Методическая разработка Изготовление трехмерной композиции Русская береза в разное время года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
(МОУДОД Станция юных техников ВК)
г. Волгодонск

Методическая разработка
для сопровождения дополнительных образовательных программ.

Изготовление трехмерной композиции
«Русская береза в разное время года»

Объединение «Творческая мастерская
«Архитектура и дизайн»







Педагог
дополнительного образования
Голикова В.В.


2015г.
Тема: Изготовление трехмерной композиции из бумаги.
«Русская береза в разное время года»

Цель: Способствовать развитию объемно – пространственного
представления учащихся, творческого мышления и
технической интуиции.

Задачи; Обобщить знания и умения учащихся при работе с бумагой:
умение пользоваться шаблоном;
умение использовать копировальную бумагу при
копирование чертежа;
уметь читать чертеж.
Воспитывать проектное мышление.
Развивать наблюдательность, внимательность и
исследовательские навыки;
эстетический вкус, аккуратность при работе с клеем, точность
при работе с ножницами.
Приобретение художественно – творческих навыков.
Привить бережное отношение и любовь к природе родного
края.
Пополнение словаря профессиональными терминами.
Оборудование:
Презентация «Русская береза»;
Картон;
Цветные карандаши или краски;
Цветная бумага;
Копировальная бумага;
Фигурный дырокол;
Искусственный снег;
Клей карандаш, ножницы, простой карандаш,
Линейка;
4 квадрата: белый, синий, зеленый, желтый;
8 желтых кружочков.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово педагога.
1. У многих стран мира есть свои растения – символы: у Ливана – ливанский кедр, у Канады – клён, у Японии – сакура, у Индии – лотос.  И в наших лесах много деревьев, почитаемых народом, например, рябина. Она издавна на Руси пользовалась большим почётом, в народе слагали о лесной красавице песни, наделяли её волшебной силой. Рыбак брал с собой рябиновую палку – с ней не страшна буря. Считали, что рябина может противостоять злым козням колдунов и ведьм, поэтому на новорождённого ребёнка надевали ожерелье из рябины, листья её подстилались в обувь новобрачных. Веткой рябины крестьяне слегка ударяли коров , чтобы  у них было молоко. Плоды и цветки рябины широко применяются в медицине.
- Другое дерево – осина. «Золушкой русского леса», «говорливой хозяйкой», «заклятым деревом», «трепетной» называют в народе это стройное дерево с зеленовато-серой корой и негустой кроной, раскрашивающейся в осеннюю пору в красный, суриковые и лимонно-жёлтые цвета. Согласно одной из легенд, состоялся как-то спор между деревьями, кто больше пользы приносит людям. И сосна, и лиственница, и ясень и кедр, и берёза наперебой хвастали друг перед другом своими заслугами, и только осине нечего было сказать, но потом само время развеяло мифы о бесполезности осины. На протяжении столетий почки и листья её применяются народными целителями.

Спор деревьев

Был спор однажды учинён В лесу среди деревьев. О пользе для людей был он – Гласит одно поверье. Об их собраньи знали все: Кустарники, травинки. Предстали им во всей красе Берёза, Кедр, Осинка, Могучий Дуб. Наперебой Друг перед другом стали Хвалиться пользой и собой, Чтоб люди выбирали. Дуб говорит: «Я царь средь вас! Им жёлудь витаминов даст,  В коре им польза будет». Заметил Кедр: «Я уступлю  В непрочном матерьяле. Но масло в шишках я даю. О нём люди прознали!» «А я живительный дам сок. – Ответила Берёзка, – Ещё целебный есть настой На бруньках – на серёжках». «А что молчишь, Осина, ты?» «Поставим в споре точку?» «Смотрите, как от страха Дрожат её листочки!» – Деревья говорили вслед. Осина же решила, Что для людей в ней пользы нет «И поделом ей было». Идут века, бегут года Осина нам полезна: Настой на почках нам всегда Нужен в делах болезных, Никто не может обойтись Без спичек из осины, Коль суеверен, положись На кол в борьбе с вампиром. Таков её огромный вклад – Утёрла нос Осинка! Об этом знают все подряд: Кустарник и тростинка.
Олеся Петровичева, 10 класс.

У: - Верба, ива, ель, сосна, черёмуха, калина Каждое из этих деревьев имеет своё значение в устном народном творчестве, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей, о которой эти загадки:
Стоит Алёнка – платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан. Она весну встречает – серёжки надевает. Накинута на спинку зелёная косынка. А платьице – в полоску: Ты узнаёшь (берёзку)?
– Итак, сегодня мы поговорим о берёзе.   Известно, что ни в какой стране нет такого изобилия берёз, как у нас в России. Белоствольная нежная берёзка с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию. 

2.Презентация «Русская береза».
3.Формулировка темы и цели занятия.
- Данная тема больше подошла бы к занятию по окружающему миру, но мы находимся на занятии в объединении «Архитектура и дизайн».
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Изготовление березы).
-Я уточню. Мы будем изготавливать панно в трехмерном измерении с изображением березы.
III. Основная часть.
1.Словарная работа.
Понятие «композиция» (от лат. Сompositio – сочинение, составление, соединение) обычно используется применительно к произведениям искусства. Рассматривая градостроительство как творческую деятельность, направленную на создание не только удобной и здоровой, но и эстетически совершенной среды обитания, мы правомерно используем такие понятия как «градостроительное искусство», градостроительный ансамбль», « художественный образ города», «градостроительная композиция».
Различают и выделяют три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. 
Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной.
Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость.
Трехмерный - имеющий три измерения (Длину, ширину, высоту), т.е. пространство.
Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними.
Панно ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] panneau от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] pannus  кусок ткани)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]); [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], резная, лепная или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] композиция, служащая для той же цели.

2.Подготовительный цикл.
-Я предлагаю изготовить композицию «Русская береза в разное время года».
Для этого давайте разделимся на 4 группы. (По 2 человека в группе).
-Представители каждой группы подойдите и выберите круг того цвета который вам больше нравится.
- Цвет круга – указывает на время года, которое вы отобразите в своей композиции
Желтый – осень.
Зеленый – весна.
Белый – зима.
Желтый – лето.
План работы творческих групп.
1ученик: 1.Копирует шаблон.
Значение слова Шаблон по Ефремовой:
Шаблон – 1. Пластина с профилем, контуром предмета или иное приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий.
2.перен. Образец, которому слепо подражают.
Избитая форма выражения мысли: штамп..
2.Цветовое оформление: раскрашивает фон, березу.
3.Композиционное оформление: изготавливает при
помощи дырокола листики. Наклеивает листики или
снег.
4.Продавливает линии сгиба.
5.Вырезает углы на чертеже, сгибает и склеивает нижнюю
часть макета.
2 ученик: 1.Копирует шаблон на серую сторону картона, т.к. ствол
березы белый и для аккуратности работы с копиркой делает
копирование на серой стороне.
2.Вырезает березу, сохраняя форму коробки. (Не разрезает
края изделия.)
3.Переворачивает работу на белую сторону.
4.Цветовое оформление березы.
5.Композиционное оформление – листья, снег, рамка.
6.Продавливает линии сгиба.
7.Вырезает углы на чертеже, прогибает линии и склеивает
верхнюю часть макета
Групповая работа: Склеивают две части вместе.
3.Творческая работа групп.
4. По мере усталости детей проводится
Физ. минутка:
Дунул ветер на берёзку
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
IV. Итог занятия:
1.Выставка композиции.
2. - Чем занимались на занятии?
- Что такое «композиция?»
-Как называется объемная композиция, имеющая три измерения?
у: - Пальмы, баобабы, кофейные деревья названия эти связаны с далёкими странами. А вот нашу Родину невозможно представить без берёзки, белоствольной красавицы.
О белоствольной берёзе можно говорить ещё долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но берёза не потеряет своей значимости:  Как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ.
3. Релаксация.
Ваше настроение в конце занятия я хотела бы увидеть на желтых кружочках, которые у вас лежат у вас на столе. Это солнышко, которое радует нас в любое время года. Нарисуйте ваше настроение на желтом кружочке и прикрепите вокруг нашей композиции.
И закончим занятие стихотворением «Берёзка»  
Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей. Берёзка зелёные косы Развесила с тонких ветвей, Вся в белое платье одета В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд её лёгкий чудесен Нет дерева сердцу милей, И столько задумчивых песен Поётся в народе о ней! Он делит с ней радость и слёзы, И так уж она хороша, Что кажется – в шуме берёзы Есть русская наша душа.
В. Рождественский

Литература:
1. Баринова И. И. География России. Природа, 8кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М: Дрофа, 1997, с. 110. 2. Ситдикова Ф. Берёза – символ России. Сценарий весеннее - летнего праздника. Ж. Воспитание школьников. № 4, 2004.
http://festival.1september.ru/articles/577088/
http://www.slideshare.net/irinush_ka/ss-7980937









Приложение:





























15