Исследовательская работа Русские традиции и обычаи


ЛИЦЕЙ № 1
Исследовательская работа
по теме:
«Русские традиции и обряды»

г. Зеленодольск.
2015год
Актуальность исследования. Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены.
Несмотря на то, что понятие «традиции» известно всем, далеко не полностью осознается их роль в жизнедеятельности общества. Современные русские знают о своих обычаях и традициях до обидного мало, часто их знания о культурах других народов бывают более обширными. «Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», - говорил русский художник Васнецов. Мы полностью согласны с этим высказыванием и поэтому поставили перед собой цель - рассмотреть комплекс народных традиций и обрядов; приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков, чтобы помнить свои корни, ведь наши предки - отражение давно минувших дней.
Объектом исследования является анализ народных обычаев и традиций России.
Цель исследования – приблизиться к пониманию традиций и жизни своих предков.
Задачи:−  найти и проанализировать различные источники с целью исследования истории;
- подобрать и изучить литературу о посиделках;
- подобрать иллюстративный материал о посиделках
( репродукции картин);
- выяснить, что такое посиделки;
- выделить основные занятия на посиделках и время их проведения;
-выявить, какие традиции в проведении посиделок существовали;
-познакомить с результатами исследования;
- начать оформление альбома « Посиделки не безделки»;
Введение
Школа, кружки, секции, занятия спортом, музыкой и танцами, общение, интернет, наконец. Такова жизнь современных девочек и девушек. А как жили наши ровесницы в то время, когда не было телевизоров и плейеров, компьютера, интернета и магазинов с модной одеждой? Вот скука-то!
Нам захотелось узнать и понять, действительно ли жизнь девочек и девушек в дотелевизионную эпоху была неинтересной и скучной, какие радости и развлечения были в то время.
И тогда мы узнали о традициях русских девичьих посиделок, во время которых пели песни и частушки, рассказывали сказки, предания, в том числе и церковные ( жития святых, например ), устраивались различные игры. А ещё девушки вязали, плести кружева, ткали, вышивали.
О традициях русских посиделок мы и расскажем в своей работе. Такова цель нашего проекта.
Его задачей является изучить фольклорный материал: историю и технологию некоторых видов рукоделия, научиться самим выполнять различные виды работ.
В ходе работы мы изучили различную литературу: В. Бахтин « От былины до считалки» , «Славянский фольклор» , С. Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» , Н. Норенко «Русские традиции при изготовлении различных изделий.
Оказалось, что жизнь наших далеких (во времени) сверстниц – это целый мир, яркий, интересный, музыкальный. И во многих уменьях: шить, вязать, вышивать – нам есть чему у них поучиться.
На завалинках, в светелке,Иль на бревнышках каких Собирались посиделки Пожилых и молодых. При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод - Говорили, песни пели И водили хоровод.
Весна и лето у русского народа были горячей порой – нужно было вырастить урожай. Осенью же тяжелая работа сменялась отдыхом. Поэтому с начала октября и до Масленицы, молодежь собиралась на посиделки, беседы, вечёрки. К посиделкам готовились заблаговременно: договаривались с хозяйкой дома о том, чтобы снять дом на всю зиму, об условиях оплаты.
В. Даль писал о посиделках: «сбор крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам, под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». 
Тем не менее, на обычных посиделках, которые устраивались в будний день, в основном только работали, а вот по праздникам устраивались игры и танцы.
Одним из важных дел на посиделках был сбор приданого. По существу мама начинала копить приданое с рождения дочери, потихоньку откладывая отрезы ткани на сарафаны, платки, полотенца. Называлось это «нагнетать сундук». А с 10-15 лет девочки сами начинали шить себе одежду и готовить приданое. И этой работой занимались постоянно, в том числе и на посиделках.
Для приданого готовилась праздничная и повседневная одежда, причём в нескольких комплектах: для ношения в молодом, среднем и пожилом возрасте, то есть на всю жизнь. Считалось, что платье, сшитое в то время, когда человек приближался к периоду максимальной жизненной силы, сохраняло эту магическую силу в себе, и чем на больший период жизни заготавливался комплект одежды, тем дольше её владельцу было суждено  прожить.
Также требовалось заготовить множество полотенец – даров жениху, свадебным дружкам, дяде, деверю и даже всем мужчинам, присутствующим на свадьбе. Полотенце выполняло роль оберега, осуществляло  связь между людьми и иным миром. В русских народных сказках отражено это волшебное свойство: махнул полотенцем – сделался мост, появился сад, огненная река. В наши дни на свадьбах тоже используют полотенца: на нем подаётся хлеб-соль гостям.
«Заметут снега, будут девки собираться на супрядки».
Супрядки – те же посиделки. Слово образовано от глагола «прясть» при помощи приставки су-(со-)- со значением «вместе». Это «совместное прядение» льна, шерсти – те же девичьи деревенские посиделки, главная цель которых - рукоделие, помощь по дому.

   Прядение
Вот те прялка, вот те лен,      Вот те сорок веретен.      Ты сиди попрядывай,      На меня поглядывай.
Умение девушки прясть в народе воспринималось как знак ее зрелости, готовности к замужеству: «Холостого полюбить – самопряхой надо быть». Пряха, у которой «веретенышко не вьется, куделенка не прядется», по народным представлениям, теряла всякую возможность найти хорошую брачную пару. В сказках девушка находит своего жениха с помощью нити, прядущейся из «серебряного донца – золотого веретенца», привораживает парня умением чисто и тонко прясть.

Все прядильно-ткацкие работы начинались обычно с Филиппова дня (15/28 ноября), когда были окончены дела, связанные с мятьем, трепанием и чесанием льна. Филиппов день, после которого начинался Филиппов (Рождественский) пост, во многих деревнях называли «прядильное говенье».

Пряхи. С миниатюр XIII и XIX в. Веретёна. Начало XX в В крестьянской избе. Лубок. XIX в.

      Прялки. XIX – начало XX в. Вологодская губ.           Прялки. XIX – начало XX в. Виды самопрялок:      самопрялка-калаурот и самопрялка-стояк
Прядение было довольно трудоемким процессом: опытная пряха выпрядала 16 кг кудели только за 40 суток непрерывной работы. Многие девушки вместо веретена работали на самопрялках, где волокно скручивалось и наматывалось на шпульку при помощи колеса, приводимого в движение ногой, что значительно убыстряло работу.

Девушки пряли каждый вечер, за исключением канунов праздников, самих праздников, воскресений, а в некоторых местах и пятниц. Верили, что нарушение пряхой запрета работать в праздничные дни приведет к тому, что у нее будут болеть пальцы; особенно жестким был запрет на прядение в пятницу, то есть в день «бабьей святой» Параскевы Пятницы. Считалось, что, работая в этот день, можно запорошить св. Параскеве глаза.
 
На посиделках девушки прилежно работали, стараясь выполнить урок – задание, полученное от матери:       Пряди, кума, не ленися,      По донечку не вертися,      По лавочке не тянися.
       Если какая-либо девушка, заигравшись, не справлялась с работой – ей старались помочь. К явным лентяйкам относились неодобрительно, над ленивыми и нерасторопными смеялись: «Ой, Окуля, Окуля, еще замуж ладится». Про нерадивую пряху пели:       Пряла наша Дуня не тонко, не толсто,      Потоньше полена, потолще оглобли.           Считалось, что ленивые и нерадивые девушки, не желающие прислушиваться к мнению подруг, своим поведением создают плохую репутацию всей посиделке. Остальные девушки могли изгнать их из своей группы.     
Монотонный, утомительный процесс прядения скрашивался пением, рассказами, шутками, играми.
Песни исполняли обычно протяжные, грустные, в ритм шумящим веретенам.
Рассказы девушки предпочитали слушать страшные: об умершем женихе, пришедшем с того света за своей невестой, о ведьмах, превращавшихся в свиней, об огненном змее, который влетал в печную трубу к вдове, тосковавшей по мужу, о колдунах, помогавших в любовных делах. Когда кто-нибудь из парней неожиданно задувал лучину или свечу на самом захватывающем месте, девушки поднимали визг.
Все эти истории могли неожиданно прерваться забавной шуткой, которая снимала напряжение и вызывала общий смех. Если девушки уж очень развеселились, забыв про работу, то одна из них могла, например, крикнуть:
«Ключики-замочки, запирайте свои роточки».
Всем полагалось сразу же замолчать. Девушка, нарушившая молчание, наказывалась: она должна была спрясть той, что выкрикнула «ключики-замочки», три нитки – то есть намотать на ладонь пряжу, снять ее на веретено, и так три раза. Особенно смешливую девушку наказывали построже: она должна
была напрясть семь ниток.

Возвратясь домой с посиделки, девушка должна была аккуратно положить прялку на место, перекреститься и сказать: «Ну, слава Богу, сегодня попряла!» По поверью, если девушка ляжет спать, не благословясь, то ночью ей кикимора перепутает кудель.      Прядение заканчивалось вместе с Рождественским постом. В Святки прясть запрещалось.
Согласно поверью, в Рождественский сочельник прялку полагалось забросить на чердак, чтобы остатки кудели на ней кикимора превратила в шелк, а веретено надо было оставить на ночь на перекрестке дорог, чтобы черти намотали на него щелк и чтобы обеспечить богатую жизнь в замужестве.

Ткачество
Из умных умна, на кроснах ткала,      На просестушке часты бердечки,      Часты бердечки разбегалися,      Все набелочки разлеталисяСамотканочки сами ткалися.
Девушки ткали полотна главным образом для своего приданого и лишь изредка для своей семьи. Белые полотна шли на изготовление простыней и наволочек для брачной постели, полотенец и ширинок – для подарков родственникам будущего мужа; из пестрядинных шили одежду: рубахи, сарафаны, юбки, понёвы, передники. Некоторые девушки ткали полотна на продажу, а на вырученные деньги покупали себе красивые городские вещи, ценившиеся в молодежной среде.      Тканье холстов начиналось с Масленицы или со дня св. Евдокии (1/14 марта) и продолжалось в течение всего Великого поста.

Ткачихи. Фрагмент росписи набирки. Середина XIX в. За работой на ткацком стане. Фото. Конец XIX в. Полтавщина

Ткацкий стан. XIX в. Русский Север. Один из видов ткацкого стана – горизонтальный. XX в. Рязанская обл. Фрагмент юбки. Конец XIX в. Ярославская губ. Пестрядь и узорная ткань из льняных и хлопчатобумажных нитей.           Фрагмент покрывала. 1958. Рязанская обл. Узорная ткань из цветной шерсти
     
Ткачество считалось очень важным делом, которое требовало особого внимания и серьезного отношения. Работу полагалось начинать в «легкий» день, рано утром, желательно в полнолуние и желательно в тот день, на который в прошлом году приходился праздник. Перед началом работ мастерице надо было обязательно помыться в бане, переодеться в чистую одежду, помолиться образу Божьей Матери и попросить разрешения на работу у св. Параскевы Пятницы.
      Перед тем как сесть за ткацкий стан (кросна), предстояло проделать довольно большую подготовительную работу. Надо было смотать нитки с веретена или со шпульки самопрялки в большие мотки, в которых их стирали, красили и выбеливали, потом перемотать в клубки или на деревянные цилиндры – вьюшки, насновать основу для ткацкого стана и намотать нить для утка. Вся эта работа выполнялась с помощью специальных приспособлений: мотовил, вороб, сновалок – и была довольно трудоемкой. Например, чтобы сделать основу для ткацкого стана длиной 38 м, девушка должна была двигаться вдоль рамочной сновалки, перенося нить с одного ее колышка на другой, несколько часов подряд. Только после этого, подготовив все, что нужно, девушка с помощью подруг заправляла ткацкий стан и садилась за работу.
Ткацкий стан был в каждом доме, девочек начинали обучать ткацкому мастерству примерно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была стать хорошей ткачихой. Всеобщим уважением пользовались те девушки, которые умели ткать ткани не только простого полотняного переплетения (однотонные, полосатые, клетчатые), но и узорные, с «украсами».
Вышивание
Кабы ты, белая береза,      Была красная девка!      Ты сидела бы, сидела      В золотом тереме,      Ты шила бы, вышивала      Золотые узоры.

В русской деревне вышивание было только девичьим делом – «девичьим рукодельицем, мелким щепетеньицем». Замужние женщины, как правило, за пяльцы не садились: «Жених на двор – пяльцы на стол», – говорит русская пословица. Девушка, «красующаяся за пялыма точеныма», – типичная картина тех областей, где было хорошо развито искусство вышивки. Считалось, что девушка, овладевшая им, готова к браку.       

Ковер с ручной вышивкой. XX в. Вологодская губ.     Пяльца с вышивкой
Девочка за вышиванием полотенца. Фото. 1914. Владимирская губ. Фрагмент подзора. Середина XIX в. Олонецкая губ.Фрагмент подзора. Середина XIX в. Тверская губ.
     Наиболее подходящей для вышивания была весна – светлое время года, после Масленицы. Для этого девушки часто собирались вместе в избе или, когда становилось теплее, на лугу. Вышивание считалось «чистым делом», и им можно было заниматься не только по будням, но и по воскресным дням и далее в Святки, когда другие работы были запрещены. Кроме того, девушки вышивали на «гостибной неделе», то есть когда им полагалось гостить у родственников, живших в других деревнях.      Вышивкой девушки украшали подарки парням, с которыми они «играли»: кисеты, кошельки, платки, ремни для гармоней, а также все, что было принято включать в состав приданого и дарить на свадьбе: полотенца, скатерти, подзоры простыней, рубахи, платки, ширинки. Вышивка выполнялась обычно льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными, золотными и серебряными нитками по белому полотну домашней выделки, при помощи пялец – «пялышек точёных» – и короткой стальной иглы. В северных губерниях любимым цветом вышивки был красный и белый, в южнорусских предпочитали красный цвет в сочетании с синим, зеленым, желтым, фиолетовым, черным. Девушки знали много декоративных швов, которыми делали узоры по цельной и разреженной ткани. Узоры девичьей вышивки были довольно сложными и казались видевшим их людям «хитроручным изрядством», «шелковидным ухищрением». На ткани изображались различные ромбы, розетки, квадраты, кресты, объединенные в бордюры, стилизованные растения, птицы – лебеди, утки, тетерки, животные – лоси, олени, кони, львы, барсы, фантастические грифоны, единороги, сирины, алконосты.      По народным представлениям, и само вышивание – не простая «украса», а сакральный процесс. В народе говорили, что клубки ниток девушкам приносят канарейки, мотушки – кукушки, пяльцы и швейки – канарейки, а узоры вышиваются в «святые дни»:       Тонка-бела сорочечка      По три ноченьки вышивана,      В перву ноченьку христовьскую (пасхальную. – И. Ш.),      Во другу во иваньинскую (в ночь на Ивана Купала. – И. Ш.),      В третью ноченьку петровьскую (в ночь на Петров день. – И. Ш.).
Попробуем представить: поздняя осень, вечер, за порогом дома - темнота. Все домашние дела закончены. Но телевизоров и компьютеров нет, дискотеки и клубов тоже нет. Представьте, что мы в самой большой избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Начинают собираться девушки. И совсем молоденькие, 10-13 летние, и девушки на выданье.
Можно начинать наши посиделки.
Изготовление цветка папоротника.
Материал:
Пластины войлока разных цветов;
Бумажные шаблоны;
Фломастеры (для обводки контура);
Ножницы;
Клей для ткани;
Цветной контур;
Способ изготовления:
При помощи шаблонов вы можете сделать цветок.
Берем пластину войлока, обводим шаблон, вырезаем по контуру,
собираем цветок и приклеиваем на основу.
Соблюдаем технику безопасности при работе с ножницами и клеем.


Мы уже говорили что на посиделках любили рассказывать сказки, страшные истории про нечистую силу, чудеса.

И мы с вами не сделаем исключение. Слушайте.
Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. В этот день люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца.
На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.
В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше — тот будет счастливее.
В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу.
Говорят, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Перунов цвет способен защитить от всевозможных недугов, порчи, сглазов. Он разрушительно воздействует на все темные силы.
Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся и он начинает понимать язык зверей и птиц.
Вот так и проходил праздник Ивана Купалы — в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…
Оберег

Цвет Папоротника это мужской оберег, по действию он схожий с Одолень-Травой.Полезно если у вас дома есть такой оберег, а также это хороший подарок для близких
Цвет Папоротника, он же оберег Перунов Цвет.
Цвет Папоротника подойдет человеку, который умеет ценить любые достижения, а не только материальные сокровища. А также тем людям, которые хотят получить путеводную звезду для достижения своих поставленных целей лишь верным способом и с действительно весьма ценным результатом. Цвет Папоротника обладает мощными целительными силами. В особенности Цвет Папоротника силен в излечении мужских болезней.
Заключение
Была ли скучной жизнь наших сверстниц без телевизора и компьютера? Проведя свое исследовании, мы поняли, что скучной такую жизнь не назовешь.
И одной из главных радостей были вечерние посиделки, на которых пели, плясали, играли в различные игры, знакомились со своими сужеными.
Девушки на посиделках, развлекаясь, учились. Становились умными хозяйками, рукодельницами: приобретали умение прясть, вязать, шить, вышивать. Надеемся, традиции девичьих посиделок еще можно возродить, может быть в другом виде, например, в кружках, фольклорных коллективах.
Говоря о народных традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Необходимо возрождать народную культуру, сохранять народные традиции России, потому что это часть нашей истории, нашего быта.
Есть такая вещь, которая никогда не исчезнет в наших сердцах. Это память. Память о своих предках. Мы должны помнить свои корни и должны пожить так, чтобы нас помнили…
Список использованных источников:
Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник/Ф. С. Капица. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 216 с.
Никитина А. В. Русская традиционная культура: Учебное пособие для иностранцев. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 340 с.
Харлицкий М. С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. – М.: Изд-во РУДН, 1996. – 132 с.
Энциклопедия российских праздников / Составители: Воскобойников В., Голь Н. СПб.: Респекс, 1997. – 448 с.
Интернет-ресурсы
Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии, Дрофа, 2007 г.
Мы провели анкетирование в своём классе, были заданы следующие вопросы:
-Какие народные праздники вы знаете?
- Какие традиции и обряды, песни, связанные с этими праздниками вы знаете?
- Какие из народных праздников православные, а какие уходят корнями в язычество?
- Перечислите названия русских народных сказок.
- Посиделки – это…
-Чем занимались на посиделках?
В результате анкетирования выяснили следующее:
К народным праздникам (помимо Рождества, Крещения, Пасхи) были отнесены «кутья», «колядки», Великий пост, день мужчин, день женщин.Только два человека назвали праздник Ивана Купала.
Из праздничных традиций и обрядов известны лишь крашение яиц и приготовление куличей на Пасху, выпекание блинов и сжигание чучела на Масленицу.
Масленица некоторыми учениками была отнесена к православным праздникам, а католический праздник День Святого Валентина причислен к русским языческим.
В качестве русских народных сказок были названы литературные сказки, произведения из древнерусской литературы.
Посиделки назвали время отдыха от работы.
Сидели и болтали, делились новостями. Ничего не делали.
Проанализировав результаты, мы решили обратиться к истории возникновения именно языческих народных праздников.


"Орепей".
Славянский символ притягивающий счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия

оберег Перунов Цвет.