Эссе по обществознанию Всякая нация должна и может учиться у других
«Всякая нация должна и может учиться у других»
К. Маркс
В своем высказывании немецкий философ, экономист, общественный деятель Карл Маркс поднимает проблему важности взаимовлияния народов и интеграции культур в историческом развитии, которая остается актуальной и в наше время.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. Существует две тенденции в развитии наций: дифференциация (стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности) и интеграция (стремление к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами).
К. Маркс особое значение придает интеграционной тенденции в развитии наций.
Я согласна с мнением великого немецкого мыслителя, заимствование достижений других народов в различных сферах общественной жизни способствует прогрессу цивилизации, ведет к развитию народов.
Во-первых, межнациональное живое общение с культурами других народов, восприятие накопленных ими культурных ценностей усиливает и обогащает национальную культуру. Узнавание родственных черт в культурах других наций не упраздняет ощущение новизны и оригинальности, возникающее при встрече с этими культурами. Близость, родственность - это не повторяемость, это то, что помогает быстрее приобщиться к глубинным истокам жизни и культуры друг друга. Благодаря творчеству Гомера, У.Шекспира, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Баха, В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, С.Дали, В.М.Васнецова и других поэтов, писателей, композиторов, художников происходит не только взаимообогащение культур, но и приобщение к жизненным ценностям народов, а следовательно способствует лучшему пониманию народов и их сближению.
Во-вторых, обособление и изоляция народа ведет к утрате ею многих творческих импульсов и обеднению национальной культуры. Политика советского правительства, проводимая в годы «холодной войны», направленная на прекращение всех культурных, научных и других контактов со странами Запада нанесла огромный вред экономическому и культурному развитию нашей страны. Это проявилось, например, в отставании СССР в области информационных технологий.
В-третьих, многие изобретения, открытия совершенные каким-либо народом дополняются, дорабатываются представителями других народов и становятся достоянием всего человечества. Мы пишем на бумаге – ее изобрел в Китае Цай Лунь в 105 г. до н.э., в VII веке способ изготовления бумаги стал известен в Корее, Японии. В XI-XII веках бумага появилась в Европе. Процесс производства бумаги все время совершенствовался, свою лепту внесли и европейцы: француз Л.Робер и англичане братья Фурдинье. Сейчас уже никто и не сомневается, сколь сильно изобретение бумаги повлияло на развитие человечества. Изобретение бумаги стало не менее важным новшеством для развития человеческой цивилизации, нежели, к примеру, изобретение колеса или укрощение огня. Именно изобретение бумаги более всего способствовало накоплению знаний и сохранению его, а также именно бумага сыграла важную роль в распространении информации – знаний и опыта по всему миру. Без бумаги человечество вряд ли достигло бы тех высот, на которых мы находимся ныне, и без бумаги человеческий прогресс был бы делом куда более долгим и трудным. Буквы нашей азбуки заимствованы у греков, которые в свою очередь, использовали финикийский алфавит. Цифры взяты у арабов, а те получили их от древних индийцев.
В-четвертых, заимствование всего лучшего, что создано другими народами при сохранении своих традиций и ценностей способствует развитию и процветанию народа, страны. Примером этому может послужить история Японии. Япония одна из лидеров мировой научной мысли, имеет стабильно высокие позиции в самых разнообразных областях, среди которых высокие технологии и автомобилестроение, энергосбережение и робототехника, медицина и исследование космоса. В стране один из самых высоких уровней жизни населения в мире. Япония в эпоху Средневековья попыталась изолироваться от внешнего мира, чтобы избежать отрицательного влияния европейцев. Но в 1868 году император Муцухито открыл границы Японии для европейцев, и страну мощным потоком захлестнули достижения западной цивилизации. Важность многовековых традиций отошла на второй план по сравнению с желанием как можно быстрее перенять, изучить и использовать все полученные знания, товары и технологии. Японцы за небольшой отрезок времени получили множество новых сведений о естественных науках, строении мира, космосе и функциях человеческого организма.
Западные науки и технологии детально изучались в школах и, в результате этого, в кратчайшие, с точки зрения мировой истории, сроки, японцы настолько хорошо освоили полученные сведения, что смогли использовать их для самостоятельного развития. Именно благодаря этому стал возможен колоссальный индустриальный скачок, сделанный Японией в период Мэйдзи.
Японское экономическое чудо 50-60-х годов XX века - небывалый подъем в экономике страны после поражения во Второй Мировой войне, также во многом обусловлен развитием науки. Благодаря открытиям и разработкам японских ученых, а также масштабным закупкам технологий и патентов за рубежом, страна очень быстро стала одной из наиболее значимых фигур на мировом рынке. Рост экономических показателей в этот период составил более 10% в год.
Для того, чтобы научное и техническое развитие государства оправилось от разрушительных последствий Второй Мировой войны, была применена стратегия, уже использованная однажды в эпоху Мэйдзи. Развитие науки и техники своими силами требовало колоссальных затрат и, главное, многих лет, что грозило серьёзным экономическим отставанием. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела, в общей сложности 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег. Они были творчески доработаны японцами и, что самое главное, быстро внедрены в производство. Первое время владельцы западных фирм не воспринимали Японию как потенциального конкурента, поэтому продавали патенты и лицензии буквально за копейки. В результате создание научно-технического потенциала обошлось Японии всего в 78 млрд. долларов, причём ученые уложились в кратчайшие сроки. Эффективность такой стратегии оценивается от 400% в целом, до 1800% в отдельных отраслях. На рубеже 60-70 гг. опомнившийся Запад прекратил научно-техническую подпитку японского конкурента, но к этому времени Япония уже создала собственную базу научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
На сегодняшний день наука Японии занимает передовые позиции в области новых технологий. Учтя опыт прошлого, страна использует большинство своих разработок для улучшения качества жизни людей и защиты окружающей среды.
В-пятых, учиться и перенимать лучшее у представителей других наций надо не только народу в целом, но и отдельным людям, как представителям того или иного народа. Например, учиться у восточных народов отношению к родителям, да и вообще к старым людям. На Востоке к старикам особое отношение: забота о них, уважение составляют главную добродетель, а небрежение является преступлением. Недавно я прочитала японский рассказ, о том, как один сын был насмерть загрызен комарами. Он снял с себя одежду, вызывая «огонь на себя», лишь бы комары не потревожили спящих в шалаше старых родителей. О его подвиге узнал император, и о родителях стали заботится на государственном уровне, потому что покойный сын, к сожалению, не мог обеспечить родителям достойный уровень жизни, но смог за них умереть. Уважению, благодарности к своим родителям мы должны учиться у народов Востока.
Когда много народов живет вместе, они берут друг у друга все самое лучшее. Кто-то обладает терпением, кто-то кипучей энергией, кто-то упорством в достижении цели, одни спокойны и сосредоточенны, другие подвижны и темпераментны, а вместе они - это и есть гармония. У одних можно поучиться уважению к старшим, у других - гостеприимству, у третьих - щедрости и альтруизму.
В-шестых, передача своих знаний и опыта выгодно и тем, кто этим опытом обладает, проиллюстрирую этот факт словами французского литератора и философа XVIII века Клода Адриана Гельвеция: «Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума».
Это особенно актуально в наши дни, в современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, государствами. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Таким образом, изучая культуру других народов, перенимая их лучшие достижения в экономике, науке, искусстве можно достичь международной безопасности, мирного разрешения споров, конфликтов и соблюдения прав и свобод человека.