Доклад на тему Профилактика употребления ПАВ, индивидуальная работа с обучающимися
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 65
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на тему «Профилактика употребления пав,
индивидуальная работа с обучающимися»
ГБОУ НПО ПУ № 65 МО
Педагог – психолог Н.Б. ЩепихинаИстра 2013г.
Социальный паспорт училища
Контингент. Работа по направлению «Профилактика употребления ПАВ» в ГБОУ НПО ПУ № 65 МО строится в соответствии с Федеральным и региональным законодательством. Общее количество учащихся, охваченных данной работой в 2013-2014 учебном году, составило 265 человек.
Деятельность психолога направлена на сохранение психологического здоровья учащихся и педагогов, гармонизацию отношений всех участников учебного процесса.
1. Проведение психологических исследований с целью совершенствования учебного процесса и воспитательной работы в профессиональном училище
2. Проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей
3. Проведение профилактической работы и пропагандирование здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей
2 СЛАЙД
Соцпаспорт училища
Характеристика семей учащихся училища представлена следующими категориями:
Неполные семьи – 36.6%
Малообеспеченные семьи – 32%
Многодетные семьи – 16.5%
Неблагополучные семьи – 12%
Учащиеся из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – 22 человека.
Общее кол-во несовершеннолетних состоящих на учете в ОДН ОМВД; КДН
- 16 чел.
Кол-во учащихся допускающих пропуски занятий без уважительной причины по состоянию на 1.11.2013 г. - 15 чел.
Работа по профилактике употребления ПАВ осуществляется в нескольких направлениях:
Первичная профилактическая работа с родителями и учащимися.
Социально-психологическое сопровождение
Межведомственное взаимодействие с различными органами профилактики
3,4 СЛАЙД Первичная профилактическая работа с родителями и учащимися;
Профилактическая работа с учащимися и их родителями включает в себя следующие этапы:
Социально-психологическая диагностика (диагностика склонности к асоциальному поведению, выявление семей «группы риска» и семей, отрицательно влияющих на учащихся и т.д.)
Первичная профилактическая работа (индивидуальная и групповая) с учащимися «группы риска».
Межведомственное взаимодействие с ведомствами-субъектами профилактики;
Кроме этого, для наших учащихся и их родителей, а также педагогического коллектива оформлены тематические стенды и памятки по профилактике употребления ПАВ.
Училище принимает активное участие в различных городских и районных акциях: - Антинаркотический марафон;
- акции «За здоровье нации» и т.д.
Регулярно на базе училища проводятся Дни отказа от курения, Единые дни здоровья, Недели здоровья, Единые дни профилактики с участием специалистов профилактический организаций.
Методическая база по профилактике употребления ПАВ включает в себя:
Программа «Твоё здоровье».
Разработки классных часов о здоровом образе жизни.
Памятки для педагогов, родителей и учащихся.
Мультимедийная библиотека о вреде алкоголя, табакокурения и наркотиков и значимости ведения здорового образа жизни.
Особое внимание уделяется работе с учащимися, регулярно пропускающими занятия без уважительной причины. В этом направлении разработана система сопровождения подростка и его семьи, включающая в себя более 10 форм работы, как индивидуальной, так и групповой.
5 СЛАЙД Социально-психологическое сопровождение
Ежегодно среди учащихся 1 курса проводится диагностика социально-психологической адаптации и склонности к асоциальному поведению. По результатам этой диагностики учащиеся, испытывающие затруднения в адаптации к условиям обучения в училище, проходят углубленную диагностику с целью выявления причин дезадаптации.
Результаты анкетирования «оценка склонности к асоциальному поведению»
Н - наркотики (макс. = 4 балла)
П- правонарушения (макс. = 5 балла)
ПЗ - половая зрелость (макс. = 1 балл)
К - курение (макс. = 1 балл)
А - алкогольная зависимость (макс. = 2 балла)
САП - склонность к асоциальному поведению
(макс. = 13 баллов)
6, СЛАЙД
1.«Адаптация Роджерса»
Адаптация. Осуществляемая ныне реформа образования требует новых подходов к обучению учащихся в условиях работы училища. Оптимальная организация учебной работы учащихся, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания училища во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды. Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации учащихся к обучению в училище должно включать ряд аспектов:
психолого-педагогический аспект (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системы, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
социально-психологический аспект (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
мотивационно-личностный аспект (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
психофизический аспект (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части учащихся первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих учащихся, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Вывод: таким образом учитывая полученные данные можно сделать следующий вывод, что уровень социально-психологической адаптации учащихся 1-го курса во 2-м полугодии значительно увеличился с 39% до 71%, что свидетельствует о хороших результатах совместной работы пед коллектива.
Рекомендовано: 1. Принять к сведенью результаты диагностики и учесть при организации учебно-воспитательного процесса. 2. Учащимся с низким показателем адаптации продолжать оказывать помощь в обучении и социальной адаптации, вести совместную работу с родителями учащихся.
7 СЛАЙД Далее мы выявляем причину дезодаптации учащихся с помощью
2. «Теста Филлипса»
(по 7 – ми факторам тревожности:1 Общая тревожность,
2 Переживание социального стресса,
3 Потребность в достижении успеха,
4 Страх самовыражения,
5 Страх ситуации проверки знаний,
6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих,
7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8 Проблемы и страхи в отношении с учителями ).
По результатам этой методики было выявлено 8 учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности.
Результаты диагностики в индивидуальном порядке доведены до мастеров групп и кл. руководителей. Проводится индивидуальная работа по снижению тревожности этих учащихся и адаптации к учебному заведению.
Вывод: таким образом учитывая полученные данные можно сделать следующий вывод, 17% учащихся склонны к эмоциональным переживаниям; 70.5% учащихся относятся к норме уровня учебной тревожности; и 12.5% учащихся показали повышенную общую тревожность из общего числа учащихся 1-го курса.
Рекомендовано: 1. Принять к сведенью результаты диагностики и учесть при организации учебно-воспитательного процесса. 2. Обратить внимание на учащихся которые склонны к эмоциональным переживаниям и вовремя оказать им соответствующую помощь со стороны пед. коллектива, социального педагога.
3. Провести углубленную работу с учащимися которые имеют повышенный и высокий уровень тревожности.
Отдельный блок работы, это работа с «трудными подростками» с такой группой учащихся проводится комплексная работа.
Межведомственное взаимодействие с различными органами профилактики
8,9,10 СЛАЙД
(КДН и ЗП, ОДН УВД, социально – психологическая служба района, Истринская ЦРБ):
С целью соблюдения принципов комплексности и системности работы по направлению «Профилактика употребления ПАВ» составлены совместные планы работы со следующими ведомствами-субъектами профилактики: ОДН, УВД Истринского муниципального района, Истринской районной больницей и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Истринского района Московской области.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С КОМИССИЕЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ОДН УВД по Истринскому муниципальному району
Участие представителей ОДН УВД в заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений
В течение 2012-2013 учебного года к административной ответственности было привлечено более 15 несовершеннолетних учащихся за распитие спиртных напитков.
Составлены протоколы за применение нецензурных выражений в стенах училища.
11 СЛАЙД
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ИСТРИНСКОЙ ЦРБ
Организация ежегодного добровольного диагностического тестирования с целью выявления обучающихся, употребляющих наркотические вещества.
Групповые и индивидуальные консультации обучающихся.
Индивидуальное консультирование родителей и оказание им помощи в случаях выявления наркотизации у подростков.
На протяжении 8 лет на основании Приказа Министерства образования Московской области в училище проводится добровольное диагностическое тестирование с целью выявления употребления ПАВ среди учащихся. В 2013 году было протестировано 265 человек. По итогам данного тестирования были получены следующие результаты:
Положительный результат при проведении тестирования выявлен у 2 учащихся,
Сомнительный результат у 2-х учащихся;
Отказ - 1 учащийся.
Отрицательные результаты имеют 260 учащихся.
11 СЛАЙД
Динамика результатов тестирования за последние годы характеризуется следующими показателями:
Учебный год Всего прошли тестирование Положительный тест Отрицательный тест Сомнительный тест
2011-2012 294 чел. 3 чел. 210 чел. 7 чел.
2012-2013 290 чел. 3 чел. 285 чел. 0 чел.
2013-2014 265 чел. 2 чел. 270 чел. 2 чел.
Заключение
12 СЛАЙД
Таким образом, организация работы в ПУ № 65 по направлению «Профилактика ПАВ» ведется системно, регулярно и ориентирована на стойкий положительный результат.
Основные задачи, стоящие перед нами в этом учебном году:
Усиление работы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения с последующим достижением устойчивых положительных результатов и снижением уровня административных (уголовных) правонарушений среди учащихся училища;
Повышение культурно-воспитательного уровня и уровня общественно- познавательной и социальной активности учащихся;
Продолжение внедрения системы ученического самоуправления;
Усиление работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся «группы риска» и испытывающих затруднения в обучении и адаптации.