Профилактика проявлений профессиональной деформации личности учителя
Профилактика проявлений профессиональной деформации личности учителя.
Эффективность педагогического труда невозможна без развитого чувства ответственности, постоянной сосредоточенности, неустанной рефлексии, непрерывных поисков информации, действенных путей, методов и средств обучения и воспитания. Это творческий, эмоционально насыщенный труд, требующий глубоких личных убеждений, целеустремленности, больших волевых усилий, любви к профессии и людям, высоконравственного поведения, всесторонней общей психолого-педагогической культуры .В профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, кризисы профессионального развития. После нескольких лет выполнения одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций . Основным ресурсом педагогического процесса является педагог. Каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности. Очень часто такие требования, предъявляемые педагогам, наталкиваются на барьеры, обусловленные образованием профессионально нежелательных изменений, деструкций, препятствующие качественному выполнению деятельности и негативно сказывающиеся на развитии личности педагога и его здоровье. Исследователи влияния профессии на личность ( Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Л.М. Митина, Р.М. Грановская ,С.П. Безносов и др.) отмечают, что «многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности нередко приводит к развитию профессиональных деструкций, то есть к изменениям сложившейся структуры деятельности и действии с другими участниками этого процесса.» Профессиональные деструкции нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость. Э.Э.Зеер выделяет психологическую дезадаптацию как один из видов профессиональных деструкций. Профессиональная психологическая адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды(психофизиологический аспект), адаптация субъекта деятельности к профессиональным задачам орудиям труда, выполняемым операциям и т.д. (собственно профессиональный аспект) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды 9социально-психологический аспект).
А. К. Марковой одной из тенденций профессиональных деструкций выделено появление деформаций личности (в частности, эмоционального истощения и выгорания , а также ущербной профессиональной позиции) .
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Важное проявление «выгорания» – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.
Какова же основная причина развития эмоционального выгорания – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер. Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.
Как показывают исследования, объективные факторы , влияющие на возникновение профессиональных деструкций, изменить очень сложно, поэтому необходимо раскрытие внутренних ресурсов противостояния образованию профессионально нежелательных изменений у педагогов.
Л.М. Митина выделяет в качестве такого ресурса модель профессионального развития , когда «учитель осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его учениками ( и школой в целом), и пытается активно способствовать и противодействовать внешним обстоятельствам , планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять самого себя ради их достижения.
Для успешной реализации такой деятельности необходима сильная, зрелая, гибкая личность, умеющая самостоятельно продуцировать цели и задачи, зачастую идущие вразрез с общепринятыми в данной школе (системе образования) взглядами, и добиваться их достижения.
Проблему поиска стратегий профессионального самосохранения личности рассматривает в своих работах Э.Ф. Зеер. По его мнению, «профессиональное самосохранение личности предполагает использование осознанных или неосознанных стратегий и тактик поведения специалиста, способствующих конструктивному профессиональному росту и карьере».
Рассматривая проблему формирования профессиональных деструкции, Ф.Зеер делает вывод о том, что профессиональное самосохранение личности достигается за счет осуществления только активной стратегии поведении в критических профессиональных ситуациях. Остальные стратегии профессионального развития способствует возникновению профессиональной стагнации или профессионально обусловленных деструкции.
Рефлексия спасает человека от отрицательного влияния его профессии. Профессиональная деформация, с точки зрения своего механизма, рассматривается как следствие нарушения системы личностной и профессиональной рефлексивной саморегуляции личности и проявляется как избыточное доминирование «Я профессиональное» в области «Я человеческое». Профессиональную деформацию было принято считать возрастным фактором в педагогической профессии .Однако исследования последних лет свидетельствуют о том, что такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы, и формируется профессиональная картина мира.
Постоянная практика рефлексивного наблюдения за собой и анализ себя в разных ситуациях как бы глазами другого (по рефлексивной формуле Я исполнитель –Я контролер) поможет осознать свое индивидуальное и ролевое поведение. Процесс осознания своего «Я человеческое» и «Я профессиональное» поддержит или постепенно восстановит поведенческую гибкость учителя как оптимальное сочетание его индивидуальных способов поведения и разнообразных профессиональных (ролевых) паттернов взаимодействия. Рефлексивное сканирование своего ролевого поведения можно сопровождать процедурами самодиагностики своих личностных качеств (изучение уровня ригидности, тревожности, невротизации, локуса контроля и др.). Полученная информация позволит лучше понять себя и предпринять в случае необходимости необходимую корректировку своего профессионального поведения . Синдром эмоционального выгорания не случайно является сегодня модной темой - в нем описывается типичный феномен нашего времени. Это время характеризуется не только спешкой, разнообразием возможностей для деятельностей и нацеленностью на достижения, но и отсутствием отношений, и необязательностью, это прагматическое время, наполненное духом потребления, в котором все служит достижению максимальной производительности. Поэтому эмоциональное выгорание можно рассматривать как счет, предъявляемый нам за отчужденную, удаленную от нашей человеческой действительности жизнь в угоду требованиям своего времени.