Модифицированная программа технического направления Кукольный сундучок.
МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров и школьников
Дополнительная общеразвивающая программа
«КУКОЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»
Возрастная категория:
обучающиеся от 7 до 15 лет
Срок реализации: 1 год
Ясеновская Евгения Петровна
педагог дополнительного образования.
р.п. Ольховатка 2016г.
Пояснительная записка
Программа «Кукольный сундучок» имеет художественную направленность. Количество обучающихся в группе: 12 человек.
Представленная программа занятий кружка «Кукольный сундучок» предложена для учащихся 1-9 классов.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 216 часов.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей
учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению
Уровень реализации программы:
1-й год обучения – базовый;
Срок реализации программы: 1 год.
Общее количество часов – 216;
1-й год обучения – 216 ч.;
Рекомендуемый режим занятий:
1-й год обучения –3 занятия в неделю по 2 часа;
Формы учебной деятельности: индивидуальные и групповые занятия.
Цель программы
Является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи программы
- Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ, ценить народное художественное творчество;
- воспитание активного эстетического отношения к действительности;
- формирование практических навыков художественно-творческой деятельности, понимания связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
- умение обобщать свои жизненные представления с уч том возможностей художественных средств;
- формирование понятий о стилевом характере внутреннего оформления пространства (общественное, производственное, бытовое);
- раскрыть перед обучающимися социальную роль, изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна;
- знакомство с профессиями художников – дизайнеров;
- их творческой и практической деятельностью.
Учебно-тематический план
№
п\п
Разделы и темы
Практич. кол-во часов
Теорет. кол. часов
Общее кол.часов
1
Вводное занятие
2
2
I
Народные куклы
10
10
20
1
Кукла «Пеленашка»
1
1
2
2
Кукла «Крупеничка»
1
1
2
3
Кукла «Травница»
1
1
2
4
Кукла «Благополучница»
1
1
2
5
Кукла «На счастье»
1
1
2
6
Кукла «Берегиня»
1
1
2
7
Кукла «Колокольчик»
1
1
2
8
Кукла «Веснянка»
1
1
2
9
Кукла «На здоровье»
1
1
2
10
Кукла «Мамка»
1
1
2
II
Кукла из ниток.
9
1
10
1
Куклы «Мартенички»
1
1
2
2
Кукла «Оберег»
2
2
3
Кукла «Ангел»
2
2
4
Кукла «День и ночь»
2
2
5
Кукла «Неразлучники»
2
2
III
Ручные швы.
6
6
1
«Вперед иголку», «Назад иголку .
2
2
2
«Строчка», «Петельный шов».
2
2
3
«Шов через край», «Потайной шов»
2
· 2
IV
Шитые куклы
78
2
80
1
Текстильная кукла
14
2
16
2
Кукла «Тильда»
16
16
3
Кукла тильда Милашка
16
16
4
Улитка в стиле тильда
12
12
5
Кролик в стиле тильда
10
10
6
Кот в стиле тильда
10
10
V
Куклы из носков
29
1
30
1
Кукла из носка
7
1
8
2
Пошив котенка из носка
8
8
3
Пупс из носка
8
8
4
«Снеговик из носка»
6
6
VI
Игрушка подушка.
31
1
32
1
«Сова»
7
1
8
2
«Кот»
8
8
3
«Собака»
8
8
4
«Тучка»
8
8
VII
Сплюшки-лоскутные игрушки.
35
1
36
1
«Жираф»
9
1
10
2
«Заяц»
8
8
3
«Ёжик»
8
8
4
«Котик»
10
10
ИТОГ:
216
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в коллективе под руководством педагога;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Формируемые компетенции обучающихся:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
-социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования.
В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия:
- познавательные: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;
- регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов.
По окончании обучения по программе обучающийся должен знать:
-правила подготовки рабочего места;
-правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
-технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
-область применения и назначение материалов и инструментов;
Обучающийся должен уметь:
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
-изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;
-выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
-осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы
- работать в парах и коллективе.
Список используемой литературы
Для детей:
Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
В. Феррари «Игрушка своими руками»
Для педагогов:
Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010.
М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М, «Мозаика-синтез», 1999 год
Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла» - Москва, «Культура и традиции», 2007 год
7. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000.
15