Комплексная проверочная работа для 3 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Начальная общеобразовательная школа
Комплексная проверочная работа
(компетентностый подход к проверке знаний)
Работу составила
учитель начальных классов
Алексеева Татьяна Николаевна
Пермский край п. Звездный
2013
Итоговая комплексная работа:
краткая характеристика и особенности
Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению, как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки. Выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Работы строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 5 (в первом классе) до 10 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика.
С помощью системы таких работ для 1 – 4 классов предполагается вести оценку сформированности следующих предметных навыков:
В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
техника и навыки чтения
скорость чтения «про себя» не сплошного текста (в скрытой для детей форме);
общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.
культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.
создание микротекстов, содержащих краткий читательский отклик, свободный комментарий по прочитанному тексту.
В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
целостность системы понятий (4 кл.);
фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи (начиная с 1-го класса);
разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
разбор предложения по частям речи (начиная с 3-го кл.);
синтаксический разбор предложения (4 кл.);
умение строить свободные высказывания:
словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
предложения
связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
на этическую ситуацию
на нравственную и социальную проблему
на экологические проблемы
задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
сформированность навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
словарный запас и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);
В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию
умение рассуждать и обосновывать свои действия;
В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
объекты живой и неживой природы;
классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
распознавание отдельных географических объектов;
сформированность первичных предметных способов учебных действий
навыков измерения и оценки;
навыков работа с картой;
навыков систематизации;
сформированность первичных методологических представлений
этапы исследования и их описание;
различение фактов и суждений;
постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по:
проведению работ;
оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);
оцениванию работы в целом
интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;
фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.
Напиши свою фамилию и имя __________________________________
Белка. Комплексная проверочная работа. 3 класс
Прочти текст.
11 Белку легко узнать. Летом она рыжая, зимой серая, брюшко белое, на
20 ушах кисточки. Длинный, широкий и лёгкий хвост помогает белке
31 совершать большие и красивые прыжки с дерева на дерево. Наш милый
41 зверек может устремиться с вершины высокого дерева прямиком на
53 землю, пролетев до пятнадцати метров. Или на ветку соседнего, если она в
63 шести-восьми метрах. В прыжке белка великолепна, и это великолепие
73 обусловлено хвостом. Хвост – и гордость, и предмет забот нашей героини.
84 Она его содержит в идеально чистом состоянии и бережет от намокания.
95 Ночует белка в дуплах, в тайге часто строит гайно шарообразное
106 гнездо из веток диаметром до полуметра с 1-2 боковыми входами,
116 выложенное изнутри мхом и лишайниками. Чаще всего оно расположено
129 на ели. Иногда белка утепляет для себя сорочье гнездо. Зимой ей мороз не
141 страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит.
152 Там уютно и тепло. Свернётся зверёк клубочком, пушистым хвостиком
156 вход прикроет и спит.
161 Питается белка семенами хвойных деревьев, грибами, почками, побегами,
170 орехами, насекомыми. Изредка поедает птенцов и яйца птиц. Кормится на
182 деревьях и на земле, может совершать дальние кочевки по кронам, почти
192 не спускаясь на землю. Таежная белка питается в основном семенами
201 хвойных деревьев, в неурожайные годы шишками, сброшенными на землю
212 клестами, и семенами из запасов кедровок. Сама белка тоже умеет делать
222 припасы. Но часто не помнит их местонахождения и находит случайно.
236 Удивительный зверёк может жить и в неволе. Только хлопот с ним много. Белка в 247 квартире до того свыкается с необычной обстановкой, что считает людей гостями, и 259 даже чужаками, в своих владениях. О, как было бы приятно держать милую 270 неугомонную хлопотунью дома, когда бы этот звереныш был хоть немного
284 спокойнее. Белочка металась бы со стенки на гардероб, со штор на горку посуды, с 298 телевизора на вашу голову, оставляла бы следы зубов на книгах и мебели,
310 вытаскивала бы из карманов платки, кошельки и набивала бы их вместо похищенных 314 предметов рисом или компотом!
Ответь на вопросы теста.
1.Сколько абзацев в тексте?
а) три б) четыре в) пять
2. В неволе белка живёт до 12 лет, но на свободе её век недолог: в возрасте 3-х лет она уже старушка. Слишком много у зверька врагов. Во сколько раз продолжительность жизни белки в природе меньше, чем продолжительность жизни в неволе?
а) в 5 раз б) в 3 раза в) в 4 раза
3. Сколько в тексте восклицательных предложений?
а) 1 б) 0 в) 2
4. Тело белки покрыто густой шёрсткой. Значит, она относится к группе:
а) птицы
б) земноводные
в) звери (млекопитающие)
5. Как в тексте названы брюшко и хвост белки?
а) серое брюшко; большой и красивый хвост
б) белое брюшко; длинный, широкий и лёгкий хвост
в) рыжее брюшко; милый и короткий хвост
6. След белки расположен в виде прямоугольника со сторонами 7 см и 11 см. Найди площадь отпечатка следа.
а) 77
б) 18
в) 707
7. В предложении Изредка поедает птенцов и яйца птиц глагол
а) прошедшего времени
б) будущего времени
в) настоящего времени
8. К какой группе животных, исходя из рациона питания, относится белка?
а) всеядные
б) растительноядные
в) хищники
9. Из запасов каких птиц белка зимой может полакомиться семенами?
а) клестов
б) кедровок
в) снегирей
10. Длина прыжка белки 50 см. За сколько прыжком белка преодолеет расстояние в 5 м?
а) 1 прыжок
б) 10 прыжков
в) 100 прыжков
11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная в корне слова?
а) гр..бами, почк..ми, ..рехами
б) зв..рёк, с в..ршины, к..дровок
в) на книг..х, пл..тки, к..шельки
12. С помощью какой части тела белка приспособлена к жизни на деревьях?
а) с помощью густой шерсти
б) с помощью острых зубов
в) с помощью длинного и лёгкого хвоста
13. Данный текст является
а) художественным
б) научным
в) научно-популярным
14. Самка белки приносит до 8 бельчат дважды в год. Сколько максимально детёнышей может появиться у белки за три года?
а) 24 б) 72 в) 48
15. В последнем предложении второго абзаца найдите однородные члены предложения. Это
а) однородные подлежащие
б) однородные сказуемые
в) однородные второстепенные члены предложения
16. Выбери правильную цепь питания
а) пшеница – мышь – сова – белка
б) грибы – белка
в) водоросли – рыба – белка
17. К какому абзацу относится заголовок «Хлопотунья»?
а) к первому
б) к третьему
в) к четвёртому
18. Белка, бегая по дереву, каждую минуту поднималась на 6 м, а затем сразу опускалась на 3 м. Через сколько минут белка достигнет отметки 15 м?
а) 6 мин б) 7 мин в) 8 мин
19. Предложение: Иногда белка утепляет для себя сорочье гнездо разберите по членам предложения, определите подлежащее. Каким существительным оно выражено?
а) неодушевлённое среднего рода единственного числа
б) одушевлённое женского рода единственного числа
в) одушевлённое женского рода множественного числа
20. Белка и другие животные в данной группе напрямую или косвенно связаны с дубом. Какая из групп имеет отношение к дубу?
а) белка, лесные мыши, жук-усач, кабан
б) кабан, белка, жук-олень, ящерица, коршун
в) олень, белка, неясыть, выдра, кукушка
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
б
в
а
в
б
а
в
а
б
б
б
в
в
в
б
б
в
б
б
а
Уровень компетентности
Уровень
компетентности
Низкий
Удовлетворительный
Хороший
Высокий
Баллы
1 – 9
10 – 13
14 – 17
18 – 20
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
15