Конспект урока по теме: Углы. Измерение углов

Конспект урока математики в 7классе по теме:
" Углы. Измерение углов."
Учитель математики : Шмуль Татьяна Николаевна Тема урока: Углы. Измерение углов.

ОУ : ст.Ивановская, МБОУ СОШ №18

Тип урока: урок обобщения и повторения.


Цели урока: 1. Образовательные - Повторение и закрепление понятий: градусной меры угла; прямого угла; тупого угла; свойств градусных мер углов. - Закрепление умений и навыков практического применения свойств градусных мер углов при решении задач.
2. Развивающие -Реализация принципов связи теории и практически. -Развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса.
-Развивать геометрическую интуицию, газомер .
-Развивать умение рассуждать и доказывать . -Развитие творческой самостоятельности мышления учащихся. -Формирование целепоказаний.
3. Воспитательные -Воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учёбе
-воспитание интереса к предмету

Оборудование: демонстрационный транспортир, транспортиры у учащихся,компьютерный центр ( установить необходимую программу заранее
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
План урока:

1. Организационная часть: проверка подготовленности учеников к началу урока, мотивация, постановка цели урока.(2-3 мин )
2. Актуализация опорных знаний:(5-7 мин) -устные упражнения -графический диктант. 3. Решение задачи.(10 мин) 4. Экспресс-контроль полученных знаний.( работа на компьютере)( 17-20 мин)
5. Экскурсия в историю.(2-3 мин) 6. Постановка домашнего задания.(1 мин) 7. Рефлексия, подведение итогов.(3-4 мин)

Подготовка к уроку:

Подготовлена компьютерная презентация, в которой присутствуют: -тема урока -цели урока -картинки с применением углов в жизни человека -рисунки к устным упражнениям -вопросы и ответы к графическому диктанту -изображение прибора «Астролябия» -домашнее задание.

ХОД УРОКА:
1.Организационная часть:
Добрый день всем! Садитесь пожалуйста. Я рада видеть вас . Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетрадь и учебник, дневник и письменные принадлежности. Если все готовы к уроку, откройте тетради и запишите дату. Классная работа .. .. ..г

Давайте запишим тему урока .Поссмотрите пожалуйста на слайд.( №1)

" Углы. Измерение углов."


-Как вы считаете, ребята, исходя из темы урока, и ранее полученных знаний, какова цель нашего урока, над чем мы будем сегодня с вами работать. Ученик: - Я думаю, что сегодня на уроке мы будем продолжать учиться решать задачи с понятием «Угол». Ученик: - А я думаю, мы должны повторить, то что изучали на предыдущих уроках, например, что такое угол, его градусная мера, какой угол называется прямым, острым, тупым. -Молодцы! А теперь позвольте мне обобщить то, что вы сказали. И так, ребята, наша цель сегодня на уроке:

И так цель нашего урока : ( слайд №2)

Повторить и закрепить понятия градусной меры угла, прямого, острого, тупого углов, свойства градусных мер углов. Научиться применять свойства градусных мер углов
при решении задач.



2. Актуализация опорных знаний:

Устно:
1. Какая фигура называется углом? 2. Какие виды углов вам известны? 3. Какой угол называется прямым? ( изобразить на доске) 4. Какой угол называется острым?( изобразить на доске) 5. Какой угол называется тупым?( изобразить на доске)
6. Что называется биссектриссой угла?




6. Давайте рассмотрим рис. №1 ( слайд №3) и назовем : по два острых, тупых, прямых и развёрнутых угла.





















7. Графический диктант:

-Ребята вы сейчас работаете в тетради.
-Я утверждаю, что : В некоторых вопросах нужен ответ да или нет , а в остальных нужно узнать понятие и записать это в рабочую тетрадь.
1. Равные углы имеют равные град. меры 2. На рис. ОВ это,что





( слайд №4)

3. Единицей измерения углов, является градус-угол, равный 1/180 части развёрнутого угла. 4. Для измерения углов используется циркуль. 5. Меньший угол имеет большую град. меру. 6. Если луч делит угол на два угла, то град. мера всего угла равна, сумме град. мер этих углов. 7. Если обе стороны угла являются дополнительными полупрямыми, то угол называется прямым.
8. Прибор для построения и измерения углов. 9. Раздел геометрии, в котором рассматриваются свойства фигур на плоскости.
10. Прибор для построения и измерения углов. 11. Раздел геометрии, в котором рассматриваются свойства фигур на плоскости.

А теперь давайте проверим . ( смотрим на ответы слайд №5))
Кто не допустил ошибок?
У кого 1-2 ошибки? ( выяснить где были затруднения и разобрать ошибки)

3. Решение задачи: ( слайд № 6)
1.Луч z проходит внутри угла sk . Найдите zk , если sk =103є , sz =62є .

( решаем около доски )
. 2.Укажите, чему равна градусная мера угла
·ВОА, если
·АОС = 108є, а
·ВОС в 2 раза больше угла
·ВОА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

4. Экспресс-контроль полученных знаний.
- Теперь ребята давайте поссмотрим как мы усвоили самые главные понятия по теме и научились решать задачи основного уровня. За эту работу я каждому поставлю отметку по результатам выполнения теста.

Откроем программу . Запишим свою фамилию. Откроем « автономная работа» .
Выберем раздел « Измерение углов.» ,отвечаем на вопросы. Обратите особое внимание на правильное оформление ответов ,а то он будет не принят.
Как только вы справитесь ,то сразу позовите меня. Если кто то делает быстро, то может открыть раздел « Углы» и прорешать.
Если кому, что то не понятно ,то поднимите руку и я подойду.

5.Экскурсия в историю.
( слайд № 7)
Ученик зачитывает или рассказывает заранее подготовленный небольшой материал о понятии астролябия. На слайде учащиеся смотрят на фото этого оборудования.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
один из старейших астрономических инструментов, появившийся в Древней Греции. Этот старинный инструмент сотворен более двух тысячелетий тому назад, когда люди полагали, что Земля – это центр Вселенной.АСТРОЛЯБИЯ, -и, ж. Старинный геодезический (а еще ранее - астрономический) прибор для измерения углов . Астролябию иногда называют самым первым компьютером . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Астролябия один из старейших астрономических инструментов. Основан на принципе стереографической проекции. Принцип стереографической проекции, переводящей окружности на сфере в окружности на плоскости, открыл в III в. до н. э. Аполлоний Пергский. Витрувий в своём сочинении «Десять книг об архитектуре», описывая астрономический инструмент, называемый «пауком», сообщает, что его «изобрёл астроном Евдокс, а иные говорят Аполлоний». Одной из составных частей этого инструмента служил барабан, на котором, по словам Витрувия, «нарисовано небо с зодиакальным кругом». Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, в XVXVI столетиях, она наряду с армиллярной сферой была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности. Европейские мастера, подобно своим предшественникам арабам, уделяли большое внимание художественному оформлению, так что астролябии стали предметом моды и коллекционирования при королевских дворах.

6. Домашняя работа.
откройте дневники и запишите : задание на карточке ( раздать листочки с заданием)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Найдите градусную меру угла
·КОЕ, если
·СОК = 99є.

7. Подведение итогов урока :
- Так, чем мы сегодня занимались на уроке? -Повторили виды углов и их обозначения. -Повторили свойства град. мер углов. -Научились применять полученные знания при решении задач. -Познакомились с прибором для измерения углов на местности.
-Ребята скажите, все ли было вам сегодня понятно на уроке.?
-Понравился ли вам наш сегоднешний урок?
Слайд №8
К геометрии способность проявляй, Не ленись, а ежедневно развивай, Повторяй, учи, трудись, соображай С геометрией дружить не забывай.

Подружитесь, ребята, с геометрией.
Спасибо вам за работу.


Сопроводительные материалы .
В данном уроке я использовала авторскую программу Жукова В.В. "Репетитор-тест по математике для 5 кл." ( он размещен на учительском портале « Электронный репетитор -тест по математике для 5 класса» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ) Он совмещает функции контроля знаний и обучения математике учеников 5 класса и может использоваться как для самостоятельной работы учеников, так и для работы на уроке - для проведения контрольных и самостоятельных работ и для фронтального опроса, а также для выполнения домашних заданий. Для этого в Репетиторе предусмотрены такие виды контроля: на экране, возможность печати результатов работы на бумаге, в секретном файле в компьютере ученика или, при наличии локальной сети, - в компьютере учителя в режиме реального времени, т.е. учитель может проконтролировать ответ на каждый вопрос в каждом ученическом компьютере. В репетиторе частично заблокирована возможность выхода из программы минуя контроль. Если же ученик недоволен своими результатами и выходит из программы путём выключения питания или нажатия на системном блоке кнопки Reset, то учитель может увидеть это в секретном файле или в своём компьютере, т.к. там результаты записываются дважды: после каждого ответа, а затем общий результат после слов "Общий итог".

Репетитор включает в себя теоретические вопросы и задачи, соответствующие всем разделам учебника математики 5 класса Н.Я. Виленкина и др., а также содержит дополнительно три раздела задач, соответствующих другим учебникам.
Я в данном уроке использовала раздел программы « Измерение углов » , по программе геометрия 7 класса Атанасяна.
Начиная работу, ученик регистрируется (вводит фамилию), выбирает раздел математики и вопрос. Репетитор содержит вопросы двух типов: с выбираемым ответом и с вводом ответа. При первом неправильном ответе на мониторе появляется первое пояснение, при втором и последующем неправильных ответах - второе пояснение. Первое пояснение напоминает теорию вопроса, второе пояснение более детальное, но и оно не содержит прямого решения задания, а только объясняет пути его решения, т.е. выполняется именно обучение, а не "натаскивание". В большинстве случаев приведены примеры решения. Пояснения составлены простым и понятным языком без излишнего наукообразия.
Каждый вопрос репетитора имеет около 12 и более вариантов заданий, выдаваемых в случайном порядке. Это сделано для того, чтобы ученик не мог механически запомнить правильные ответы, и делает возможной многократную работу на Репетиторе каждого ученика. После ответа на все варианты данного вопроса на экране появляется надпись "Варианты исчерпаны", и возвращение к этому вопросу возможно только при новом открытии Репетитора.
Эта программа достаточно простая для учащихся. Детям нравится использование таких программ на уроках. Я разрешаю ребятам когда они работают с программой если это им необходимо использовать учебник и рабочую тетрадь .Во время их работы я прохожу и вижу кто как работает и у кого возникают проблемы в работе. В конце работы каждому ученику я выставляю отметку за работу , проверяя их результаты по тесту .
А

В

С

D

F

P

O

D

O

B

N

Морская астролябия



Заголовок 215