Методическая разработка проведения классного часа на тему Книга великое чудо


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
С.А. Кононова
ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
на тему
«КНИГА ВЕЛИКОЕ ЧУДО»
Методическая разработка
для студентов
средних профессиональных учебных заведений


Курск - 2016
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссии профессиональных дисциплин
по специальностям «Экономика и
бухгалтерский учет», «Организация
перевозок и управление на транспорте»
Протокол № _____ от ______________
Председатель цикловой комиссии
_____________ Р.Б. Крюкова
Автор – составитель: С.А. Кононова, преподаватель ОБПОУ «КАТК»
Классный час на тему «Книга великое чудо»: Методическая разработка)/ сост. С.А. Кононова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016- …. с.
В методической разработке рассмотрены особенности организации и проведения классного часа на конкретном примере.
Методическая разработка предназначена для для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Кононова С.А., 2016г.
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Сценарий классного часа на тему «Книга великое чудо»
1.1. Вступительное слово классного руководителя.
1.2. Высказывания классиков о книге.
Сообщение «Музей книги»
Конкурс продолжи пословицу.
Доклад «Куряне светочи России. Первые писатели»
Конкурс «Знаток русской литературы» I этап. «Назови художественное произведение и автора»
Доклад «Книжные войны»
Конкурс «Знаток русской литературы» II этап «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм».
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Презентация классного часа на тему «Книга великое чудо»
Приложение 2. Презентация «Музей книги»
Приложение 3. Презентация «Куряне светочи России. Первые писатели»
Приложение 4. Презентация «Книжные войны»
ВВЕДЕНИЕ
Вступительное слово классного руководителя
Объявление темы классного часа «Книга великое чудо».
Книга может быть, наиболее сложное
и великое чудо из всех чудес,
сотворенных человечеством на пути его
к счастью и могуществу будущего.
А.М. Горький
Значение книги трудно переоценить. Она сопровождает нас с рождения с первых красочных детских книжечек и чтения сказок на ночь. Книги верные друзья и помощники через всю нашу жизнь.
В древности книги называли реками, «наполняющие вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг.
Цели урока:
Показать роль книги в жизни людей. Процесс эволюции книги от ее создания до сегодняшних дней.
Воспитать уважение к книге, любовь к чтению, желание изучать произведения русских классиков.
Умение объяснять пословицы и поговорки, рассуждать. Выражать свои чувства, умение выступать пред аудиторией своих сверстников.
В течение классного часа мы прослушаем интересные доклады и сообщения с презентациями, проведем конкурсы. Проводить классный час будут студенты. Разрешите представить ведущих.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор
Экран
Персональный компьютер
Пословицы и поговорки о книге
Видеоролик «Истории возникновения книги»
Доклады и сообщения
Презентации
Заставки фильмов
Высказывание классиков о книге
1-ый ведущий: «Я люблю книги! Каждая из них кажется мне чудом, а писатель – магом» М. Горький.
2-ой ведущий: «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – КНИГИ». Паустовский.
1-ый ведущий: «Чтение выстраивает целые судьбы» В. Шукшин.
2-ой ведущий: «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей». Н. Рубакин.
1-ый ведущий: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский.
2-ой ведущий: Роль книги в жизни людей:
«Книга – это ключ к знаниям. Читая ее, мы узнаем много нового для себя».
1-ый ведущий: «Книга расширяет кругозор».
2-ой ведущий: «Книга развивает мышление и фантазию».
1-ый ведущий: «Книга помогает нам принимать правильные решения».
2-ой ведущий: «Читая книгу, мы становимся грамотнее и интереснее».
1-ый ведущий: Сообщение «музей книги».
1.3. Сообщение «Музей книги»
27 мая 2014 года в Курской областной научной библиотека имени Н.Н. Асеева состоялось открытие Музея книги. Это событие продиктовано временем, так как в век информационных технологий постепенно отдаляет человека от книги. За экранами планшетов и телефонов современный человек забывает о книге и ее традиционном виде. Но книга – это не только источник информации, это культурное наследие народов. За свою долгую жизнь она прошла путь от восковых табличек и папирусных свитков до многотомных трудов.
Проследить этот путь призван Музей книги, экспозиция которого располагается в 2-х залах и раскрывает главные этапы развития письменности и книгопечатания от возникновения книги и до наших дней.
В центре зала цитата Н.М. Карамзина: «История ума представляет две эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием, Чтение и письмо открывает человеку новый мир».
Кириллица – одна из первых славянских азбук. Кириллица Устав XI в. состоит из 43 знаков, из них 24 знака - византийские, а 19 изобретены заново. До XII в. кириллица и глаголица употреблялись параллельно, впоследствии кириллица вытеснила глаголицу. Позже в XIVв. появиться кириллица полуустав.
Рукописными книгами в основном были церковные и летописи. Еще царь Иван Грозный обратил внимание то, что рукописные книги пребывают в неисправности и изобилуют ошибками. записей. Исправить ситуацию и внести порядок в книжное дело помогло издание печатных книг.
Изобретение книгопечатания стало одним из заметных явлений в области культуры. В России первая типография появилась около 1553 года. К сожалению, имена всех мастеров типографского дела до современности не дошли. Первым же печатником на Руси считается дьяк Иван Федоров. Он был знатоком всех тонкостей типографского дела, умел не только печатать книги, но отливать литеры (металлические буквы) и делать формы для их отливки. В 1564г. вышла первая русская печатная книга «Апостол».
«Азбука» 1574 г. имела громкое политическое значение. Иван Федоров – первый русский печатник - создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей. Но и из бедных. Чтобы украсить страницы Иван Федоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки.
Раньше учебников было мало, зачастую один не только на класс, а на всю школу. В музее находиться подлинник «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого, изданного в 1703г. Это был самостоятельный труд, более 600 страниц. Автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, о мерах и весах, приведено много практических задач. Затем изложена алгебра, геометрия и тригонометрия. В последнем разделе применение математики в морском деле. «Арифметика» два столетия служила распространению математических знаний в России и до сих пор не утратила своего значения. На одной из страниц книги приведено изображение Пифагора.
В музее имеется оригинал книги нашего знаменитого земляка – рыльского купца Г.И. Шелехова «Из Охотска к Американским островам», издана в Сант-Петербурге в 1791г., а так же карта странствия Г.И. Шелехова в 1783г.
В музее книги так же представлены церковные книги. В экспозициях музея представлены рукописные книги, печатные издания XVI-XX вв. (факсимиле и подлинники), а также предметы связанные с созданием, производством и бытованием книги.
Особый интерес вызвал у студентов книги-миниатюры. Знакомство с такими экспонатами позволит всем желающим окунуться в мир редких и старинных изданий.
Эспозиция спичечных коробков с изображением государей России.
2-ой ведущий: Конкурс продолжи пословицу
« Что написано пером, не вырубишь…..»
1-ый ведущий: «Кто много читает, тот много ….»
2-ой ведущий: «С книгой поведешься - ….»
1-ый ведущий: «Книги читать - ….»
2-ой ведущий: «Испокон века книга …..»
1-ый ведущий: «Книга книгой, а своим ….»
2-ой ведущий: «Книга твой друг, ….»
1-ый ведущий Доклад «Куряне светочи России. Первые писатели»
1.5. Доклад «Куряне светочи России. Первые писатели»
Татаро-монгольское нашествие надолго затормозило развитие Курского края. Лишь в конце XVI века Курск восстановился как город-крепость в Богородицко-Знаменском монастыре возобновилось летописание. Скоро курская подьяческая слобода дала русской литературе первых профессиональных писателей: Сильвестера Медведева (1641-1691) и Кариона Истомина (1650-1717). Их стихи (вирши), написанные устаревшим языком, сейчас не производят былого впечатления. Однако в истории литературы им принадлежит выдающееся место.
Симеон Агафоникович Медведев (в монашестве - Сильвестр) из бедной и многодетной семьи. Его отец, курский подьячий, научил сына читать и писать и вскоре тот освоил профессию переписчика. Шестнадцатилетним отроком Симеон был принят на службу писарем Курской губной избы (уголовного суда).
Думный дьяк С.И. Заборовский, прибывший в Курск с ревизией из Москвы, сразу же оценил способности юного Симеона и забрал его с собой в столицу. Более десяти лет прослужил С. Медведев в Приказе тайных дел.
Медведев был лучшим учеником Симеона Полоцкого и после смерти учителя унаследовал его место — придворного стихотворца. Затем в 1672 году постригся в монахи. Под именем Сильвестра монашествовал сначала в Путивле, а затем в Коренной Пустыне.
В 1678 году Сильвестр Медведев вернулся в Москву, где занял место справщика (редактора) Печатного двора. Главной идеей Менделеева было создание в Москве университета. Вручая 1685 г. проект понравился царевне Софье Алексеевне.
Однако упования на поддержку Софьи потерпели крах. Судьба Медведева оказалась трагичной. После свержения царевны Софьи он был (по навету) привлечен к суду как участник заговора против Петра I, заточен в Троице-Сергиевской Лавре, а затем казнен на Красной площади против Спасских ворот.
Сильвестр Медведев создал изумительный библиографический труд "Оглавление книг; кто их сложил". Впервые в мировой практике он привел в конце книги указатель имен со ссылкой на "знамения" (страницы). Кроме того, он разместил статьи по алфавиту начальных букв, что давало возможность хорошо ориентироваться в его труде.
Сочинил он также кондаки и икосы (торжественные церковные песни). Имя Сильвестра Медведева длительное время при Петре I было под запретом, а затем просто-напросто забыто и только благодаря русским ученым В.Н. Ундольскому и А. Прозоровскому воскрешено из небытия.
С Сильвестром Медведевым родственными узами был связан другой старатель литературы Карион Истомин. Он также родился в1650г. семье подьячего в Курске. В 1676 г. он переехал в столицу. В 1670-х гг. Карион Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где принял монашество, став иеродиаконом в Кремлёвском Чудовом монастыре. С 1679 года Истомин стал служить на Московском Печатном дворе.
Благодаря родственным связям с Сильвестром Медведевым он получил блестящее для того времени образование, свободно владел латинским и греческим языками, был знатоком риторики. Кроме того, в 80-90-х годах Истомин преподавал греческий язык в Типографской школе при Печатном дворе. В Москве Карион Истомин активно занялся педагогической деятельностью. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева.
При содействии Сильвестра Медведева Истомин получил доступ и к царскому двору, в 1683г. Он поднес царевне Софье стихотворный панегирик «Книга мудрости». С того времени в течение 20 лет Карион Истомин выступал в роли придворного поэта и ритора при царевне Софье Алексеевне; сохранил высокое положение и после утверждения на престоле Петра I, став воспитателем царевича Алексея Петровича. В 1698-1701 — начальник Печатного двора.
В своей книге «Вразумление» он наставлял «мудрости» 11-летнего царя Петра I. По содержанию и тематике стихи Истомина весьма разнообразны. Особенно оригинальной была книга "Полис". Это стихотворная энциклопедия по двадцати различным отраслям знаний, времен года и стран света.
Вершиной деятельности Истомина создание «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного). Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея.
Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлек известного гравера – Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках.
Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров из 44 листов. Каждой букве отведена отдельная страница. Изображение букв на славянском, греческом и латинском. Много рисунков и стихов на нужную букву.
Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель отошел от практики зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов, подобные приемы только через сто с лишним лет.
Занимался Карион Истомин и составлением других учебников, известна его неизданная "Малая грамматика". Переводил педагогические произведения зарубежных мыслителей.
Наши земляки несли свет учения и были признанными мыслителями, богословами и поэтами. Сегодня мы говорим, Сильвестр Медведев и Карион Истомин – светочи России и Гордость земли Курской!
2-ой ведущий: «Литература – слово пришло к нам в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова «litera», то есть буква. Литература – искусство письменного слова».
Внимание на экран. Назовите русских поэтов (слайд с портретами русских поэтов).
1-ый ведущий: Конкурс «Знаток русской литературы» I этап. «Назови художественное произведение и автора».
1.6. Конкурс «Знаток русской литературы» I этап. «Назови художественное произведение и автора»
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда,чем заниматься?Нужные работники -столяры и плотники!
Книгу переворошив,намотай себе на ус -все работы хороши,
выбирай        на вкус!
Правильный ответ: Владимир Маяковский.

2-ой ведущий:
Торговали соболями,
Черно-бурыми лисами …
Торговали мы конями
Все донскими жеребцами …
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом
Правильный ответ: Александр Сергеевич Пушкин.
1-ый ведущий:
- Вы, матушка, - сказал он, - или не хотите понимать слов моих, или нарочно говорите, лишь бы что-нибудь говорить…
Я вам даю деньги: пятнадцать рублей ассигнациями.
Понимаете ли? Ведь это деньги. Вы их не сыщите на улице.
Ну, признавайтесь, почем продали мед?
По двенадцать рублей пуд.
Хватили немножко греха на душу, матушка. По двенадцати не продавали.
Правильный ответ: Николай Васильевич Гоголь.
2-ой ведущий:
У Тришки на локтях кафтан подрался.
Что долго думать тут?
Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов –
И локти заплатал. Кафтан опять готов;
Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют;
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
Правильный ответ: Иван Крылов
1-ый ведущий: Доклад «Книжные войны»
1.7. Доклад «Книжные войны»
Все слышали слышать такую фразу: «Сейчас молодежь ничего не читает и вообще печатные книги - это прошлый век». Раньше книги были дефицитным товаром. За произведениями таких авторов как Дюма, Пикуль или Ремарк гонялись месяцами, собирали и сдавали макулатуру, обменивали книги, стояли в длинных очередях, ставили номерки на руках, чтобы в итоге получить вожделенный томик любимого автора.
Хорошая домашняя библиотека была не только показателем материального достатка семьи и качества жизни, но и показателем интеллигентности и духовности. Книга считалась лучшим подарком.
Как известно, Советский Союз был самой читающей страной. Читали все и везде: в метро, в автобусе, на работе и дома. В настоящее время в Росстате подсчитали - наша страна давно уже не самая читающая. Оказалось, что самый читающий народ-это индийцы, которые проводят за книгами более 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение.
Объем книжной продукции сократился на 8%. Согласно данным социологического исследования «Башкирова и партнеры» 94,2% россиян читают книги в принципе, 5,2% ответили на вопрос "Читаете ли Вы, хотя бы иногда, книги (неважно, в бумажном или электронном виде)?" отрицательно.
Цель работы: произвести сравнительный анализ функций печатной и электронной книги, об отношении окружающих к решению данного вопроса.
В обществе происходит постепенный переход образовательного процесса на электронные учебники. Это происходит и у нас в стране, и за рубежом. Обсуждаются достоинства и недостатки внедрения электронных учебников.
Страна читает, но только в ином формате, в формате электронных книг. Вот и в столичных подземках все чаще можно встретить любителя чтения, уткнувшегося в черно-белые электронные страницы. Первые электронные книги появились еще 15лет назад. Но ажиотажного спроса они тогда не вызвали. Многие до сих пор не понимают, зачем нужно делать какие-то особые гаджеты исключительно для чтения. А смысл все-таки есть.
Электронные книги студенты читают не только потому, что это модно, но и потому, что это дешево и удобно. Электронную книгу многие рассматривают, как «электронного помощника» при обучении. Для студента и преподавателя - это электронные учебники, дополнительная литература, словари, задачники, а также домашние задания. Доступ к информационным базам данных по интересующему их предмету, разным образовательным и познавательным порталам.
Аргументы за и против электронных и бумажных книг сведем в таблицу.
Электронная книга Обычная книга
- легче найти нужный фрагмент текста
- возможны перекрестные ссылки и электронный поиск
- электронный текст можно очень быстро передать на любое расстояние
- некоторые книги наличествуют лишь только в цифровом варианте
- электронную книгу получить проще и дешевле, чем бумажную
- занимают мало места
- электронные книги сохраняют леса
- электронную книгу удобнее брать в дорогу
- электронная книга значительно легче. Не надо в школу тащить тяжелый рюкзак. Вес рюкзака первоклассника 7 кг. - можно пользоваться закладкой
- тренировка памяти
- хорошую книгу не стыдно подарить
- некоторые лишь только в бумажном варианте
- Не всегда. Нужно уважать авторское право
- можно собирать свою библиотеку
-вредное электромагнитное излучение
- приятнее перелистывать страницы, рассматривать иллюстрации
- воспитывает выносливость
Ветеран Книга мало в чем уступает юной Электронной книге, а иногда даже откровенно превосходит ее. Однако молодая да быстрая электронная книга тоже не стоит на месте и обещает в скором времени перенять многие ее плюсы. Да и что касается информативности и мобильности, она явно впереди. Думаем, большинство прогнозов сойдется: «Электронная книга в качестве учебника».
Книга - она продолжает жить и в своей новой электронной форме, а вам выбирать, что ближе вашему духу; проводить свободные вечера, с любовью перелистывая страницы, чувствуя запах книги и приятный шелест нескорого конца, или же наблюдать развитие сюжета в обнимку с не менее любимой, но такой холодной, электронной книгой? И подумайте о том, как приятно быть обладателем какой-нибудь редкой книги или подписанной самим автором! Электронный текст это что-то вроде ширпотреба, никакой индивидуальности. Ее вряд ли признают антиквариатом. Чтение по старинке или технология в массы? Решать вам.
Оскар Уайльд однажды сказал: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Не лишайте свой дом души. И помните, что отдохнуть после тяжелого дня можно не только перед экраном телевизора, но и с интересной книгой в руке.
2-ой ведущий
: Конкурс «Знаток русской литературы» II этап «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм».
Конкурс «Знаток русской литературы» II этап «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис.1. Фильм «Мастер и Маргарита»
1-ый ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис.2. Фильм «война и мир»
2-ой ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 3. Фильм «Тихий Дон»
1-ый ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 4. Фильм «Барышня и крестьянка»
2-ой ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 5. Фильм «Тарас Бульба»
1-ый ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 6. Фильм «Бесы»
2-ой ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 7. Фильм «Мой ласковый и нежный зверь»
1-ый ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис.8. Фильм «Приключение Буратино»
2-ой ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис.9 Фильм «12 стульев»
1-ый ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 10 Фильм «Собачье сердце»
2-ой ведущий «Назовите автора и произведение, по которому поставлен фильм»

Рис. 11. Фильм «А зори здесь тихие»
Список литературы
ГОСТ 2105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. –М.: Изд-во стандартов, 1996-18с.
ГОСТ 7.5-98. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов. М.: Изд-во стандартов, 1996-18с.
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. М – ИПК Изд-во стандартов, 2003-53с.
Методические рекомендации для преподавателей / сост. Т.Н. Конькова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016 -20 с.
Методические рекомендации по разработке и оформлению методической продукции/ сост. Т.Н. Конькова – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016 -27 с.
Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.
Николаев, С. И. Карион Истомин - поэт, автор проповедей и педагогических сочинений / С. И. Николаев // Литература древней Руси: библиографический Словарь. - М., 1996.
Королев Б.Н. Региональное учебное пособие история и современность Курского края. – Курск: ГУИПП «Курск», 2001 717с.
Непрерывное образование: Вызовы, компетенции, гибкость и последствия для образовательных структур. Международная научно-практическая конференция. Материалы конференции. – Москва: Общественная палата РФ, 2012.-370с.
Интернет-ресурсы: www.ixbt.com/monitor/eink.shtml www.gadgets-reviews.com – «Электронные книги будущего»
http://www.rusinst.ru