двигательной активности учащихся в период летних каникул ,путем анализа контрольных нормативов в конце и в начале учебного года, а так же позволяет корректировать физическую нагрузку в учебном году.
15