Элективный курс Республика Коми – субъект Российской Федерации
Аналитическая записка к методической разработке элективного курса для 9 класса «Республика Коми – субъект Российской Федерации»
Панкова Елена Юрьевна;
место работы; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска («Цткымын предмет пыдiсянь велцдан 4 №-а шцр школа» Усинск к. муниципальнцй велцдан сьцмкуд учреждение);
должность – учитель истории и обществознания;
название конкурсного материала. Элективный курс для 9 класса «Республика Коми – субъект Российской Федерации»
Аналитическая записка к методической разработке элективного курса для 9 класса «Республика Коми – субъект Российской Федерации»
«Начиная изучение истории любого народа, встречаем силу, которая держит в руках колыбель каждого народа – природу его страны» Ключевский В.О.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска (далее - ОУ) - современное образовательное учреждение, в котором учащиеся получают глубокие знания в различных областях. Высокий уровень владения полученными знаниями учащиеся ОУ демонстрируют на городских, республиканских олимпиадах. По целому ряду учебных предметов призовые места на муниципальных предметных олимпиадах неизменно достаются учащимся ОУ. Большинство выпускников ОУ становятся студентами престижных вузов Республики Коми и Российской Федерации. Приобретенные в ОУ, получение высшего образования в престижных вузах страны позволит выпускникам в ближайшем будущем пополнить ряды специалистов высокого уровня в различных сферах деятельности.
Актуальностью современной системы образования становится не только необходимость создания условий для получения учащимися хороших знаний в различных областях, но и формирования у подрастающего поколения истинного патриотизма, гражданской ответственности, социальной зрелости. Результат любой работы или направления выполняемого профессионалом, должен быть направлен на укрепление и развитие своей страны.
Воспитание в духе толерантности, уважения к народной культуре, традициям родного края становится ведущим фактором проявления гражданственности и истинного патриотизма на протяжении всей жизни человека. Уважение и любовь к родному краю можно и нужно формировать в человеке с детства. Чем больше сегодня подросток будет знать свой край, историю его развития, культуру и традиции народов, проживающих на его территории, тем больше будет заботиться о настоящем и будущем своей страны.
Особенности и новизна элективного курса заключается в том, что в системе образования Республики Коми отсутствует широкий выбор детально разработанных комплексных элективных курсов, направленных на формирование социальной активности и гражданской ответственности учащихся, воспитания их национального самосознания, чувства патриотизма и сопричастности к истории своего края. Зачастую достижение поставленной цели в образовательных учреждениях решается параллельно: на уроках краеведения и при организации досуга классного коллектива.
Для преподавания элективного курса привлечены имеющиеся информационные, организационные, интеллектуальные ресурсы. Новизна элективного курса состоит в том, что преподавание идёт по нескольким направлениям, представляющим единый комплекс необходимых знаний выпускников основного образования.
Таким образом, в образовательном пространстве ОУ организована деятельность не только по изучению истории и культуры родного края, но и современного социально-культурного, общественно политического устройства Республики Коми.
Особенностью элективного курса для 9 класса «Республика Коми – субъект Российской Федерации», является широкий спектр форм и методов активной работы с учащимися, используемых в организации мероприятий по изучению прошлого и настоящего Республики Коми.
Пояснительная записка
Программа элективного курса для 9 класса «Республика Коми – субъект Российской Федерации» (далее – элективный курс) определяет содержание образования на уровне основного общего образования. Элективный курс разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (в ред. от 29.12.2014 года) (далее - ФГОС ООО) и авторской программы Рогачёва М.Б. «История и культура Коми края» для общеобразовательной школы Сыктывкар, 2006г.
Реализацию учебной программы обеспечивает УМК по Истории Республики Коми:
- Учебник «История Республики Коми 7 – 11 классы, авторы: И.О.Васкул, И.Л.Жеребцов, М.Б.Рогачёв, М.В.Таскаев, О.И.Уляшев, - М.: ДИК, 2000г.;
- «Исторический атлас Республики Коми» -М.: Дрофа; Издательство ДИК, 1997 г.;
- Рабочая тетрадь по истории Республики Коми - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 1997 г.
Нормативно-правовая основа элективного курса:
- Конституция Российской Федерации;
- Конституция Республики Коми;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон «Об образовании»;
- Устав «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска»;
- локальные акты осуществления образовательной деятельности.
Цель элективного курса: формирование представления о наиболее общих проблемах и основных особенностях региона во взаимосвязи с историей и современностью России.
Задачи элективного курса:
- формирование у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий современного и исторического развития региона, выявлению причинно-следственных связей общего и особенного в развитии Коми края;
- воспитание патриотизма и уважения к традициям и культуре Коми края и коми этноса.
Задачи элективного курса реализуются на занятиях в форме уроков-лекций, защиты проектов, экскурсий. На этих занятиях используются разнообразные методы обучения, выбор которых зависит от изучаемой темы. Применяются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, словесные методы обучения истории. Ведущие технологии - объяснительно-иллюстративная, проектная и проблемное обучение. Предполагается также индивидуальная и дифференциация обучения с учётом возможностей и интересов конкретного ученика. Способы проверки результатов реализации курса: устный опрос, эссе, проекты, презентации.
Общая характеристика элективного курса. Основные закономерности и направления современного и исторического развития народа коми. В то же время региональные этнографические и культурологические особенности обуславливают некоторую специфику исторического развития региона.
Преподавание элективного курса «Республика Коми – субъект Российской Федерации» способствует осознанию места региона в общеисторическом процессе, формированию личной ответственности учащихся за судьбы своего Отечества и малой родины, пониманию взаимосвязанности развития всех народов, населяющих Республику Коми, и необходимости объединения их усилий на благо республики. При этом чрезвычайно важным представляется сохранение самобытной национальной культуры, развитие и взаимодействие культур народов страны.
Элективный курс предполагает свободу педагогического творчества и имеет ясную структурную цельность.
2. Элективный курс содержит:
- необходимые каждому гражданину научные представления об институтах государства и институтах гражданского общества;
- гражданские ценностные ориентиры.
В основу содержания элективного курса положены следующие принципы:
- системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения.
Цели элективного курса
На глобальном уровне:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
На личностном уровне:
- формирование мотивации на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- воспитание заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- освоение ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
На метапредметном уровне:
- умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации;
- развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, сообщение);
- развитие готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия;
На предметном уровне:
- формирование относительно целостного представления об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- освоение знаний ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- развитие умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- овладение знаниями основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизма и гражданственности.
3. Планируемые предметные результаты
По итогам усвоения содержания изучаемого элективного курса учащиеся должны:
- описывать образ жизни, природные условия, занятия коми в разные исторические периоды;
- рассказывать о происхождении народа коми, расселении, взаимоотношениях с соседними народами;
- описывать памятники культуры, искусства, религии;
- знать хронологические рамки явлений, дат, событий;
- характеризовать основные занятия людей, отрасли промышленности, системы хозяйства;
- рассказывать о важнейших событиях в истории региона и республики, о замечательных людях;
- знать структуру управления краем, областью, республикой;
- раскрывать международные связи и участие коми в международных событиях;
- характеризовать развитие религиозных верований населения края, области, республики, роль и место церкви в обществе;
- излагать наиболее важные события в общественно-политической жизни республики;
- рассказывать об основных достижениях культуры, науки и техники современного общества, развития общественных идей;
- уметь выявлять и раскрывать причинно-следственные связи;
- уметь работать с источниками, анализировать их содержание;
- уметь оценивать исторические явления, действия людей в истории;
- уметь обосновывать личное отношение к историческим событиям, людям, творениям культуры;
- уметь показать на карте границы Республики Коми, Коми автономной области, города, района;
- уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- уметь выявлять синхронность и диахронность событий и явлений
Наименования разделов:
Географическое положение Республики Коми.
Административно – территориальное деление Республики Коми.
Политическое устройство Республики Коми.
Социально – экономическая характеристика Республики Коми.
Культурологическая составляющая народа коми.
Исторические этапы формирования государственности Республики Коми.
4. Тематический план элективного курса для 9 класса
Раздел
Название тем занятий
Кол-во часов
Форма
Приме-чание
География Республики Коми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Почвы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
Проект «Кладезь природных богатств» или «Достояние моей республики»
1
Защита
Итого
6
Административно– территориальное деление Республики Коми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
Муниципальное устройство.
1
Города.
1
Города республиканского значения.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
Презентации «Этот город самый главный, город на Земле»
Защита
Итого
5
Политическое устройство Республики Коми.
Символика Республики Коми (герб, гимн, флаг)
1
Глава Республики Коми.
1
Система государственной власти Республики Коми (законодательная, исполнительная, судебная)
1
Местное самоуправление.
1
Сочинение «Обращение к Главе Республики Коми»
1
Презентации
Итого
5
Социально – экономическая характеристика Республики Коми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Республики Коми.
1
Сельское хозяйство Республики Коми.
1
Оленеводство в Республике Коми.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Республики Коми.
1
Эссе «Моя семья в истории республики»
1
Презентации
Итого
6
Этнография и культура Республики Коми.
Народный эпос, предания, легенды.
1
Традиции, обычаи, народные промыслы народа коми.
1
Организация системы образования в республике.
1
Театр. Телевидение. СМИ.
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Поэзия. Художественное творчество.
1
Знаменитые коми.
1
Проект «Экскурсия по этнографическим музеям города Усинска и Усинского района»
1
Защита
Итого
7
Исторические этапы формирования государственности Республики Коми.
Догосударственный период в истории Коми края.
1
Исторические периоды присоединения Коми края.
1
История преобразования Коми края.
1
Этапы формирования государственности современной Республики Коми
1
Многонациональная семья Республики Коми.
1
Эссе «Я живу в Республике Коми»
1
Презентации
Итого
6
Всего часов
35
5. Список литературы для учителя и учащихся, УМК
1. «История Республики Коми. 7-11 классы». Под редакцией М.Б. Рогачева. –
М.: Изд- во ДИК.
2. «Исторический атлас Республики Коми», - М: Дрофа; Изд-во ДИК, 1997.
3. «Историко-культурный атлас РК». – М.: Дрофа; Изд-во ДИК, 1997.
4.Бараксанов Г.Г. Стефан Пермский и современность. – Сыктывкар, 1996.
5.Вайровская С.В. Земства и Советы в 1917-1918. По материалам Коми края. – Сыктывкар, 1994.
6.Вахнин В.Д. История коми народа (новая эра до наших дней – до 2000 года). – Киров:
КОГУП «Кировская областная типография», 2003.
7.Ганова Е.Ф. Литература, искусство, история и природа Коми края. – Сыктывкар: Коми
книж.изд-во, 1997.
8.Голосенко И.А. Питирим Сорокин:судьба и труды. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1991.
9.Города моей республики. Рекомендательная памятка для школьников. – Сыктывкар, 2002.
10.Жеребцов И.Л. Где ты живешь? – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2000.
11.Жеребцов И.Л. Коми край в 18-сер.19 века: территория и население. – Сыктывкар, 1998.
12.Жеребцов И.Л. Они любили край родной. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993.
13.Жеребцов И.Л., Сметанин А.Ф. Коми край. Очерки о десяти веках истории. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2003.
14.Жеребцов И.Л., Таскаев М.В. Историческая хроника РК с древнейших времен. –
Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 2002.
15.Книга памяти Республики Коми. Том 2. - Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1994.
16.Конаков Н.Д. Христианство и язычество народа коми. – Сыктывкар: Коми книж. Изд-во, 2001.
17.Конституция РК. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2011.
18.Мацук М.А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993.
19.Мацук М.А. Сысольская земля в 17 веке: стремление к лидерству в Коми крае. –
Сыктывкар, 1990.
20.Нестеров М.Г. Древняя коми история. – Сыктывкар, 2000.
21.Нестеров М.Г., Золотарева Е.В. Древнейшая история Коми и Севера России. (сборник
эссе). – Екатеринбург, 2001.
22.Попов А.А., Сметанин А.Ф. Советская северная деревня в 60-е – первой половине 80-х
годов. – Сыктывкар, 1995.
23.Поповцева Э.К. Русское искусство 18-начала 20 века. Живопись, графика, скульптура.
Каталог. – Сыктывкар, 1991.
24.Рогачев М.Б. Летопись Коми края. 5-11кл.: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Изд. ДИК, 1998.
25.Рогачев М.Б. Страницы истории политических репрессий в Коми АССР. – Сыктывкар: Покаяние, 2003.
26.Росхон Л.Т. История развития РК. – Сыктывкар, 1997.
27.Савельева Э.А. Историко-культурный атлас РК. – М.: Дрофа, ДиК, 1997. – 10.
28.Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди. Страницы древней истории народа коми. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1990.
29.Тираспольский Г.И. Житие Стефана Пермского. – Сыктывкар: Коми книж.изд-во, 1993. 30.Федорова Л. Знаете ли вы историю своего края? – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1975.
31.Филлипова В.В., Канева Т.С. Традиционный народный календарь коми: материалы. –
Сыктывкар, 2002.
32.Филлипова В.В., Канева Т.С. Коми фольклор. Часть 1. Календарные обряды и поэзия.
Хрестоматия. – Сыктывкар, 2000.
33.Халюкова Ж.В. Исследователь Коми края. Доктор филологических наук Алексей
Семенович Сидоров (1892-1953). Каталог личного фонда. – Сыктывкар: СГУ, 1997.
34.Хорунжая Т.М. 100 тестов по истории РК. – Сыктывкар, 2002.
35.Чупров В.И., Бондаренко О.Е. История Коми края. Хрестоматия. Ч.1.
Дореволюционный период. – Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1991
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415