Статья Возможности использования ИКТ в работе социально-психологической службы
Возможности использования ИКТ в работе социально-психологической службы
Н.В. Ядрова,
старший преподаватель
филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области
Аннотация
В данной статье описываются возможности применения информационно-коммуникативных технологий в работе школьного психолога. Автором статьи подробно раскрываются основные направления работы психологической службы и приводятся примеры программы для использования по каждому из перечисленных направлений.
Использование информационно – коммуникационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Современная ситуация в новом информационном пространстве диктует свои требования к деятельности социально-психологической службы. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий.
Повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом - психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).
Каким образом можно использовать ИКТ в своей работе педагог-психолог общеобразовательной школы?
Как правило, это создание справок, отчетов, протоколов, заключений и других текстовых документов в MS Word, обработка результатов в MS Excel и простых презентаций в MS Power Point. Иногда это поиск новых идей в Интернете.
Рассмотрим применение ИКТ в образовательном учреждение по выделяемым направлениям деятельности педагога – психолога.
Психодиагностическое направление в работе педагога-психолога
Диагностическая работа – это часть деятельности, которая всегда актуальна. Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение особенностей детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в поведении, развитии, адаптации.
На диагностику затрачивается достаточно большое количество времени. Но сложность диагностики состоит не в ее проведении, а в обработке результатов. Единственный выход из этой ситуации – применение ИКТ. Существует большое количество диагностических программ, разработанных для школьников.
Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики. Выбор Excel обусловлен ее доступностью – она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных.
Таким образом в результате использования ИКТ в своей работе педагог-психолог может провести компьютерную диагностику, быстро ее обработать, составить диаграммы и презентации по результатам тестирования, создать электронную базу данных и конструкторы тестов.
Все это позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, провести большее количество консультаций и коррекционно – развивающих занятий, повысить свой профессиональный рост.
Психоконсультативное и просветительское направления в работе социально-психологической службы
К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы педагога-психолога, как психологическое просвещение и консультирование педагогов, учащихся и их родителей.
Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение ИКТ на родительских собраниях, педсоветах, семинарах для педагогов, в беседах с детьми посредством:
- Применение CD-фильмов, видеороликов в просветительской работе педагога-психолога, что делает ее более интересной и продуктивной. Фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов, уроках по психологии и самопознанию.
- Разработка блога социально-психологической службы школы в сети Интернет. С помощью блога психологи могут создать свою страничку. Здесь можно будет разместить информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации. Интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для детей, а также развивающие программы.
- Активизировать сетевое взаимодействие. Сетевое взаимодействие не настолько распространено в школах, за исключением, пожалуй, только электронной почты. Данный тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие педагога-психолога с педагогами, родителями, коллегами из других школьных организаций — через сеть Интернет, с помощью электронной почты, с помощью системы ICQ, а также благодаря локальной сети. Воспользовавшись этими системами, можно пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу.
- Создание медиапрезентаций уроков, семинаров, собраний. Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов ваши слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. В создании презентаций незаменима программа Power Point.
Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися
Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе педагога - психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у детей.
Компьютерные игры.
Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей детей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть педагогу- психологу с ребенком. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия. Развивающие игры вы можете скачать на специальных сайтах.
Развивающие психологические тренажеры.
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам ученик, а педагог-психолог лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.
Коррекционно-развивающие занятия.
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств учащихся.
Методическое направление в работе школьного психолога
Данный вид работе педагога - психолога включает в себя: разработку и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности и т.п.
Составление отчетов, результатов тестирования.
Каждый педагог-психолог знает, что недостаточно только провести тестирование и обработать результаты. Необходимо еще грамотно и красиво составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для педагогов, учащихся и родителей форме.
Здесь можно воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др.
Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли.
Фиксация и хранение результатов.
Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности.
Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.
Электронная библиотека.
С появлением электронного документооборота объем информации, которая хранится у педагога - психолога в электронном виде, резко возрос, следовательно, возникли потребность в систематизации этих данных и возможности быстрого поиска.
В своей работе педагог - психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но, в конце концов, случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся ваша информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе, через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page.
Психологические базы данных на учащихся.
Психологические паспорта детей — это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности дошкольного психолога, которая относится к психологическому сопровождению детей — особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска».
Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное, что педагог-психолог может найти компьютерной базе еще очень много вариантов практического применения. Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных.
Информационно – коммуникационные технологии уже сейчас прочно входят в работу социально-психологической службы. Они становятся надежными помощниками практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества ИКТ просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей, и широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого учащегося (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени.
И именно от активности школьных психологов, их жизненной позиции и желания идти в ногу со временем зависят развитие и закрепление информационно-коммуникационных технологий в деятельности социально-психологической службы.
Список использованных источников и литературы
Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М. 2006.
Мокрушина Е.И. Развитие модели информационного поля образовательного учреждения: автоматизация психологической поддержки учебно-воспитательного процесса // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.
Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.
Сонисус О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств психологического сопровождения школьников // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.
Чепкасова Е.М. Использование новых информационных технологий в работе школьного психолога // Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования. Сборник тезисов конференции южного куста Пермской области. 11 февраля 2005 г.