Н и НН в суффиксах имён прилагательных (6 класс)
Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства. 6 класс.
Тема: Одна и две Н в суффиксах имён прилагательных.
Цель: знакомство с орфограммой «Н и НН в суффиксах имён прилагательных».
Задачи:
-повторить основные сведения об имени прилагательном;
- совершенствовать умение выполнять синтаксический разбор предложения;
- развивать познавательный интерес и творческие способности;
- воспитывать любовь к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация PowerPoint «Золотая хохлома»; тексты легенд, пригласительные билеты с заданиями, индивидуальные карточки, конверты с дифференцированным заданием.
Ход урока
Организационный момент.
Знакомство с темой, целями урока.
Слово учителя. Сегодня мы побываем на заочной экскурсии в мастерской художника, полюбуемся хохломской росписью. Эпиграфом к уроку будут слова из энциклопедического словаря: «Хохлома – это часть культуры родной земли».
Почему предметы, о которых пойдёт речь, называются «хохломой», как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства – на все эти вопросы мы постараемся найти ответы в течение урока.
Также нам предстоит повторить основные сведения об имени прилагательном, познакомиться с орфограммой «Н и НН в суффиксах прилагательных».
Синтаксическая пятиминутка. Дифференцированная работа по карточкам.
Задание: прочитать содержание пригласительного билета в музей Приложение1 (раздаточный материал у каждого учащегося), выполнить синтаксический разбор первого предложения:
Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.
Приглашаем вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы.
В парч…вом наряде, по Дворц…вой площади, по кольц…вой дороге, в холщ…вой рубахе, залиться румянц…м, надёжный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелёч…к, свинц…вая туча.
2.Запишите по два прилагательных с суффиксами –тельн-, -оват- (-еват-), -чив-, -лив-.
Карточка №2
Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы.
Ч…рная шаль, ч…ткие движения, пунц…вое лицо, спелый крыж…вник, тихий ш…рох, кумач…вые полотнища, ж…лтый оттенок, плюш…вый медвеж…нок.
Составьте два предложения, в которых прилагательное выступает в роли различных членов предложения.
Знакомство с новой темой.
1. Задание: образуйте прилагательное от существительного глина. Назовите разряд прилагательного по значению. Докажите правильность своего ответа.
- Составьте словообразовательную цепочку: глина –глиняный. При помощи какой морфемы было образовано прилагательное? (суффикс –ян-).
- Имена прилагательные, обозначающие, из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов – ян-, -ан-, -ин-, в которых пишется одна буква Н.
2. Работа с опорной схемой. (Слайд 7)
3. Самостоятельное чтение теоретического материала в учебнике.
- Что не вошло в таблицу, с которой мы работали? Приведите примеры.
V. Закрепление.
- Итак, мы справились со всеми заданиями, предложенными в пригласительном билете, и можем отправляться на экскурсию в мастерскую художника.
Посмотрите на хохломскую посуду. (Слайд)
- Чем отличается эта чаша от обыкновенной посуды? (Яркая, словно золотая, украшена причудливыми завитками, цветами, травами. Как перья жар-птицы, они загораются на красно фоне)
- А кто знает, где изготовляли такую посуду? (В Нижегородской области).
- Где сегодня бытует промысел? (В г. Семёнов).
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Работа с текстом легенды, связанной с возникновением хохломской росписи. (Текст легенды у каждого учащегося).
Рассказывают, жил в давние времена в Москве замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу.
Знал мастер как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огненными красками. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое искусство сохраняется только тогда, когда передается из рук в руки, от учителя к ученику.
- Какова тема текста?
- Почему не исчезло мастерство художника?
- В каком предложении заключена основная мысль?
- Выпишите из текста выделенные слова. Графически объясните правописание суффиксов.
-Обратите внимание на слово огненный. Несмотря на то, что это слово не имеет значение «из чего сделано», оно пишется с суффиксом – енн-, так же как клюквенный, соломенный, тыквенный. Их нужно запомнить. Запишите в словарик слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.
Объяснительный диктант.
Оловянный порошок, травяной покров, глиняная кружка, тетеревиное крыло, льняное масло, деревянная чаша, серебряный лист, пламенные краски, журавлиное перо, искусственное золото, обыкновенный цветок.
Работа с деформированным текстом.
Запишите текст, вставив в него слова на изученную орфограмму. (Слайд 8)
(Деревянную) посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке. Станок был ручным или (водяным). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины, чтобы древесина не впитывала в себя (льняное) масло. Посуда становилась похожей на (глиняную). Затем её покрывали порошком из олова, и (деревянная) посуда блестела, как (серебряная).
После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, а порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск, становился (огненным).
Демонстрация изделий хохломского промысла. (Слайд 9-11 )-Назовите мотивы, встречающиеся в хохломской росписи.
- Вспомните, что такое орнамент, назовите тип орнамента. (Нет жанровых сцен, травяной орнамент: гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками, цветами).
Изображения цветущих кустов и плодов на Руси искони считались пожеланием добра, благопоучия, счастья. Эти традиции сохраняются до настоящего времени.
VI . Подведение итогов урока.
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Когда в суффиксах прилагательных пишется Н? НН?
- О каком народном промысле шла речь на уроке? Что нового вы о нём узнали?
Закончить урок я хочу словами В. Бокова: (Слайд 12)
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди. Служишь Отчизне!
Домашнее задание.
Написать сочинение «Хохломская кисть», используя слова с изученной орфограммой.
Приложение 1.
Легенда о возникновении хохломской росписи
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе там избу. Мечтал он о таком искусстве, которое стало ба родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли.
Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал посуду оловянным порошком, покрывал льняным маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Горела посуда огненными красками.
Слава о великом мастере разлетелась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде и рассказал односельчанам секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Приложение 2
Пригласительный билет
Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.
Приглашаем вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
Приложение 3.
Карточка № 1
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы.
В парч…вом наряде, по Дворц…вой площади, по кольц…вой дороге, в хлощ…вой рубахе, залиться румянц…м, надёжный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелеч…к, свинц…вая туча.
2. Запишите два прилагательных с суффиксами –тельн-, -оват- (-еват-), -чив-, -лив-.
Карточка № 2
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы.
Ч…рная шаль, ч…ткие движения, пунц…вое лицо, спелый крыж…вник, тихий ш…рох, кумач…вые полотнища, ж…лтый оттенок, плюш…вый медвеж…нок.
2. Составьте два предложения, в которых прилагательное выступает в роли различных членов предложения.